Краткие теоретические сведения. Помимо износа геометрических параметров бандажа, колёсные пары подвержены износу подшипниковых узлов в части увеличения радиальных зазоров

Помимо износа геометрических параметров бандажа, колёсные пары подвержены износу подшипниковых узлов в части увеличения радиальных зазоров, осевых разбегов, и механических повреждений полученных из-за нарушения технологии ремонта или производственного процесса. Порядок, а также нормы технического обслуживания и ремонта следующих узлов с подшипниками качения электровозов, тепловозов, электро- и дизель-поездов разъяснены в инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава № ЦТ-330.

 

РЕВИЗИИ УЗЛОВ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ

 

Общие требования

 

Подшипниковые узлы локомотивов за время службы в целях оценки их пригодности к дальнейшей эксплуатации и устранения выявленных дефектов подвергать ревизии. В зависимости от вида ремонта локомотива проводить ревизии подшипниковых узлов первого объема и второго объема. При необходимости проведения ревизии одной буксы аналогичную ревизию проводить и для другой буксы этой колесной пары.

При ревизиях производить разборку подшипниковых узлов, промывку, осмотр и измерения подшипников и сопрягаемых с ними деталей, замену и ремонт, а также закладку свежей смазки в узлы и их сборку. В паспортах (формулярах) колесных пар, тяговых электродвигателей и генераторов должны быть записи о проведении ревизии подшипниковых узлов. При отсутствии этих записей, или данных о пробегах от очередной ревизии, а также при нарушении сроков выполнения ревизий проводить тот вид ревизии, о производстве которого нет данных, или очередную ревизию.

Если отсутствуют данные по обеим ревизиям, то выполнять ревизию второго объема.

Ревизия подшипниковых узлов первого объема

 

Ревизия первого объема производится:

- при текущем ремонте ТР-3 локомотива;

- при ремонте в депо тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и тяговых редукторов, когда требуется их разборка;

- при выявлении ненормального шума (стука) в подшипниках при прослушивании узла;

- В случае повреждения подшипникового узла при крушении или столкновении, а для буксовых узлов, кроме того, после схода колесной пары с рельсов при скорости движения свыше 20 км/ч, а также при наличии ползуна на поверхности катания глубиной более 1,5 мм провести ревизию узла, отсутствия записей по предыдущим ремонтам, повышенного нагрева или заклинивания подшипников, При проведении ТР-2, а так же в случае обнаружения при техническом обслуживании или текущих ремонтах локомотивов дефектов, которые невозможно устранить без разборки узла, следует привести ревизию узла первого объема.

Буксовые узлы разбираются с оставлением на шейках оси внутренних колец цилиндрических подшипников на горячей посадке, а также полностью конических и сферических подшипников. Подшипники осматриваются, при сборке букс измеряются посадочные радиальные зазоры (т.е. при внутренних кольцах, сидящих на оси) и осевой разбег буксы.

Осмотреть шариковые подшипники, воспринимающие осевые нагрузки (в конструкциях где они есть), замерить их осевые или радиальные зазоры (на шариковых упорных подшипниках эти измерения не делают).

В буксах с упорными шариковыми подшипниками осмотреть упоры, пружины, амортизаторы и стопорные кольца.

В буксах с осевым упором трения скольжения фитиль снять, промыть, пропитать маслом или заменить новым. Осмотреть торцовую часть оси и осевой упор и устранить неисправности.

Буксы с подшипниками на втулочной посадке разобрать с оставлением на предподступичных частях оси лабиринтных колец.

Шейки осей электро- и дизель-поездов проверить ультразвуковым дефектоскопом. При его отсутствии необходимо демонтировать внутренние кольца подшипников и произвести магнитную дефектоскопию шеек.

Подшипниковые узлы тяговых электродвигателей разобрать с выпрессовкой щитов и подшипников. Разрешается не выпрессовывать из остова подшипниковый щит, расположенный со стороны коллектора, однако подшипник должен быть выпрессован из щита. Внутренние кольца подшипников осмотреть без съема с вала. Осмотреть и обмерить подшипники. При сборке двигателей измерить радиальные зазоры подшипников в собранных двигателях, торцовое биение (перекосы) наружных колец и осевой разбег якоря.

В тяговых генераторах подшипниковый узел разобрать с выпрессовкой подшипникового щита. Сферический подшипник осматривать без его демонтажа с вала якоря и разборки подшипника. Перед сборкой генератора измерить посадочный радиальный зазор подшипника, а после сборки генератора с дизелем проверить наличие гарантийных зазоров с обоих торцов наружного кольца подшипника.

При разборке тяговых редукторов локомотивов и электропоездов с опорно-рамной подвеской тяговых электродвигателей подшипниковые узлы шестерни разобрать с оставлением на шейках вала внутренних колец цилиндрических подшипников.

В узлах шестерни электровозов ЧС, имеющих сферический подшипник снять его с помощью приспособления для гидросъема.

В узлах шестерни электропоездов ЭР на двух сферических подшипниках, подшипник и закрепительное (лабиринтное) кольцо с длинной части вала не снимают.

Подшипники промыть и осмотреть. Измерить зазор плавания сепараторов, радиальные и осевые зазоры подшипников (или разбег вала шестерни), посадочные натяги снятых сферических подшипников.

 

При сборке узлов в подшипники заложить свежую смазку.

 

Опоры тяговых редукторов со стороны средней части оси разобрать. Разъемные корпуса опор снять, а цельные сдвинуть с подшипников на среднюю часть оси. Подшипники промыть осмотреть, измерить их радиальный зазор и зазор плавания сепаратора. В узлах со стороны колеса отвернуть болты, сдвинуть или снять (разъемную) крышку. Промыть и осмотреть с торца подшипник.

При сборке узлов заложить свежую смазку.

Осевые редукторы дизель-поездов и тепловозов с гидравлической передачей разобрать. Опорные подшипники, находящиеся на оси колесной пары, промыть и осмотреть. Блоки цилиндрических подшипников промежуточных валов снять с оставлением на шейках внутренних колец. Сферические и конические подшипники разрешается при ревизии первого объема не снимать с шеек валов.

Перед сборкой узлов проверить радиальный зазор цилиндрических и сферических подшипников. В процессе сборки проверить и при необходимости отрегулировать осевой разбег конических подшипников.

Все демонтированные детали подвергать промывке, осмотру, а при необходимости, и ремонту, после чего они комплектуются отдельно для каждого узла. При необходимости замены подшипника или снятия его внутреннего кольца производить подбор подшипников по натягу и зазорам в соответствии с требованиями, установленными для ревизии второго объема.

При замене одного буксового подшипника снять с шейки внутреннее кольцо второго подшипника этой буксы. Лабиринтное кольцо, стоящее за подшипниками, разрешается не снимать.

 

Ревизия подшипниковых узлов второго объема

 

Ревизия второго объема производится:

- по буксам - при полном освидетельствовании колесных пар;

- по тяговым двигателям и тяговым генераторам - при их среднем и капитальном ремонте;

в) по опорным подшипникам тяговых (осевых) редукторов - при ремонте колесных пар на заводах, но не реже чем через одну смену бандажей, а также при необходимости замены хотя бы одного подшипника или ослабления детали на средней части оси;

- по узлам шестерни, а также промежуточных валов осевых редукторов дизель-поездов и тепловозов с гидравлической передачей - при капитальном ремонте KP-1, КР-2 локомотивов, а также при поступлении на завод колесных пар вместе с редукторами;

- во всех случаях выявления дефектов узлов, которые нельзя устранить при ревизии первого объема.

При ревизии второго объема, кроме работ, предусмотренных для ревизии первого объема, разбираются подшипниковые узлы полностью со снятием с шеек внутренних колец подшипников и лабиринтных колец, а также крышек корпусов узлов. Все детали промываются, осматриваются, измеряются и при необходимости ремонтируются или заменяются новыми.

Измеряются подшипники, шейки осей и валов, посадочные места под лабиринтные кольца, посадочные места лабиринтных и упорных колец, посадочные места корпусов под подшипники, наружные диаметры подшипниковых щитов, посадочные места корпусов и остовов под подшипниковые щиты, проверить соответствие их размеров установленным требованиям.

При ремонтах KP-1, КР-2 электропоездов ЭР-1, ЭР2, ЭР9, ЭР9П, ЭР22 проводится модернизация узлов шестерни тяговых редукторов по чертежу ПКБ ЦТ С396.06.00.

Таким образом, видно, что в условиях депо как правило производится ревизия подшипникового узла первого объёма. О геометрических параметрах подшипников на этом виде ремонта судят по измерению радиального зазора и зазора плавания сепаратора подшипникового узла.

Зазор плавания сепараторов роликовых подшипников определяется как средняя арифметическая величина диаметральных зазоров между сепаратором и бортом наружного кольца.
Зазор плавания сепаратора измеряется при вертикально стоящем на столе подшипнике пластинчатым щупом с каждой стороны сепаратора дважды с поворотом последнего на 90 относительно наружного кольца.

Зазор плавания сепаратора измеряется:
- в верхней части подшипника при центрировании сепаратора по бортам наружного кольца. При измерениях сепаратор должен лежать на бортах наружного кольца в нижней части подшипника;
- в нижней части подшипника при центрировании сепаратора по роликам. При измерениях сепаратор должен быть прижатым к роликам в верхней части подшипника. В подшипниках с составными латунными сепараторами на заклепках измерения производятся напротив заклепки.

Осевой зазор (разбег) парных цилиндрических подшипников букс, которые воспринимают осевую нагрузку

 

Рисунок 7.1 Приспособление для

Осмотра подшипника

торцами роликов, а также фиксирующих (серии 62000, 92000 и 42000) цилиндрических подшипников всех узлов измерять приспособлениями или на приспособлении с аналогичной схемой измерения. Приспособление для осмотра подшипника показано на рисунке 7.1.
Приспособление для измерения радиального зазора подшипника показано на рисунке 7.2.

 

Рисунок 7.2 Приспособление для измерения радиального зазора подшипника (ПР2205.01. ПКБ ЦТ МПС)

Радиальный зазор подшипника определяется как среднее арифметическое значение двух измерений зазора по двум взаимно перпендикулярнымнаправлениям в радиальной плоскости подшипника (при неизменном относительном угловом положении колец) или трех измерений после каждого поворота кольца на 120град. относительно неподвижного наружного или внутреннего кольца.

Радиальный зазор цилиндрических подшипников определять на приспособлении (рис.7.2) по индикатору с ценой деления 0,01 мм. Для измерений внутреннее кольцо подшипника укрепить на плите конусной шайбой и гайкой. Наконечник индикатора, расположенного горизонтально, упереть во внешнюю поверхность наружного кольца подшипника. Разность показаний стрелки индикатора при перемещении наружного кольца поочередно к наконечнику индикатора и от него будет соответствовать радиальному зазору подшипника. Перемещение кольца производить без приложения значительного усилия на рукоятку.

Рисунок 7.3 Измерение радиального зазора подшипника при помощи щупа.

При измерении радиального зазора подшипника можно пользоваться также приспособлением, изображенным на рис. 7.3 и 7.1 или подобными им. Номинальный зазор подшипника в должен быть в пределах 0,11 – 0.4 мм.

Осевой зазор (разбег) парных цилиндрических подшипников (мм) должен быть в пределах норм допусков и износов по чертежу 1-1.5 по ревизии второго объема 1-1.7 по ревизии первого объема 1-2 Несоблюдение величин осевого зазора может привести к нагреву и заклиниванию парных подшипников. Измеряемый подшипник или парные подшипники, вместе с дистанционными кольцами и приставным упорным кольцом установить на плите прибора. С помощью конусной шайбы и гайки закреплять внутренние кольца. Наконечник индикатора (с ценой деления 0,01 мм), установленного вертикально, подвести к верхнему торцу наружного кольца подшипника.

После этого наружные кольца подшипников равномерно поднять вверх до упора и соответственно опустить вниз. Разность показаний стрелки индикатора при перемещении наружных колец с роликами вверх и вниз соответствует осевому разбегу подшипников. Номинальный зазор в пределах 0,07 – 0,25 мм.

Порядок выполнения

1. Описать назначение карты технологического процесса ремонта.

2. Привести требования нормативно-технической документации к ремонту подшипниковых узлов. Перечислить виды ремонта и перечень работ на них.

3. Заполнить карту технологического процесса ремонта, в части измерения радиального зазора подшипника и зазора плавания сепаратора измерительным инструментом.

4. Заполнить карту эскизов для пояснения проведения измерений геометрических параметров подшипников.

Контрольные вопросы

4. Поясните, в каких случаях производится ревизия подшипниковых узлов?

5. Поясните, в каких случаях производится ревизия подшипниковых узлов первого объёма?

6. Поясните, в каких случаях производится ревизия подшипниковых узлов второго объёма?

4. Поясните, согласно какому нормативно техническому документам происходит проверка состояния и ревизия подшипниковых узлов?

5. Перечислите основные приспособления и инструменты применяемые при проверке состояния роликовых подшипников?

6. Поясните, в каком документе регистрируются результаты ревизии подшипниковых узлов?

7. Поясните, каким образом производится измерение радиального зазора подшипника?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: