1. Вращая винт (3) против часовой стрелки освободить направляющую (2) от зажима. Установить наклонную пластину (1) под углом 15°-20° к основанию (6). Закрепить винтом (3) направляющую (2) в этом положении.
2. Положить на наклонную пластину (основание-дерево) деревянный брусок.
3. Освободив винтом направляющую, необходимо медленно поднимать наклонную плоскость до тех пор, пока брусок не начнёт движение.
4. В момент начала движения бруска закрепить наклонную плоскость винтом.
5. Определить по угломеру (5) угол наклона наклонной плоскости.
6. Результаты записать в таблицу по форме 6.1. Измерения повторить 10 раз.
7. Установить на наклонную плоскость сменную пластину из алюминия.
8. Проделать действия, указанные в пунктах 1-6 с парой материалов алюминий-дерево.
9. Установить на наклонную плоскость сменную пластину из текстолита.
10. Проделать действия, указанные в пунктах 1-6 с парой материалов текстолит-дерево.
11. По формуле (6.4) вычислить значение коэффициента трения k и результаты занести в таблицу по форме 6.1.
|
|
Форма 6.1
Дерево-дерево | Дерево-алюминий | Алюминий-алюминий | |||||||
N п/п | a | k | kср | a | k | D k | a | k | kср |
12. Определить среднее значение коэффициента трения.
13. Определить относительную и абсолютную погрешности.
14. Окончательный результат для каждой пары материалов записать в виде:
Контрольные вопросы
1. Запишите выражение для силы трения и объясните смысл каждой величины в ней.
2. Укажите все силы, действующие на тело на наклонной плоскости.
3. Чем определяется величина коэффициента трения?
4. Сравните силы трения покоя и скольжения, скольжения и качения. В каких случаях трение меньше.
5. Что такое диссипация энергии и как она связана с законом сохранения энергии?
6. Выведите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения бруска по наклонной плоскости.
Используемая литература
[3]. §38; [1]. §13-15.
Лабораторная работа 1-07 “Определение момента инерции тела с помощью наклонной плоскости”.
Цель работы: усвоение понятия момента инерции тела и определение момента инерции тел из закона сохранения энергии.