Общая характеристика понятия

Понятие есть форма мышления, отображающая предметы и явления в их необходимых, наиболее общих и существенных признаках, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны, чтобы отличить один предмет мысли от другого. Понятие есть абстрактное отображение предметов и явлений, его нельзя представить себе в виде наглядного образа.

Образование понятий

В самом начале перед нашим умственным взором возникает некоторый образ предмета, который мы дополнили нашим воспоминанием об отдельных предметах, которые мы с вами встречали в своем опыте.

1) Выбрав какой-нибудь предмет в качестве образца, мы производим мысленное разложение его на отдельные признаки. Этот этап образования понятия называется анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение).

2) Далее, мы приступаем к рассмотрению выделенных признаков по отдельности. Отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения называется абстрагированием или абстракцией (от лат. abstraction - отвлечение).

3) Далее, мы рассматриваем различные виды предметов, сходных с данным, для того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки и отбросить признаки, свойственные только отдельным видам. Эта операция называется сравнением.

4) Наконец, выделив отдельные признаки и сравнив предметы по этим признакам, т.е. выделив общие признаки, мы соединяем все выделенные общие признаки в единое целое, в единый мысленный образ. Операция соединения признаков всех предметов данного множества в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество объектов из всех остальных, называется синтезом (от греч. syntesis - соединение, сочетание). В результате синтеза мы получаем сложный признак, в котором составляющие его признаки соединены при помощи союзов “и”, “или” и т.п.

5) Соединив в единое целое признаки, мы объединяем в одной мысли все объекты, имеющие выделенные признаки, т.е. при помощи выделенных признаков мы мыслим множество объектов, обладающих этими признаками. Эту операцию объединения разных объектов в одно множество по общим для них признакам назовем познавательным обобщением.

 

Признаком называют все то, в чем предметы и явления могут быть сходны между собой или чем они могут отличаться друг от друга, т. е. величина, форма, цвет и т. п.

Простой признак - это характеристика объекта или явления, указывающая на наличие или отсутствие у него свойства или отношения.

Мы будем делить простые признаки на:

· Положительные и отрицательные;

· Существенные и несущественные;

· Отличительные и не отличительные.

 

1. Положительным назовем признак, который говорит о наличии у объекта свойств или отношений. “Синий”, “красивый”, “справедливый”, “быть отцом”, “стоять за углом” - все это положительные признаки.

2. Отрицательным назовем признак, который говорит об отсутствии у объекта свойства или отношения. “Бесхвостый” и “бездетный”, “нестабильный” и “не имеющий спинки”, “неспособный к предательству” и “неделящийся на два” - все это отрицательные признаки.

3. Существенным называется признак, без которого нельзя помыслить само существование данного объекта.

4. Необходимым называется признак, которого не может не быть.

5. Случайным называется признак, который может быть или не быть присущ предмету мысли.

6. Несущественным называется признак, без которого мы можем помыслить существование данного объекта.

7. Отличительным называется признак, который присущ только объектам, входящим в объем данного понятия.

8. Неотличительным называется признак, если он присущ не только объектам, входящим в объем данного понятия.

9. Сложный признак - это соединение двух и более простых признаков при помощи союзов “и”, “или”, “если..., то...” и т.п.

10. Достаточные –позволяющие отличить один предмет мысли от другого.

Виды понятий.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны, что бы отличить одно понятие от другого.

Виды понятий по объему – 1) общие; 2) единичные; 3) пустые (или нулевые).

Виды понятий по содержанию:

1) Собирательные и несобирательные.

2) Конкретные и абстрактные.

3) Положительные и отрицательные.

4) Безотносительные и соотносительные.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смысле.

Дать полную логическую характеристику понятию – это значит указать, каким понятие является по объему и содержанию. Логическая характеристика помогает уточнить содержание и объем понятия, выработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Упражнение 1.

Задание 1.1. Вычеркните “лишние” и укажите общий признак оставшихся понятий:

собака, корова, овца, лось, кошка

 

футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло, борьба.

 

Найдите примеры самостоятельно:

· Понятия с резким объемом и ясным содержанием.

1. ………..

2. ………..

3. …………

4. ………….

5. …………

· Понятия с нерезким объемом и неясным содержанием.

1. …………

2. …………

3. …………

4. ………..

5. ……….

6. ………..

7. ………..

8. ………..

9. ………..

 

 

Задание 1.2. Определите характер признаков (необходимые и достаточные; необходимые, но недостаточные; случайные, и т.д.).

 

· «Сила» – для мужчины; «красота» – для женщины;

· «умение притворяться» - для лицемера;

· «умение слушать» – для участника дискуссии;

· «рост» – для студента, члена студенческой сборной по баскетболу;

Задание 1.3. Вставьте в скобки слово-омоним, которое соответствует понятиям, стоящим за скобками.

Животное (.. …..) монах,

Лес (…….) химический элемент,

Игральная карта (……) литературное произведение,

Небесное тело (………) морской обитатель,

Одежда балерины (……) упаковка,

 

 

Задание 1.4. Найдите понятие, к которому можно отнести следующие признаки:

теплая, дружественная, радостная, неожиданная - _________________

светлый, звездный, тяжелый, долгий - __________________________

холодное, мрачное, серое - ___________________________________

Задание 1.5. Какие признаки являются существенными для указанных ниже предметов(подчеркните их), а какие – нет(вычеркните их)

 

Карандаш - круглый, красный, длиной 20 см., оставляет след на бумаге имеет грифельный стержень, затачивается перочинным ножом, имеет деревянный корпус.

Студент - читает книги, учится в вузе, овладевает знаниями по какой- то специальности, не работает, молодой человек.

Солнце - теплое, ласковое, желтого цвета, находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров, звезда, центр нашей планетной системы.

Задание 1.6. Укажите простые признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определите их виды; определите вид связи между простыми признаками в содержании понятия:

 

Пример: Афоризм - это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме.

Здесь мы различаем 4 признака предметов, входящих в объем понятия “афоризм”: 1) быть мыслью, 2) быть обобщенным, 3) быть выраженным в лаконичной форме, 4) быть выраженным в художественно заостренной форме. Рассмотренное предложение утверждает, что эти признаки присущи афоризмам одновременно, а значит, они связаны при помощи союза “и”.

 

Автократия - монархия, при которой отсутствуют подлинно представительные органы __________________________________________________________

__________________________________________________________

Реформа - не затрагивающее основ данного социального строя изменение некоторых сторон общественной жизни, проводимое правительством__________

__________________________________________________________

Клевета - заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления___

__________________________________________________________

Кража - тайное похищение предметов, совершаемое ночью_________

Упражнение 2.

Подберите необходимые и достаточные признаки следующим понятиям:

Преступление, право, римское право, суд, деяние, кража, разбой, грабёж, студент, экспедиция, адвокат, прокурор, следователь, юридический закон, криминология, преступник.

Упражнение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: