Как указывалось в предыдущих разделах, успех деятельности коммерческих предприятий, извлечение ими экономической выгоды зависят от своевременного представления маркетинговых услуг. Эти услуги могут оказываться экономическим агентом на возмездной основе. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (изучить покупателя, определить необходимые для него свойства товара, провести наблюдение, обработать статистические данные, предоставить информацию), не имеющую вещественной формы, а заказчик обязуется оплатить эту услугу.
Услуга может оказываться различными субъектами маркетинговой деятельности: частными лицами - наблюдателями, подразделениями предприятий (товаропроизводителей) или специализированными маркетинговыми фирмами.
Экономическое обоснование маркетинговых услуг связывают с экономической выгодой, которую получает товаропроизводитель от прибыльного использования маркетинговой информации. Эффект коммерческого предприятия (пользователя информации) определяет приведенная к моменту получения информации стоимость приращения прибыли за время жизненного цикла. Чис
|
|
тая приведенная стоимость рассчитывается с учетом стоимости маркетинговых услуг и упущенной выгоды или потерь товаропроизводителя, в случае если маркетинговая информация отсутствует. Расчет стоимости маркетинговых услуг осуществляют по методу равной доходности. Итоговая эффективность маркетинговых услуг может определяться внутренней ставкой доходности, рассчитанной с учетом разновременности получения приращения прибыли товаропроизводителем.
Таким образом, оказание маркетинговых услуг может являться одним из видов самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход или прибыль.