Порядок проведения работы. 1. Проанализировать блок-схему деятельности по сертификации системы менеджмента качества

1. Проанализировать блок-схему деятельности по сертификации системы менеджмента качества.

 

Полный процесс внедрения системы качества на предприятии условно делится на три этапа:

· организация разработки системы качества;

· создание и документирование системы качества;

· подготовка системы качества к сертификации.

Содержание каждого этапа показано в таблице 2.

На первом этапе создаются организационные условия для системы качества соответствующие ИСО 9004-1, разрабатываются стратегия и методология работ. На втором этапе определяется структура и состав необходимой документации системы качества. Это является важным, новым моментом в управлении качеством на предприятии. Соответствующая документация служит для достижения требуемого качества; оценивания системы качества; улучшения качества; поддержания улучшений. В соответствии с ИСО 9004-1 " Управление качеством и элементы системы качества - часть 1: Руководящие указания", все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы качества, должны быть документированы в форме политики и процедур и должны быть систематизированы, упорядочены и доступны для понимания.

Доказать соответствие системы качества установленным требованиям можно тогда, когда система представлена в документированном виде. Документированная система должна разрабатываться так, чтобы быть прослеживаемой и понятной как для проверяющих ее, так и для пользователей. При этом объем документации ограничивается областью практического применения.

Система качества в соответствии со стандартами ИСО опирается на принцип: "Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано". Если этот принцип не выполняется, то систему качества нельзя проверить, т. к. фактически при этом аудиторы проверяют соответствие реальных процедур документированным. Поэтому необходимо проанализировать свою документацию и описать все элементы системы качества.

Состав и содержание элементов системы качества определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества.

Целью третьего этапа является подготовка системы качества к сертификации.

Сегодня сертификация - составная часть всеобщего управления качеством. Она в значительной степени обеспечивает решение проблемы безопасности путем глобального контроля и развития конкурентной среды, вытесняющей с рынка товары и услуги, оцениваемые как опасные.

Стандарты ИСО 9000 снижают необходимость многократной сертификации, которая столь же обременительна для потребителя, как и для поставщика (особенно малых поставщиков). Стандарты ИСО серии 9000 устанавливают четкие требования к системам качества и правилам их оценки. Документы широко применяются в практике договорных отношений на национальном и международном уровне. Заключая контракт на закупку продукции, потребитель, как правило, прежде всего, знакомится с действующей у изготовителя системой качества. Ведь система, соответствующая международным требованиям - гарантия стабильности показателей продукции. За рубежом к началу 90-х годов сертификация систем качества приобрела массовый характер. Первый сертификат на систему качества в России был выдан только в 1994 году.

Несмотря на то, что система качества, соответствующая стандартам ИСО серии 9000, не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему. В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.

Для ликвидации стихийного формирования систем качества Госстандарт разработал и ввел в действие ГОСТ Р 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации". Они гармонизированы с международными документами и определяют общие требования к организации деятельности Регистра, а также требования к порядку проведения сертификации систем качества и сертификации производств, инспекционного контроля за сертифицированными системами качества и производств.

Регистр систем качества обеспечивает и добровольную, и обязательную сертификацию систем качества (предусмотренную обязательной сертификацией продукции по схемам 5 и 6). Регистр включен в состав Системы сертификации ГОСТ Р.

В качестве нормативной базы для сертификации систем качества используются российские государственные стандарты, разработанные на основе новых версий стандартов ИСО серии 9000: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96, правила и процедуры сертификации системы качества по ГОСТ ИСО 10011-1, ГОСТ ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ РТ 40.005, требования к персоналу, осуществляющему проверку, оценку и сертификацию систем качества, - по ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ПР 50.3.001.

Внутренние причины, побуждающие предприятия внедрять системы качества и сертифицировать их, это:

· необходимость улучшения качества работы и продукции

· уменьшение издержек производства,

· снижение риска ответственности за продукцию.

Внешние причины:

· требования заказчиков;

· необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (создание преимуществ перед конкурентами);

· реклама.

Существуют и другие условия, побуждающие предприятия к сертификации СК.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: