По преодолению нарушений письма

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ

Коррекционная работа осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача логопеда состоит в том, чтобы сформировать у ребенка представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

В процессе работы происходит постепенное усложнение заданий и речевого материала: навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в тексте как в устной, так и в письменной речи.

Коррекционная работы проводится в три взаимосвязанных этапа.

I этап

1. Формирование навыка построения связных высказываний. Детей учат:

- соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;

- отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.;

- составлять предложения из заданного набора слов бепропуска членов предложения и повторов;

- составлять тексты из 2-3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.

2. Закрепление навыков словообразования. Детей учат:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -к-, -ик-, -чик- и т.п.);

- образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;

- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-.

3. Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат:

- различать формы именительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа имен существительных;

- образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного падежа без предлогов;

- согласовывать существительные и глаголы настоящего времени 3-го лица в числе.

// этап

1. Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:

- образовывать словосочетания и предложения различных видов;

- характеризовать и различать между собой части речи.

2. Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -онък-, -енък-, -ышк- и т.п.);

- образовывать существительные с суффиксом -ниц-;

- образовывать существительные с суффиксом -инк-/-енк-, с суффиксом -ин-;

- образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;

- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, -нин, -ов, -ев и др.;

- образовывать относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-.

3. Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

- понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;

- закреплять навык использования в речи имен существительных в форме множественного числа без предлогов;

- использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени;

- согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде;

- согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.

III этап

1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:

- самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.

2. Уточнение знаний детей о непродуктивных непродуктивных формах словоизменения. Детей учат:

- образовывать названия животных;

- образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами;

- образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами.

3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

- использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;

- согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа;

- согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с именами существительными.

Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся.

Для этого необходимо:

— сформировать у ребенка понимание особенностей взаимосвязи различных частей речи;

- научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.

Овладение грамматическим строем языка реализуется с помощью системы постепенно усложняющихся упражнений, причем каждое задание включает образец его выполнения, а речевой материал, предлагаемый детям, подобран с учетом принципа доступности. Дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется способность делать определенные грамматические обобщения.

В процессе формирования навыков словообразования у школьников с аграмматической формой дислексии и дисграфии основное внимание уделяется формированию у детей навыков словообразования. Детей учат образовывать новые
слова от заданных, разбирать слова по составу, определять, какой частью речи они являются. Также проводится работа по пополнению словарного запаса детей различными частями речи. Педагог уделяет особое внимание правильному пониманию детьми семантики слов.

Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:

- формируются навыки словообразования и словотворчества;

- появляется навык работы с различными частями речи;

- расширяется словарный запас;

- развивается так называемое языковое чутье;

- появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов.

Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения и конспекты занятий по коррекции аграмматической дисграфии.

 

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: