Пропаганда

Пропаганда порождена конфликтом убеждений и стремлением людей распространять исповедуемое ими учение в ущерб учениям всех других людей. Без сомнения, пропаганду породила религия. По самой своей природе пропаганда пристрастна и наибольших успехов достигает тогда, когда обращается к ненависти и предрассудкам. Она — полная противоположность честной информации и просвещению.

Для большей эффективности пропаганде нужна цензура. В ограниченном информационном пространстве она мобилизует все средства коммуникации — печатное и устное слово, искусство и наглядность — и использует эти средства максимально в свою пользу. Этому служила Римская Officium de Propaganda Fidei [Канцелярия продвижения веры] (откуда и пошел термин пропаганда), которая действовала совместно с инквизицией. Officium de Propaganda Fidei стала постоянной конгрегацией Ватикана в 1622 г.

Пропаганда столь же часто встречается в протестантских и православных странах, где церкви подчиняются государственным властям. Всегда существовала и политическая пропаганда, хотя и не всегда так называлась. Политическая пропаганда осуществлялась


через книги, а позднее через газеты и плакаты. Она становилась особенно заметной во времена войн, в особенности во время гражданских или религиозных войн. В 1790-е годы французские солдаты, засланные в лагерь противника, были вооружены подчас одними листовками.

В XX веке масштабы пропаганды безмерно разрослись благодаря таким новым средствам информации, как кино, радио и телевидение, новым методам маркетинга, воздействия на массы, коммерческой рекламе и PR'y; благодаря возникшим вновь утопическим идеологиям; а также благодаря абсолютной беспринципности тоталитарных государств. Тотальная пропаганда и искусство Большой Лжи были впервые пущены в ход большевиками. Вслед за Плехановым Ленин проводил различие между облеченным властью пропагандистом, который разрабатывает общую стратегию, и мелким агитатором, ее осуществляющим на практике. Фашисты быстро переняли методы советского «агитпропа». Теоретики пропаганды разработали пять главных правил:

1. Правило упрощения: все факты сводить к простому противопоставлению Хорошего и Плохого, Друга и Врага.

2. Правило искажения: дискредитировать оппонента клеветой и пародией.

3. Правило смешения: манипулировать принятыми ценностями аудитории ради достижения собственных целей.

4. Правило единодушия: представлять собственные воззрения как общее мнение всех правильно мыслящих людей; привлекать на свою сторону сомневающихся участием «звезд», общественным давлением и «психологическим заражением».

5. Правило инструментовки: повторять без конца одно и то же, но в разных вариациях и комбинациях.

Так, один из величайших мастеров пропаганды признавал заслуги прошлого:

«Католическая церковь, — заявлял д-р Геббельс,-продолжает жить, потому что уже 2000 лет повторяет одно и то же. Национал-социалисты должны делать то же самое».

Особенно вероломна пропаганда в условиях, когда объекты пропаганды, да и сами пропагандисты отрезаны от источников неискаженной информации. Этот жанр так называемой тайно направляемой пропаганды ставит своей целью создать целую сеть ничего не подозревающих агентов влияния, которые затем будут передавать желаемое дальше, как будто спонтанно. Изображая мнимое совпадение мнений с объектами пропаганды, которых эта последняя стремится сагитировать, потворствуя наклонностям самым важных из них, пропаганда может потихоньку подкупить элиту, формирующую общественное мнение.

Кажется, именно такими методами действовали мастера сталинской пропаганды, которые плели свои сети в культурных кругах ведущих стран Запада начиная с 1920-х годов. Всю эту деятельность направлял безобидный на вид немецкий коммунист, в прошлом сотрудник Ленина по Швейцарии, а в будущем знакомый д-ра Геббельса по рейхстагу Вилли Мюнценберг (1889-1940 гг.). Трудясь рядом с советскими шпионами, он достиг вершин в искусстве делать тайные дела открыто. Он ставил на повестку дня такие кампании, как антивоенная, антиимпериалистическая, а главное, антифашистская, действуя в восприимчи-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: