Программа социально-психологического исследования

Программа задает определенную логику (этапность) исследования. Обычно она включает:

· определение проблемы, объекта и предмета исследования;

· предварительный теоретический анализ объекта исследования;

· характеристику целей и задач исследования;

· интерпретацию и операционализацию основных понятий;

· формулирование рабочих гипотез;

· определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального);

· составление плана выборки;

· описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму – описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его – оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.

Этический аспект социально-психологического исследования.

1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинить вреда участникам исследования.

2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. К этой работе подключается наблюдательный совет организации.

3. Нужно как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым и получить у них согласие.

4. Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу.

5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут выйти из эксперимента.

6. Вся информация, полученная от участников исследования, должна быть строго конфиденциальной, если только они не дадут согласие сделать эту информацию общедоступной.

Контент-анализ.

Контент-анализ - это качественно-количественный метод анализ содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

· заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

· один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

· заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

· сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);

· частота появления сообщений;

· способ распространения сообщений;

· место распространения сообщений;

· время появления сообщений.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации

Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете.

4. Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта

5. Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам.

6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: