Величина оборотного задела в течение периода оборота является переменной величиной и изменяется в зависимости от сочетания графиков работы рабочих мест на смежных операциях. Величина поглощаемого оборотного задела изменяется от нуля в начале периода оборота, до некоторого максимального значения в течение периода оборота и в конце его становится равной нулю. Величина переходящего оборотного задела имеет определенное значение в начале периода оборота, изменяется до нуля в течение периода оборота и восстанавливается до исходной величины в его конце.
Расчет величины изменения оборотного задела между смежными операциями производится по формуле:
(12)
где: Tk i\i+1- k-ый отрезок времени, в течении которого производительность на смежных операциях остается постоянной
и
- количество рабочих мест, задействованных на операциях на к-ом участке времени
ti, t i+1 – штучное время на операциях
Полученные значения величины изменения задела на временных отрезках переносятся в принятом масштабе на соответствующие межоперационное поле рисунка стандарт- плана.
Если результат расчета имеет положительный знак, это означает, что на данном временном отрезке происходит возрастание оборотного задела вследствие того, что предыдущая операция производительней последующей и эпюра задела во времени будет повышаться. Знак минус означает убывание оборотного задела, поскольку предыдущая операция менее производительна, чем последующая, появляется необходимость его создания на начало данного временного периода. В этом случае эпюра во времени будет понижаться. Нулевой вариант означает, что размер оборотного задела остается на прежнем уровне и эпюра представляет собой горизонтальную линию. 5.4 Пример формирования стандарт-плана базового варианта прерывно- поточной линии.
Формирование стандарт-плана однопредметной прерывно- поточной линии, параметры которой указаны в таблице 5, осуществляется в соответствии с изложенными методическими указаниями, соблюдение которых позволяет получить рациональный вариант.
1) Период оборота линии принимается равным половине смены, продолжительность которой 8 часов Следовательно, период оборота Ro=240 мин. При значении расчетного такта 3,75 мин размер оборотной партии составит: no=Ro\r=240\3.75=64 шт.
2) Расчет операционного времени (Ti) и длительности перерывов на операциях (T пер i).
;
мин,
мин,
мин,
мин.
;
;
;
;
;

Таблица 6.
Результаты расчета.
| i, номер операции | ti, штучное время операции мин. | qi, число рабочих мест, шт. | Ti, длительн. операционного времени, мин. | Tпер i, перерыв в работе оборудования Мин. |
| 2,9 | ||||
| 6,5 | ||||
| 4,8 | ||||
| 6,2 | ||||
| 3,7 |
По результатам расчетов в операционных полях (рис 1) построен вариант графика работы рабочих мест и расстановки рабочих на линии в течение периода оборота.
Представленный на рис. 1 регламент предусматривает переход рабочего после выполнения работы на операции 3 на операцию 4, что позволяет сократить численность рабочих на одного человека и тем самым увеличить производительность их труда.
Для оценки эффективности варианта организации процесса производства, представленного на рис. 1, необходимо определить суммарную величину переходящих оборотных заделов на линии.
3) Расчет величины изменения оборотного задела между смежными операциями производится по формуле:

Где
-k-ый отрезок времени, в течении которого производительность на смежных участках остается постоянной;
- количество оборудования, работающего на операции на данном отрезке времени;
- штучное время операции.
Для варианта, предоставленного на рисунке 1.
1)
;
;
.
2)
;
;

3)
;
;
;
4)
;
;
Полученные значения величин изменения оборотного задела в течение временных отрезков перенесены в принятом масштабе времени на соответствующее межоперационное поле (рис. 1)
Как видно из построенных циклограмм работы рабочих мест на смежных операциях, переходящие оборотные заделы образовывались между второй и третьей (4 ед.) и четвертой и пятой (9 ед.) операцией. Суммарная величина переходящих оборотных заделов на линии равна 13 единицам. Возможно построение второго варианта стандарт-плана рациональной загрузки рабочих (рис.2), однако, как показал расчет в этом случае суммарный оборотный задел составит 18 единиц.
Следовательно, вариант стандарт - плана, представленный на рис. 1, является оптимальным.
Заключение.
В результате проведенных расчетов и графических построений определены элементный состав логистической цепи и сформирован стандарт- план однопредметной линии в соответствии с полученным заданием. Годовая производительность линии при 3640 часах эффективного времени её работы (455 рабочих смен продолжительностью 8 часов) и размере оборотной партии No= 64 единицы составит: 455*2*64 = 58240 единиц изделий.
Коэффициент загрузки линий – 81% Количество рабочих мест на линии – 8, которые обслуживают 7 производственных рабочих. Величина суммарного оборотного задела составляет 13 единиц. Капитальные затраты на создание рабочих мест – 6781,8 тыс. руб. производственная площадь участка – 82,1 м².
Рис. 2. Вариант организации работы рабочих мест и рабочих.
.
| № о.п. | qiр.м. | №№ р.м. | Т.мин | № раб | |||||||||||
| 186 | |||||||||||||||
| | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| 176 | |||||||||||||||
7 | | 11 | | ||||||||||||
| 4 | 4 | ||||||||||||||
| 16 | 83 | ||||||||||||||
| 18 | | |||||||||||||
| 9 | | 9 | ||||||||||||
Рис 1. Стандарт-план работы прерывно-поточной линии.
| № о.п. | qi p.м. | №№ р.м. | Т рм мин. | № раб. | | ||||||||||||
| 173 | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| Основная литература: 1.Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб: Питер 2006.– 608 с. 2. Логистика6 Учебник под ред. Б.А.Аникикна 3- е изд. переизд.. и дополненное. Москва: ИНФРА-М, 2002г.-386с. 3. Глухов В.В, Балашова Е.С. Организация производства. Бережливое производство: уч.пособ. СПб: Изд-во Политехнического Ун-та, 2007. 283 с.\ 4. Григорьев М.Н., Долгов А.П.,Уваров С.А. Логистика: учебное пособие для студентов вузов М. Гардарики,2007-475с. 5. Логистика: учеб.пособие \Б.А. Аникин {и другие}\; М.:ТК ВЕЛБИ, Из-во Проспект, 2007 г.-408 с. 6. Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. 2000 г. 7. Кузин Б.И. Оптимальное календарное планирование на поточных линиях и предметных участках. М.: Изд-во МГУ, 2002.- 135 стр. Дополнительная литература. 1. Козловский В.А., Кобзев В.В. Производственный и операционный менеджмент: учебное пособие, Из-ние 3-е, исп., дополненное, СПб: Из-во Политехнического университета 2007 г. 356 с. 2. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. 9-е издание. М.2004 год. 3. Глухов В.В., Медников М.Д.,Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. |
7
18






