Владимир Чуков
Взаимодействие во время движения и при преодолении сложных участков может быть организовано следующим образом:
- Обычный исходный порядок - колонна с интервалами между участниками 5-20 м. Замыкают колонну, как правило, врач, ремонтник или один из наиболее сильных и опытных участников. Общее правило – продолжать движение вперед можно лишь в том случае, когда видишь идущего за собой. В этом случае каждый участник имеет возможность оказать помощь впереди идущему, поддержать санки при преодолении гряд торосов, следить за движением запасной лыжи, санок, одометра и т.д.
При соблюдении этого правила исключается вероятность разрыва группы, что особенно опасно в условиях плохой видимости, внутри группы действует постоянный взаимоконтроль.
- При движении по участкам торошения интервалы между идущими сокращаются, поскольку здесь чаще может потребоваться помощь товарища.
- При преодолении трещин, узких участков тонкого льда, движение осуществляется по одному, причем, в случае необходимости, вначале на исходном "берегу", а затем и на противоположном, организуется страховка: участники со снятыми рюкзаками следят за движением группы и при первой необходимости приходят на помощь;
|
|
- При движении по тонкому льду интервалы увеличиваются до 20-25 м. На тонком льду необходим особый контроль за впередиидущими, четкое выполнение команд ведущего, которые должны передаваться по цепочке. В случае проваливания в воду помощь пострадавшему оказывают товарищи, находящиеся к нему ближе всех. Для этого в первую очередь необходимо освободиться от рюкзака и санок, но оставаться на лыжах.
- При преодолении водных пространств с использованием лодки также важно строго распределить обязанности по выполнению подготовительных работ. Подготовку к переправе целесообразно организовать следующим образом:
- трое участников, один из которых транспортирует лодку, начинают ее накачивать, проверяют обвязку, готовят весла или пару лыж для гребли;
- два человека выбирают наиболее удобное и безопасное место на исходном берегу для организации переправы и в случае необходимости проводят его предварительную подготовку - освобождают от молодого льда, намечают путь предстоящего движения;
- двое проверяют готовность капроновой веревки (две бухты по 200-250 м), с помощью которой будет осуществляться паромная переправа;
- остальные проверяют готовность к транспортировке рюкзаков, санок, лыж, сосредотачивают их в исходном месте.
В ряде случаев (при проведении разведок, организации переправ, движении в сложных условиях видимости и т.п.) целесообразно применять УКВ радиостанции для координации действий группы.
Техника преодоления естественных препятствий