Порядок проведения работы. 1. Ознакомиться с типовыми этапами и содержанием работ по разработке и внедрению системы качества на пищевом предприятии (таблица 1)

1. Ознакомиться с типовыми этапами и содержанием работ по разработке и внедрению системы качества на пищевом предприятии (таблица 1).

2. Составить приблизительный план проведения работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества на конкретном предприятии.

 

Таблица 1 - Типовые этапы и содержание работ по разработке и внедрению систем качества

 

Типовые этапы разработки и внедрения системы качества на основе МС ИСО серии 9000 Содержание работ
І Формирование руководящих и рабочих органов по внедрению стандартов ИСО  
Проведение информационного совещания Проведение совещания предназначено для того, чтобы сообщить руководству предприятия и управленческому персоналу информацию о роли и значении системы качества в обеспечении успешной деятельности предприятия, а также необходимые первичные мероприятия для ее создания и сертификации. Информировать могут специалисты предприятия или приглашенные со стороны консультанты.
Принятие высшим руководством решения о создании системы качества Руководитель предприятия осуществляет работы по внедрению стандартов и лично несет ответственность за ее результаты.
Издание приказа Решение оформляется в виде приказа о создании руководящего органа, его полномочиях и обязанностях
Расчет затрат на разработку, внедрение и сертификацию системы качества Это является важной частью работы. Создание системы качества и ее последующая сертификация это дорогостоящие работы. Из-за этого многие руководители не хотят их инициировать. Возникают вопросы можно ли минимизировать затраты на разработку и внедрение СК и сможет ли предприятие впоследствии содержать систему качества? Практика показывает, что затраты окупаются с большей вероятностью тем, чем серьезнее отношение к созданию системы качества. Необходимо понимание того, что система качества нужна не только для удовлетворения потребителей и подтверждения соответствия стандарту, но, прежде всего, для получения выгоды самого предприятия. Расчет затрат рекомендуется проводить на основе классификации по видам деятельности.
Разработка программы работ Как и при прочих инвестициях, первый руководитель должен утвердить календарный план внедрения системы качества с определением этапов работ
Назначение представителя высшего руководства руководителем по качеству Успех системы качества во многом зависит от поддержки со стороны высшего руководства
Создание рабочего органа по разработке и внедрению системы качества. Это может быть группа по внедрению системы качества сформированная в составе службы качества.
Издание приказа.  
Обучение персонала сформированного органа Организация изучения стандартов ИСО
Определение Политики предприятия в области качества. · направления деятельности предприятия в области качества; · цели и задачи предприятия в области качества; · девиз предприятия в области качества; · документальное оформление Политики в области качества
Общее собрание персонала предприятия Доведение политики в области качества до подразделений и каждого работающего, деятельность которых непосредственно влияет на качество. Разъяснение необходимости внедрения стандартов.
Выбор модели системы качества по ИСО 9000 Зависит от конкретной деятельности предприятия (организации), вида выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Определение состава функций и задач системы качества по положениям ИСО Процесс создания продукции представляется в виде подробного перечня этапов работ. Его основу должны составлять стадии жизненного цикла продукции. Функции определяют содержание деятельности в системе и служат помощью при ее создании.
Определение состава структурных подразделений системы качества Установление обязанностей, полномочий и ответственности по функциям системы качества между подразделениями и должностными лицами предприятия. Необходимо разработать должностные инструкции и положения о подразделениях
Анализ системы качества по ИСО 9000 и выявление проблем Поэлементный анализ действующей системы качества по сравнению с выбранной моделью ИСО.
Разработка и реализация мер по приведению системы качества в соответствие с ИСО 9000 Если это требуется на основе проведенного анализа. Ошибки, допущенные на данном этапе могут привести к трудоемким корректировкам, переделкам и недостаткам в системе качества.
Структурная схема системы качества Строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать “устройство” системы — состав и взаимосвязь всех структурных подразделений в системе качества и ее управляющее ядро — службу качества (включаются, как правило, отдел технического контроля, метрологическая служба, центральная заводская лаборатория, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству). Для примера подобная структурная схема приведена на рис. 6.2 Дополнительно на схеме целесообразно указать основные функции представленных подразделений.
Разработка функциональной схемы управления качеством Позволяет наглядно представить “работу” системы качества — процесс управления качеством. Такая схема строится в виде петли качества, подобно тому, как это изображено на рис. 6.3 применительно к изготовлению продукции. При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства.
ІІ Создание и введение в действие документации системы качества (п. 5.3).  
Определение структуры и состава документации системы качества. Необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения элементов системы качества. Для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов. Например, для управления несоответствующей продукцией нужно будет, как минимум, иметь: · стандарт по учету и изоляции брака; · стандарт по удовлетворению претензий потребителей; · стандарт по разрешениям на отступления от документации при изготовлении продукции Среди этих документов будут и действующие, и те, которые нужно будет разработать дополнительно. Не исключено также, что может потребоваться доработка, объединение или отмена некоторых действующих документов
Разработка и корректировка конкретных нормативных документов. В них должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества (этап наполнения системы качества внутренним содержанием). Необходимо составить и утвердить у руководства план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ. Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы
Разработка основного документа СК -"Руководства по качеству" Кроме конкретных документов по отдельным элементам (функциям) для окончательного формирования документации системы качества необходимо разработать обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы и излагалась политика в области качества. Такое описание предусматривается стандартом ИСО 9004-1 в виде “Руководства по качеству”. Конкретные указания по разработке “Руководства...” приведены в стандарте ИСО 10013 “Руководящие указания по разработке руководств по качеству”. “Руководство”, как правило, служит не только для внутреннего использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также — независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации
ІІІ Подготовка системы качества к сертификации.  
Проведение самооценки СК (после завершения работ по ее внедрению). Может проводиться внутренний аудит системы качества. Отчет и заключение о степени соответствия системы требованиям выбранной модели, ее способности обеспечить достижение целей, сформулированных в политике предприятия в области качества. Проводится оценка руководством предприятия эффективности СК по результатам проверки. При необходимости составляются корректировочные мероприятий по приведению СК в соответствие с требованиями ИСО 9000
Выбор органа по сертификации П. 6.2
Подача заявки на сертификацию П. 6.2
     

 

Система качества будет успешно функционировать, только если она будет создана внутри предприятия самими работниками.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: