ТЕМА 1. Понятие как форма мысли

1. Логическая культура личности. Теоретическое и практическое значение логики. История развития логики.

2. Понятие как форма мышления. Структура понятия. Обобщение и ограничение понятий, их роль в процессе обучения и формирования научных знаний.

3. Виды понятий. Отношения между понятиями.

Темы для сообщений, докладов.

1. Формальная логика как теория правильного мышления.

2. Основной принцип логики и понятие логической формы.

3. Особенности искусственных языков современной логики.

4. История преподавания логики в России.

5. Логика и философия.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие уровни познания существуют? Какие формы чувственного и рационального познания различают?

2. Какие науки изучают мышление и чем они различаются?

3. Каковы основные этапы развития логики?

4. Что такое форма мысли?

5. С чем было связано возникновение логики как части философского знания?

6. Что такое «логическая форма»? Какие формы мысли изучает логика?

7. Как логика определяет свой предмет?

8. С помощью какой логической операции раскрывается смысл того или иного термина?

9. Каковы правила и ошибки определения?

10. Что такое род и вид? Какое из них является подчиненным, а какое – подчиняющим?

11. Зачем нужна операция деления понятий? Какие бывают виды деления?

12. Каковы правила и ошибки операции деления?

ТЕМА 2. Суждение как форма мышления.

1. Суждение как форма мышления, его структура.

2. Виды простых суждений. Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству.

3. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок.

4. Таблица истинности.

Темы для сообщений, докладов.

1. Высказывание, суждение и предложение.

2. Функции неопределенных и бессмысленных высказываний.

3. Виды сложных высказываний.

4. Анализ категорических высказываний в современной логике.

Вопросы для самоконтроля.

2. Какая форма мысли называется суждением?

3. В чём отличие суждения от понятия?

4. Обладает ли суждение истинностным значением?

5. Как суждение выражено в языке?

6. Какое суждение является простым?

7. Каких видов бывают простые суждения?

8. Какова структура категорического суждения?

9. Как определить качество суждения?

10. Каковы основные виды суждения по количеству и качеству?

11. На какие виды отношений между суждениями указывает «логический квадрат»?

 

ТЕМА 3. Законы (принципы) правильного мышления.

1. Требования к логически непротиворечивому мышлению.

2. Закон тождества.

3. Закон непротиворечия.

4. Закон исключенного третьего.

5. Закон достаточного основания.

Темы для сообщений, докладов.

1. Функции закона противоречия в обычном языке.

2. История формирования современной логики высказываний.

3. Закон Дунса Скота.

4. Закон транзитивности (переходности).

5. Закон двойного отрицания.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое закон мышления?

2. Охарактеризуйте соотношения понятий: законы природы и законы мышления; законы науки и законы логики; законы логические и законы юридические.

3. Существуют ли другие законы мышления?

4. Какой смысл вкладывается в понятие «тавтология» применительно к законам логики?

5. Как законы логики связаны с содержанием мышления?

6. О чем говорит закон тождества? Какие логические ошибки связаны с его нарушением?

7. В чем суть закона непротиворечия? Как называется его нарушение в логике?

8. За что отвечает закон исключенного третьего? Можно ли ошибиться в соблюдении этого закона?

9. Что требует закон достаточного основания? К чему приводит нарушение этого закона?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: