II. Подготовка к зачету

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ЗАЧЕТУ

по дисциплинам: «Режим секретности в органах внутренних дел»

«Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел»

 

для направления подготовки (специальности):

031001.65 «Правоохранительная деятельность», специализация – «Уголовно-правовая» (узкая специализации – административная деятельность органов внутренних дел; оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел);

030501.65 «Юриспруденция», специализация – «Уголовно-правовая» (узкая специализации – следствие в органах внутренних дел; дознание в органах внутренних дел);

030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» специализация – «Уголовно-правовая» (узкая специализации – дознание в органах внутренних дел).

 

Квалификация (степень) выпускника - «специалист»

 

Методические рекомендации подготовлены: начальником кафедры ОРД КЮИ МВД России полковником полиции Е.П. Шляхтиным

 

Методические рекомендации обсуждены и одобрены __ ___________ 2012 г. на заседании кафедры ОРД КЮИ МВД России (протокол №__).

 

 

КАЗАНЬ – 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Введение. 4

II. Подготовка к зачету. 4

III. Заключение. 7

IV. Вопросы для самостоятельной подготовки к зачету. 7

V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 9

а) нормативные правовые акты.. 9

б) основная литература: 14

в) дополнительная литература. 14

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.. 15

 


Методические рекомендации по подготовке к зачету по учебной дисциплине «Режим секретности в органах внутренних дел». - Казань: кафедра ОРД КЮИ МВД России, 2012 г. — 15 с.

Методические рекомендации для подготовки к зачету для курсантов и слушателей всех форм обучения в КЮИ МВД России подготовлены начальником кафедры оперативно-розыскной деятельности Казанского юридического института МВД России полковником полиции Е.П. Шляхтиным.

 

 

Обсуждены и одобрены __.__.2012 года на заседании кафедры оперативно-розыскной деятельности Казанского юридического института МВД России (протокол №__).

 

Методические рекомендации подготовлены с учетом последних изменений нормативных правовых актов в сфере обеспечения режима секретности в органах внутренних дел.

Методические рекомендации предназначены для курсантов и слушателей, профессорско-преподавательского состава Казанского юридического института МВД России, практических сотрудников органов и учреждений внутренних дел системы МВД Российской Федерации, интересующихся вопросами надлежащего обеспечения делопроизводства и режима секретности в оперативно-служебной деятельности.


I. Введение

В соответствии с учебным планом формой итогового контроля знаний обучаемых по учебным дисциплинам «Делопроизводство и режим секретности в ОВД» и «Режим секретности в ОВД[1]», является зачёт, как правило, носящий недифференцированную форму

Зачётный билет состоит из двух теоретических вопросов.

С целью стимулирования развития практических навыков, творческих и аналитических способностей курсантов и слушателей теоретические вопросы, включаемые в зачетные билеты, имеют повышенную сложность и, в большинстве своем, развернутую формулировку. Поэтому рекомендуется составлять и использовать план ответа при подготовке к итоговому контролю и при сдаче зачета. С целью облегчения запоминания формулировок и определений различных понятий рекомендуется условно разбивать их на составные части, выстраивать логическую цепочку, отдельные элементы которой как бы влекут за собой последующие.

При освещении теоретических вопросов и проблем в осуществлении на практике режима секретности в ОВД целесообразно двигаться по этапам:

· «постановка проблемы»,

· «формулировка проблемы»,

· «подходы к решению проблемы»,

· «решение проблемы».

II. Подготовка к зачету

Эта форма занятий предназначена в основном для контроля знаний курсантов и слушателей, при этом зачет выносится на экзаменационную сессию. Зачет завершает учебный курс, изучавшийся в течение семестра.

Зачет может быть выставлен «автоматом» тем курсантам и слушателям, которые успешно изучали предмет в ходе семестра, не имеют долгов по конспектам, неотработанных пропусков учебных занятий, а также активно работавшим на семинарских и практических (групповых) занятиях.

Если зачет является единственной контрольной точкой, его форма может напоминать форму экзамена, однако проводится такой зачет в конце семестра, перед началом экзаменационной сессии. Как правило, зачет выставляет преподаватель, проводивший как лекции, так и семинары и практические (групповые) занятия, либо одновременно всех их.

Сдача зачетов является необходимым условием для допуска курсантов и слушателей к экзаменационной сессии. Курсанты и слушатели, не получившие хотя бы одного зачета (например, по «РС в ОВД»), не получают допуска к экзаменационной сессии и не сдают экзамены, а в дальнейшем обучающийся данной категории, как не сдавший экзамены - автоматически отчисляется из института и одновременно увольняется из штатов МВД России.

В ходе сессии курсанты и слушатели самостоятельно готовятся к очередному зачету, возникшие при подготовке вопросы они могут разрешить на консультациях (текущих, индивидуальных, групповых, предэкзаменационных). График консультаций и зачетов разрабатывается учебным отделом КЮИ МВД России и утверждается руководством института. Преподаватель обязан заранее дать курсантам и слушателям примерный список вопросов, включенных в зачетные билеты. При этом формулировки примерных и зачетных вопросов могут отличаться друг от друга, одновременно сохраняя свою смысловую сущность. Зачетные билеты наряду с теоретическими вопросами могут содержать и практические задания. Принимает зачет ведущий преподаватель курса (лектор), а иногда и несколько преподавателей. По завершению ответа обучающегося лица на основные и дополнительные вопросы в рамках зачетного билета и изучавшегося учебного курса, преподаватель выставляет в ведомость и зачетную книжку курсантов и слушателей недифференцированную оценку – «зачтено» либо «незачтено».

Подготовка к зачету. Курсантам и слушателям рекомендуется заранее просмотреть контрольные вопросы, и распределите время на их подготовку. В ходе сессии на подготовку к зачету выделяется обычно один-два дня, поэтому один из дней желательно оставить для повторения изученного материала. В ходе подготовки необходимо использовать не только учебники, но и конспекты, сделанные в рабочей тетради. Однако чтобы привести все данные в систему, полезно завести в данной рабочей тетради отдельное место для подготовки к зачету, при этом необходимо учитывать, что сведения, отнесенные к государственной и служебной тайне, должны конспектироваться только согласно требованиям секретного делопроизводства (в органах и учреждениях внутренних дел системы МВД России в специальных рабочих тетрадях). По каждому изученному вопросу в рабочей тетради наметьте план ответа. При этом избегайте переписывания текста, длинных выводов и т.п. Если это важные моменты, то лучше сделать ссылки на соответствующие страницы конспекта рабочей тетради или учебника. Хорошо известный и легкий учебный материал отражайте более кратко и поверхностно, экономьте время для самых трудных и менее изученных вопросов. Если такого материала много, то имеет смысл начинать подготовку именно с него. Когда записи по вопросу сделаны, закройте тетрадь и постарайтесь мысленно воспроизвести основные этапы своего ответа. Откройте тетрадь. Что вы забыли? При необходимости повторите еще раз. Для практических вопросов (решение задач и оперативно-тактических ситуаций определенного типа) приведите решение одной из данных задач, взяв его из рабочей тетради (или дайте ссылку), просмотрите решения аналогичных задач, которые были решены в ходе семестра. Учтите, что преподаватель вправе спросить, на каком нормативном акте основано решение задачи? Не забывайте отмечать непонятные места для того, чтобы задать вопросы на консультации. Если у вас осталось время для повторения, еще раз пройдитесь по своим записям в тетради для подготовки: просмотр плана, мысленная проработка, при необходимости уточнение по ссылкам на конспекты, учебники. И в последнюю ночь перед экзаменом нужно выспаться, чтобы прийти на экзамен либо зачет со «свежей головой». Не паникуйте, если встав поутру, Вы обнаружите, что ничего не помните. Человеческий мозг имеет такое свойство, что вспоминать он начинает, лишь получив конкретную цель и задачу.

Подготовка к ответу на зачете продолжается, как правило, не более 30 минут. Само выступление на нем обычно рассчитывается на 5-7 минут. Поэтому заранее и спокойно составьте план выступления, продумайте, что вы запишите на бумаге и какие примеры при этом приведете. Можно и текст своего выступления написать, но не для того, чтобы читать его при ответе. Отрепетируйте или мысленно проговорите свое выступление, используя только план. Особое внимание обратите на четкость первой и последней фраз. Подумайте, о чем вас могут спросить после доклада, и что вы при этом ответите. При этом курсанты и слушатели могут использовать только заранее определенные методические пособия. Некоторые преподаватели разрешают пользоваться на зачетах не только конспектами лекций, но иногда и любыми источниками. Обольщаться этим не стоит, так как только человек, хорошо проработавший конспекты и учебники, способен быстро найти в них необходимую информацию. Кроме того, в ходе ответа легко устанавливается общая эрудиция курсантов и слушателей по предмету и его понимание.

Поэтому во время подготовки надо спокойно наметить план ответа на теоретический вопрос, дополнить его необходимыми схемами и т.п., а также выполнить практические задания. Дословно воспроизводить на листке содержание ответа не стоит, однако основные определения, формулировки лучше записать. Теоретические положения желательно подкрепить конкретными примерами. Ответ экзаменатору старайтесь вести спокойным, уверенным тоном. Некоторые экзаменаторы проверяют знания студентов, высказывая неверные суждения, задавая провокационные вопросы. В этом случае для получения приличной оценки надо уметь поспорить с преподавателем, отстаивать свою точку зрения со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты и практические примеры деятельности правоохранительных органов. Во всех случаях возражать преподавателю надо предельно аккуратно и корректно. Если экзаменатор склоняется к недостаточно высокой оценке - попросите дополнительный вопрос, либо задание. Однако длительные уговоры, слезы и т.п. на экзамене неуместны. Тем более неуместны обещания «пойти к руководству», оскорбления, хлопанье дверьми. Надо помнить, что, испортив настроение преподавателю, Вы поставите в сложное положение своих сокурсников, да и Вам слава «невоспитанного человека» вряд ли поможет в дальнейшем.

Пересдача и апелляция - два способа поправить уже полученную оценку. Впрочем, очень рассчитывать на них не стоит, поскольку:

· Пересдача с неудовлетворительной оценки допускается только по окончании экзаменационной сессии не больше двух раз, причем второй раз уже комиссии из нескольких преподавателей кафедры ОРД.

· Пересдача с целью повышения оценки вообще допускается только в исключительных случаях, начальником института.

· Апелляция - это аргументированное заявление курсантов и слушателей о нарушении процедуры экзамена или об ошибочности выставленной оценки. При этом повторно просматривается экзаменационная работа и те листы, с которыми Вы отвечали устно, и делается окончательный вывод.

III. Заключение

Выполняя вышеуказанные рекомендации, а также проявляя разумную инициативу в выборе, анализе и изучении учебных и методических материалов во время самостоятельной подготовки в рамках учебного курса, курсанты и слушатели всех форм обучения смогут во время сдачи недифференцированного зачета показать в достаточной мере свое владение основами делопроизводства, технологиями обработки документов, организации документооборота и формирования документальных фондов на единой методической основе в подразделениях, органах и учреждениях внутренних дел системы МВД Российской Федерации, а также при осуществлении режима секретности и секретного делопроизводства.

Кроме того, обучающиеся лица покажут экзаменатору свои знания по организации документооборота и режима секретности в системе органов внутренних дел, а также согласно требованиям нормативных правовых актов свои практические навыки и умения правильного, юридически грамотного оформления документов и осуществления режимно-секретных, технических и иных мероприятий, используемых в данной сфере деятельности органов и учреждений внутренних дел системы МВД России.

IV. Вопросы для самостоятельной подготовки к зачету

1. Режим секретности в ОВД (определение).

2. Система мер по обеспечению режима секретности.

3. Правовая основа режима секретности.

4. Основные способы обеспечения режима секретности.

5. Система курса делопроизводство и режим секретности в ОВД.

6. Значение режима секретности.

7. Государственная тайна.

8. Классификация документов, работ и изделий по степени секретности.

9. Сведения особой важности.

10. Совершенно секретные сведения.

11. Секретные сведения.

12. Порядок определения степени секретности и его изменение.

13. Гриф секретности.

14. Гриф секретности сопроводительного письма.

15. Порядок пользования телефонной, телеграфной связью, факсом и телетайпом.

16. Порядок и формы допуска к сведениям, составляющих гос. тайну.

17. Обязанности сотрудников ОВД по соблюдению и обеспечению режима секретности.

18. Запреты и ограничения, предусмотренные для сотрудников.

19. Обязанности начальника ОВД по обеспечению режима секретности.

20. Контроль за обеспечением режима секретности (субъекты).

21. Обязанности секретариата (канцелярии).

22. Права секретариата (режимно-секретных подразделений).

23. Разглашение секретных сведений.

24. Утрата документов, содержащих такие сведения.

25. Иные нарушения режима секретности.

26. Ответственность за нарушение режима секретности.

27. Служебное расследование.

28. Режимные помещения.

29. Сейфы и ключи о них.

30. Специальная библиотека. Хранение и пользование секретными и совершенно секретными изделиями.

31. Совещание по секретным вопросам.

32. Пользование документами в командировке.

33. Учет документов у исполнителя.

34. Учет документов в секретариате.

35. Отправление секретных документов.

36. Печатание секретных документов.

37. Размножение секретных документов.

38. Уничтожение секретных документов.

39. Основные требования к соблюдению режима секретности курсантами и слушателями в процессе обучения в институте.

40. Виды документов. Основные реквизиты документов. Порядок оформления реквизитов.

41. Организация работы с документами в подразделениях министерства.

42. Порядок печатания и копирования документов, выполнение стенографических работ.

43. Организация работы с письмами и обращениями граждан. Рассмотрение, учет и прохождение писем граждан.

44. Организация документооборота в ОВД. Номенклатура дел.

45. Подготовка и сдача дел в архив.

46. Примерный перечень документов с грифом утверждения, в том числе их краткая характеристика.

47. Примерный перечень нерегистрируемых документов.

48. Понятие документационного обеспечения управления в ОВД, его нормативное обеспечение.

49. Документирование управленческой деятельности в ОВД.

50. Учет и хранение документов в ОВД.

51. Основные направления совершенствования документационного обеспечения управления в ОВД.

52. Обязанности должностных лиц ОВД, допущенных к работе с носителями сведений, составляющих государственную и служебную тайну.

53. Характеристика запретов для сотрудников ОВД, допущенных к государственной тайне.

54. Понятие тайна и характеристика видов тайн, охраняемых российским законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: