Контрольные упражнения

ГРАМОТЕЙ

 

Сборник упражнений

для самостоятельной работы

по орфографии и пунктуации

 

Часть I

 

Красноярск 2000

ББК 81. 2 Рус

У 92

 

Грамотей / Сборник упражнений для самостоятельной работы по орфографии и пунктуации. Ч. 1. – Красноярск, 2000. – 34 с.

 

 

Методические рекомендации содержат упражнения с заданиями по орфографии и пунктуации к текстам повышенной трудности и советы по их выполнению. Во второй части приводятся ответы. Материалы рассчитаны на серьезную самостоятельную работу студентов и будут интересны всем, кто хочет проверить свои знания орфографии и пунктуации.

 

 

Составитель: Л.Г. Самотик, канд. филол. наук, доцент

 

Рецензенты: В.Я. Булохов, д-р пед. наук;

Т.В. Петроченко, канд. пед. наук

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного педагогического университета

 

 

Ó Красноярский

педагогический

университет, 2000

 

 

Данные рекомендации содержат материалы для самостоятельной работы по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков.

Они предназначены для студентов первого курса, которые в старших классах средней школы изучали русский язык по одному часу в неделю. Навык грамотного письма при таких условиях может не только не закрепиться, а даже в какой-то мере и утратиться.

Рекомендации предназначены для студентов КГПУ (1 курс), т.к. учебным планом не предусмотрены специальные часы по выработке навыков орфографии и пунктуации.

Данные материалы призваны помочь студентам организовать свою самостоятельную работу. Они состоят из двух частей. Первая часть содержит в себе итоговые упражнения, подобранные по частям речи в соответствии со школьной традицией. Такая группировка материала не является единственным вариантом, тексты можно было бы скомпоновать по основным принципам русской орфографии (фонематическому – морфологическому, фонетическому и традиционному – историческому), но вряд ли стоит ломать сложившийся стереотип. Кроме упражнений, студентам предложены грамматические задания, которые помогут сформировать пунктуационно-орфографические навыки.

Вторая часть – это обобщающие упражнения, представляющие собой тексты повышенной трудности, связанные (в отдельных случаях даже несколько искусственно) с комплексными заданиями по орфографии и пунктуации. Причем отдельные, особо сложные случаи написания (соответствующие одному правилу или просто одно и то же слово или словосочетание) повторяются из текста в текст, что, по нашему мнению, способствует выработке устойчивого навыка грамотного письма.

Рекомендации представляют собой две отдельные брошюры: в одной даны упражнения, в другой – ответы к ним.

Студентам предлагается следующий порядок работы: первую часть выполнять в течение первого полугодия (количество упражнений приблизительно соответствует количеству рабочих недель), вторую – изучить во втором полугодии. В первой части следует выполнить задание и проверить себя, при затруднениях обращаться к учебникам или одной из рекомендуемых (см. дальше) книг. Во второй – выделенные в задании правила, поработать с орфографическим словарем (в соответствии с заданием). Затем выполнить упражнение и проверить его. Допущенные ошибки необходимо исправить, и работу можно оценить согласно существующим нормам оценки. Вторую часть можно использовать и в обратном порядке: проверочные тексты написать как диктанты, затем по первой брошюре с орфографическими и пунктуационными заданиями прокомментировать уже записанный текст.

Оценка диктантов. Исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) в словах с непроверяемыми написаниями, ранее не встречавшимися; 4) в передаче авторской пунктуации. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написаниях большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании Ы и И после приставок; 6) в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался. Куда ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не....; не кто иной, как; ничто иное не....; не что иное, как.... и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Обучающие работы (упражнения) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

(Программы средней общеобразовательной школы. Русский язык. – М.: Просвещение, 1989. – С. 35-37, 40).

 

Допущенные ошибки рекомендуется разобрать самостоятельно, пользуясь учебниками или справочниками. В тех случаях, когда это не получается, нужно обратиться за консультацией к преподавателю.

В конце года рекомендуется написать проверочные диктанты.

Работать с данными рекомендациями лучше в так называемых "малых группах", состоящих из 3-5 человек одногруппников. Диктанты можно проводить и проверять по очереди.

Использованы сборники упражнений, задания к которым изменены незначительно: Мазилова Е.Ф. Практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 1971; Практикум по русскому языку: Учебное пособие для студентов-заочников 1 курса факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1985.

Рекомендуемые пособия по орфографии и пунктуации (кроме школьных учебников 4-8 кл.): Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1989.

Розенталь Д.Я. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд.-во МГУ, 1989.

Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1982.

Былинский Ц.И., Розенталь Д.Я. Трудные случаи пунктуации. – М., 1961.

Кайданов А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М.: Высшая школа, 1983.

Иванова В.Ф. Современная русская графика и орфография. – М., 1976.

Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

Григорьева Т.М. Научные основы русского правописания: Учебное пособие. – Красноярск, 1988.

Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М., 1988.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988.

 

Культура каждого человека начинается с грамотности, и без нее человек существовать не может. Систематическая самостоятельная работа студентов с данными рекомендациями будет способствовать формированию устойчивых орфографических и пунктуационных навыков.

 

ЧАСТЬ I

Контрольные упражнения

 

I. Фонетика

 

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

 

1. Уже рас...ветало, когда мы под....ехали к мале...кому хутору (Гайд.). 2. Рыж....й от загара песча...ый берег таял в воде, искривш...йся на отмелях солне...ной ряб... (Гайд.). 3. Л...ют бесконечные ч...рные осен...е дожди (Сераф.). 4. Васька прибавил шагу и вскоре очутился на берегу Тихой ре...ки. Ра...ше он всегда здесь купался (Гайд.). 5. На глазах человека лопаются по(ч,чь)ки. И травы ска(ч,чь)ками прибавляют рост свой (Сераф.). 6. Кровь бунтует и б...ется в горячих висках тяж...лой, густой, как ж...дкий свинец, волной (Сераф.). 7. Это была та самая пе...ня, которую слышал Петька в тот вечер, когда заблудился на пути к Синему озеру (Гайд.). 8. Театр выкрашен в краску кирпичного цвета (Ч.). 9. Петька с...ежился, обернулся и увидел Ивана Михайловича (Гайд.). 10. Он решил сам сне...ти пи(с,сь)ма на по(ч,чь)ту (Т.). 11. Только что мы успели се...ть за стол, де...щик поставил плошку с дымящимися варениками (Гайд.). 12. Насе(ч,чь)кин надел о(ч,чь)ки и, недоверчиво улыбая..., принялся читать (Ч.). 13. У Захара Куз...мича Дяде(ч,чь)кина вечер. Го...тей много. Народ все по(ч,чь)тенный, солидный, полож...тельный (Ч.). 14. Счас...е! Ещё мале...ким ма...чиком я ждал того, что называется счас...ем. Я, замирая, ждал небо...шой ж...вой лоша...ки, белой, с ч...рной ч...лкой и ч...рными щ...тками на ногах, которую мне обещал купить отец для верховой езды. И раз, проснувш... ноч..., я ясно, отч...тливо увидел лебединую шею настоящ...й, ж...вой лоша...ки. Я сидел, полуприподнявш...., уцепивш.... за края кроватки, и глядел. Потом лоша...ка ра...сыпал..., как сон, и была то...ко но(ч,чь). (Сераф.).

 

II. Состав слова и словообразование

 

2. Определите морфологический состав следующих слов.

 

Взгромоздил, зайчиха, коготь, книжник, заклейте, поразмыслит, лживый, лихачество, обнищалый, парашютистка, пересчитанная, поочередно, бледнее, пригодность.

 

3. Объясните правописание слов.

 

Сдать, роскошный, низкий, разбить, подыщем, ниспровергать, жженый (сахар), сжечь, здравый, рассудок, близкий, отрасль, роспись, возчик, сверхискусный, дешевый, циферблат.

 

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите слова с корнями, в которых возможно чередование гласных или согласных, подберите слова с вариантами этих корней, отражающими чередование. Подчеркните приставки.

 

На з...ре Гришку разбудил удар грома. Он открыл глаза. День был серый и дож...ливый. От надв...гающихся туч в комнате т...мнело; в сумраке м...лькал красноватый отбл...ск молнии, после чего нач...нался где-то вверху смутный рокот. Он пр...бл...жался тя...кими ра...катами, так что дрожали стекла, и вдруг р...зр...жался треском и ре...кими ударами над самой крышей дома. И нач...нал сыпать дож...ь, сначала ост...рожно, потом всё шире и шире, и затихший сад, густые ч...щи сочной зел...ни у р...крытых окон стояли не ш...лохнувшись, нас...щ...ясь влагою. Тяж...лый запах цв...тущих тополей нап...лнял сырой воздух. (И. Бунин).

 

III. Имя существительное

 

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Разберите выделенные имена существительные по следующей схеме: а) начальная форма, б) одушевленное и неодушевленное, в) собственное или нарицательное, г) род, д) склонение, е) падеж, ж) число, з) роль в предложении.

Всем нам знакомо громадное время детства, когда день длится вечность и, как ни тратишь его на чуде...ные путешествия и открытия, всё ещё остается (в)десятеро! Как бы (не)об...ятная ширь простирается тогда перед ребенком, и кажется (ни)каких крыльев (не)хватит долететь до её края. Так было на заре русских, когда после шетивсковой стоянки в Карпатах единое (до)толе славянское племя ра...теклось (от)туда на четыре стороны света; наши избрали восток. Однажды смолкло всё: скрип повозок, плач(ч,чь) младенц...в, мычание волов, – и предки наши в последний раз с орлиной высоты глядели в (не)обозримое, тонувшее в утре...ней дымк... пространство впереди. Прекра...ная девственная котловина лежала между трех горных хребтов, и по ней, в оторочке зеленых мхов, струились царственно-неторопливые реки. Только песня баянов да прозорливость стариков провидели там, в синеве горизонтов и тысяч...летий, череду вел...чавых событий, начавшихся созданием России.... Наверно, это случилось утром и (в)начале лета, когда особенно приманчива наша страна.

И (с)права, (в)перемежку с дубравами, открывалась степь, лоснившаяся по ветру сытой и буйной травой, а (на)лево толпился бе...крайний бор, почти тайга, в (не)сколько рукавов сбегавший с Алаунской возвышенности; самый широкий из них, днепровский, достигал киммерийских, черноморских ныне, берегов. Среди лесов, заметно умножаясь к северу, сверкали на солнце тысячи веселых озерок – земля ещё носила следы великой, сравнительно (не)давней, в размере геологического времени, ледниковой весны.... Потом прапращур Святослава подал знак – и племя, как пламя, хлынуло (в)низ, затопляя пустынные предгорья. Так, тысячами тяжких, железом обитых колес была начертана первая строка нашей истории. Возможно, то утро длилось век, но все правдоподобно о (не)известном. (Л. Леонов).

 

IV. Имя прилагательное

 

6. Выпишите прилагательные вместе с существительными, с которыми они согласуются. Сделайте морфологический разбор имен прилагательных по следующей таблице:

  Прилагательное Разряд Полное или краткое Степень сравнения Род Число Падеж   Роль в предложении

 

 

I. 1. День был ясный и теплый. 2. Глубочайший смысл свершившихся событий не мог полностью дойти ещё до подростка. 3. Цементная пыль, поднятая копытами, седым облаком закрыла лошадей и потянулась вслед за колонной. 4. Речка текла быстро и казалась тут глубокой. 5. Золотые паутинки проносились над головами трех людей, шагающих по пожелтевшей траве. 6. Медная луна вывалилась из-за горы, озарив оранжевым светом дымку пыли и пара над депо. 7. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоящих в порту и на рейде. 8. Поперек реки, незаметная глазу, шла каменная перемычка. 9. Воздух стал удивительно прозрачным.... По селу разнесся поросячий визг. (По Д. Нагишкину).

II. 1. Степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор (Шол.). 2. По дороге, на заботливо расшитом полотнище пыли, виднелись следы: один волчий.... другой – след тополевского трактора (Шол.). 3. Возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны (Шол.). 4. Рассветную тишину резали напористые скрипы коростелей и пронзительные всхлипы перепелов (Перм.). 5. Что может быть сладостнее возвращения в отчий дом? (Перм.).

 

V. Имя числительное

 

7. Спишите текст, заменяя цифры словами, раскрывая скобки и дописывая окончания существительных. Над каждым числительным поставьте порядковый номер. Имена числительные под номерами с 5-го по 12-й разберите по следующей схеме: а) начальная форма, б) порядковое или количественное (собственно количественное, собирательное, дробное), в) простое, сложное или составное, г) имеет ли род и число, д) способ связи с существительным, е) падеж, ж) роль в предложении.

5-й век существует наш город как населенный пункт, хотя городом стал сравнительно недавно.

Неузнаваемо преобразился он за годы Советской власти. Теперь этот город 5 научно-исследовательских институтов, 6 высших учебных заведений, 8 техникумов, 6 специальных училищ.

Это областной центр с 438 (тысячный) населением, 72 общеобразовательными школами, 185 больницами.

Из 9614 гектаров территории, которую занимает город, на 358 раскинулись зеленые насаждения, на 578 – лесопарки.

Жилой фонд города с 395 тысяч квадратных метров, имевшихся до революции, вырос до 2,6 миллион... квадратных метров. Уже сейчас довольно высок процент теплофикации. Ею охвачено 3/4 коммунальных квартир, а в 67784 квартирах, на 783 культурно-бытовых предприятиях есть "голубое топливо". Недавно вступили в строй 646-я по счету торговая точка и 246-е детское учреждение.

А сейчас принят и начинает претворяться в жизнь генеральный план развития нашего города. Город с 1/2 (миллионный) населением будет дополнительно обеспечен 3,6 миллион... квадратных метров жилой площади, 15 детскими комбинатами, которые заполнит 4 1/2 (тысячный) армия детворы. Увеличится суточная мощность городского водопровода. Появятся 9-10 (этажный) здания, которые сделают более живой панораму застройки.

 

VI. Местоимение

 

8. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Выделенные местоимения письменно разберите по схеме: а) начальная форма (именительный падеж), б) разряд по значению, в) от какого слова зависти или независимое, г) с какой частью речи сходно по связям с другими словами (с существительным, прилагательным, числительным), д) род, число, падеж, е) роль в предложении, ж) орфографические особенности.

 

Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем(то) грубом и неприятном.... Движения его были смелы и размашисты, говорил он громко, бойко и почти всегда сердито; если послушать в н...котором отдалении, точно будто три пустые телеги едут по мосту. Никогда не стеснялся он н...чьим присутствием и в карман за словом (не)ходил....

Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого, (ни)кто лучше (него, его) не рассудит какого (нибудь) общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том и другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем(нибудь) посоветуется.

Между тем сам, как двадцать пять лет назад определился в какую(то) канцелярию писцом, так в этой должности и дожил до седых волос. Н...(ему) самому и н...(кому) другому и в голову не приходило, чтоб он пошел выше.

.... За смертью отца он не успел поступить в суд и был увезен в Петербург каким(то) благодетелем, который нашел ему место писца в одном департаменте, да потом и забыл о нем.

Так Тарантьев и остался только теоретиком на всю жизнь. В петербургской службе ему н...чего было делать с совей латынью и с тонкой теорией вершать (по)своему произволу правые и неправые дела....

(И. Гончаров)

 

VII. Глагол

 

9. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Разберите все глагольные формы данного текста.

 

В лес я приходил к рассвету, налаж...вал снасти, развеш...вал манков, л...жился на опушк... леса и ждал, когда придет день. Тихо. Всё вокруг застыло в крепком осен...ем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и ра...плылись, ра...та...ли в туманах. Далеко, за лесами луговой стороны, восходит, (не)торопясь, посветлевш...е солнце, на чёрных гривах лесов вспых...вают огни, и начинается странное, трогающ...е душу движение: всё быстрее встает туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты, деревья, стога сена, луга точно та...т под солнцем и текут во все стороны, рыжевато-золотые. Вот солнце к...снулось тихой воды у берега, – кажется, – что вся река подалась туда, где окунулось солнце. Восходя всё выше, оно, радостное, бл...гословля...т, греет оголё...ую, озябшую землю, а земля кадит сладким запахом осени. Прозрачный воздух показывает землю огромной, бе...конечно ра...ширяя её. Всё плывет вдаль и манит дойти до синих краев земли. Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною ро...дался новый мир, (по)новому красивый....

(М. Горький)

 

VIII. Наречие

 

10. Спишите, раскрывая скобки. Дайте полную характеристику наречий по схеме:

 

Наречие Разряд по значению Синтаксическая функция Какой член предложения поясняет Как и от какой части речи образовано
         

 

Мишка, разобиженный (в)конец несправедливостью хозяина, бежал до тех пор, пока в натруженных губах не ослабели удила; тогда он замедлил ход и, не слыша новых понуканий, пошёл показно-быстрым шагом, совсем как человек, оскорбленный, но не теряющий собственного достоинства. Он не обращал внимания даже на соек – они слишком много кричали в этот вечер, но, как всегда, (по)пусту, и больше обычного казались ему суетливыми и глупыми....

Тайга расступилась вечерней березовой опушкой, и в рдяные ее просветы, прямо в лицо, било солнце. Здесь было уютно, прозрачно, весело – так (не)похоже на соечью людскую суету. Гнев Морозки остыл.... Он чувствовал теперь, что Варя вовсе не так безразлична ему, как это казалось раньше, и вместе с тем твердо знал, что (ни)когда уже не вернется к ней.

Он видел неубранные ячменные снопы на недожатых полосках, бабий передник, забытый (в)торопях на суслоне, грабли, комлем воткнутые в межу. На покривившемся стогу уныло, (по)сиротски, примостилась ворона и молчала. Но все это проплывало мимо сознания.

(По А. Фадееву)

 

IХ. Предлог

 

11. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

 

Через (не)сколько дней.... он (Родион Жуков) пер...правился через гирло Дуная возле Вилкова на русскую сторону.

План у него был такой добрат...ся степью вдоль берега моря до Аккермана (от)туда на барже или пароходе в Одессу из Одессы до села Нерубайского рукой подать....

Он спустился на берег разделся и вошел в море.... Мимо него тяжело вырывая колени из воды проскакал голый мальчик нагнулся вытащил рыбу и забросил ее (на)берег.

.... Одевш...ся (не)обсохнув весь мокрый под одеждой Родион взял своих рыб и поспешил подня...ся (на)верх в степь.

В степи уже было жарко но (не)смотря на это Родион продолжал дрожать.... Перед ним показалась дача.... За живой и...городью сирени и туи виднелся молодой сад. Родион разобрал руками терпкие ветки с шиш...чками и увид...л ряды фруктовых деревьев обмаза...ых известью. Между ними шла дорожка.... Перед ним открылся обрыв. Большая луна только что взошла над морем. В лу...ом свете Родион увид...л (во)круг себя на земле множество поз...их (до)зревающих дынь....

Около трех часов дня Родион на последний полти...ик купил билет трет...го класса до Одессы и взошел на пароход.

(По В. Катаеву)

 

Х. Союз

 

12. Текст спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

"Через сорок минут Москва, – сказал вдруг с веселой улыбкой штурман, выглядывая из рубки. Это было так (не)ожида...о что Пете (с)начала показалось буд(то) он ослыш...лся. Но увид...в ожививш...ся лицо отца его взволнова...ые глаза Петя вдруг со всей ясностью понял до Москвы 40 минут.

.... Самолет остановился. Дверца щелкнула и открылась.

.... Мимо них помахав рукой проехал на "эмке" генерал медицинской службы. Они то(же) помахали ему рукой. Их (не, ни)кто не встречал хотя вчера они послали телеграмму. (В)прочем трудно пр...дположить что(бы) она пришла так быстро.

"Тем лучше, – сказал отец, – пускай это будет для них сюрприз. Однако как же мы будем добира...ся?"

.... В ту(же) минуту женщина в белич...й шубке и девочка в красном капоре как буд(то) (на)перегонки побежали к ним и прежде чем Петя их узнал или вернее почу...твовал что это они он уже очутился в о...ятиях мамы. Смеясь и плача и обдавая зап...хом знакомых духов она целовала своего мальчика отрываясь (на)миг для того что(бы) обнять и поцеловать мужа. Она обнимала и целовала их (по)очереди узнавая и (не, ни)узнавая в то(же) время.

(В. Катаев)

 

ХI. Частицы

 

13. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

I. (Н...)кто из бойц...в (н...)подхватывал песни: то(ли) оттого, что она была уже (не)кстати, то(ли) просто потому, что у изнуре...ых походами людей (н...)хватало для этого сил (Ал.).

II. 1. Где(то) глубоко (в)низу медленно и плавно поворачивалась земля. 2. Самолет как(то) переменил положение в воздухе. 3. Мостовая, так(же), как и дорога, была усыпана цветами акаций. 4. Петя ещё (н...) видел (в)близи такого большого самолета. 5..... Здесь все так(же) напоминало о (не)давних боях. 6. Ох, как давно (н...) видел Петя настоящего русского хвойного леса, темного, барх...тного, кое(где) тронутого светлым, изумрудным дымом распускающихся березок! 7. Но нельзя было сразу ра...глядеть, есть(ли) кто(н...будь) в комнате.

(По В. Катаеву)

 

 

ЧАСТЬ II

 

Упражнение № 1.

Повторите правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений во 2-м лице множественного числа изъявительного наклонения; правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени, правописание частицы НЕ с глаголами и причастиями; правописание наречий, образованных от существительных с предлогами, правописание окончаний творительного падежа имен существительных на -ИН, -ОВ, обозначающих названия городов; правописания прописной буквы в названных учреждениях.

Посмотрите в орфографическом словаре, как пишутся слова: адм...н...страция, арх...т...ктура, б...лдахин, б...льведер, в...ст...бюль, га...ерея, зо...чество, м...гистраль, м...нумент, п...норама, р...к...нструкция, р...тонда, тр...л...бус. Запомните их правописание.

Найдите в толковом словаре значение каждого из этих слов.

Повторите правила пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении; обособление распространенных определений.

 

Ярославль

 

Кто (ни)когда (н...)бывал в Ярославле пусть приедет и убеди...ся что это город (не)уступающий по красоте (ни)какому другому вол...скому городу.

Уже под...е...жая к Ярославлю (с)низу вы (из)дали увид...те высокий правый берег обсаж...ный липами. На месте стари...ого крепо...ного вала разбит пр...красный липовый бульвар. Набережную (не)давно удл...нили (в)даль левого берега Которосли. В июльские вечера оп...няющий медвя...ый аромат липы погл...щает все другие запахи города.

Здесь у Стрелки обращ...ной острием к югу в Волгу впадает Которосль берущая начало в озере Неро под Ростов...м. (Золотисто)желтым пляж...м стал теперь этот берег. Отсюда хорошо видна п...норама Заволжской стороны. Нижний остров и уходящие (в)даль синие хвойные леса за поселком Ляпин...м.

В центре города широкая площадь охвач...ная (полу)кольц...м адм...н...стративных зданий. Её украшает очень интересная по арх...т...туре церковь Ильи-пророка памятник русского зо...чества. Входишь в эту церковь как в карти...ую га...ерею где выдающ...еся произведения живописи развеш...ны на стенах и к...ло...нах. Удивительны фрески церкви то есть роспись выполне...ая по свежей штукатурке.

Когда любуе...ся ажурным деревя...ым б...лдахином вырез...ным с помощью пероч...ного ножичка то (не)вольно снимаешь шапку перед этим произведением искус...ва которому без...м...ный мастер рез...ик посв...тил один год жизни.

Много красивых здан... в городе. Одно из лучших (г)осударственный (д)раматьический (т)...атр имени Ф.Г. Волкова. Оно украшено четыр...я к...ло...ами скульптурной груп...ой и (полу)круглыми р...тондами (по)бокам. Рек...нструировано здание бывшего гости...ого двора.

За последние годы кв...рталы новых домов выр...сли в разных ра...нах города.

На площади Труда изве...ной прежде только пожарной к...ланч...й поднимается м...нументальное здание ц...рка. На углу улицы Свободы асф...льтирова...ой и благоустро...ной возвышается (четырех)этажное здание увенч...ное вышкой с большой (пяти)конечной звездой. Выстро...но много домов для рабочих а...бестового и шин...го завода речного порта.

Зако...о гордятся ярославцы в...залом связан...м с центром тр...л...бусной линией. (На)верху здания красивый б...льведер внутри просторный в...ст...бюль залы ожидания р...сторан. Этот в...зал остановочный пункт на дальних м...г...стралях. (В)течен... каких(нибудь) трех четырех часов (электро)поезд доставит вас в Москву.

Приезжайте в Ярославль поездом или на тепл...ходе вы не пожале...те об этом.

(По Вл. Архангельскому)

 

Упражнение № 2.

Посмотрите в орфографическом словаре, как пишутся иноязычные слова: агре...ия, ат...стат, б...летристика, брош...ра, в...ейбол, д...станция, к...никулы, к...питу...яция, к...нгре..., к...мпания, кристал..., м...р...диан, п...ра...лель, п...раграф, п...лисадник, пр...гра...ма, ст...д...он, тр...н...роваться, тр...сляция, ун...в...рс...тет, ц...тата, ч...мп...он.

Выясните по толковому словарю значение тех слов, которые вам не совсем понятны.

Повторите правила правописания -тся и ться в глаголах; правописание предлогов (в)виду, (в)следствие, (в)роде, (в)виде, (в)течен..., (в)продолжен...; повторите правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении и знаки препинания в предложения с прямой речью.

 

Подготовка к экзаменам

 

Пр...ближаются весе...ие экзамены и мы с братом Сашей усиле...о готовимся к их сдаче. Саша учится в ун...в.рс...тете, а мне ещё далеко до ат...стата зрелости в этом году мне может быть уда...ся получить свидетельство об окончан... восьмого класса.

Из(за) болезни я не был в школе два месяца и (в)следств... этого очень отстал. Во(что) бы(то) н... стало мне (не)обходимо повторить всю програ...у пройде...ую (в)продолжен... года. Я ра...читал (по)скольку страниц надо читать в день но мне н...как не удается выполнять эти ра...четы. Стоит усес...ся за учебник как в голову сами приходят мысли о ст...д...оне. Хорошо бы с...грать в в...лейбол или потр...н...роваться в беге – в прошлом году я был ч...мп...оном школы в с...ревнованиях на короткую д...станцию.

(Не)плохо сбегать с к...мпанией свер...ников на берег Волги к речному в...залу или забраться в п...лисадник и почитать что(нибудь) о к...раблях к...раванах (не)обыкновенных пр...ключениях.

Оставь б...летристику до к...никул – совсем (по)учительски напоминает Саша. Он весь погл...щ...н занятиями что(то) подч...ркивает карандаш...м в брош...рах выписывает ц...таты из сочинений классиков иногда читает (в)полголоса об агре...иях к...питу...яциях к...нгр...ах к...нце...иях и ещё о чем(то) совершенно (не)понятном.

Я сажусь за стол и то(же) читаю о м...р...д...анах и п...р...лелях о крист...лах и эл...ментах. Но краешком уха слушаю радиоприемник.

Начинается тр...сляция матча со стад...она "Динамо" и я зам...раю над (не)дочитан...м п...раграфом. Саша тот(час) выключает радиопр...емник.

Я старательно решаю ур...внения с двумя (не)известными но всё р...вно слышу и шум тр...мваев и крики девч...нок скачущих на тр...туаре. В отча...ни... я ухожу на кухню но здесь мне мешает сосред...точиться наш пес Друж...к сидящий в к...нуре под окном. Как завидую я (восьми)летней Тан...чке которая б...заботно нян...ит кукол и кормит же...лт...ньких ц...плят во дворе.

Чего бы я только н... отдал за(то) что(бы) экзамены остались (по)зади и наступили жела...ые к...никулы.

 

Упражнение № 3.

Повторите правописание личных окончаний 2-го лица I и II спряжений в изъявительном и повелительном наклонениях; правописание чередующихся гласных в корнях -гар, -гор; -зар, -зор; -кас, -кос; -скач, -скок; -мер, -мир; правописание слов с непроизносимыми согласными, правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Проверьте по орфографическому словарю, как пишутся слова г...ризонт, помо...ник, и...(под)тишка, жела...ый гость, бле...нуть, а...юмин...вый.

Вспомните правила постановки запятой в сложноподчиненном предложении и правила обособления деепричастного оборота.

 

Охота на перепела

 

Июнь. Солнце почти не уходит с неба (в)течен... всех суток.

Если взглян...те на (северо)запад (тот)час когда дог...рает вечерняя з...ря и небо становится (по)ночному темным вы увид...те у г...ризонта уз...нькую плоску света. Она не и...чезает совсем только передвигается на восток и начнет (в)новь разг...раться.

Выйд...те на утре...ей или вечерней зорьке в поля там вы (на)верняка услыш...те (не)затейливую песенку перепела.

Первые лучи солнца едва к...снулись верхушек сосен, а Сергей Иванович школьный учитель и его верный помо...ник второкла...ник Володя то(же) страс...ый любитель птиц уже вышли в поле что(бы) достать для живого уголка перепела.

Разо...лали совершенно (не)заметную сеть (по)верх стеблей высокой ещё (не)коше...ной травы. Сергей Иванович вынул из плет...ной сумки перепили...юу дудочку принялся манить перепела. Дело (с)разу пошло (на)лад. Где(то) (в)близи откликнулся мал...нький луговой петуш...к. Но попробуй(ка) заманить жела...ого гостя под сеть! Если он почу...твует (не)ладное ни(за)что не пойдет сюда. Ни ш...роха, ни ш...пота! А вот и он. Володя почти не дыш...т, прикрыл глаза и только в щ...лочку между ре...ницами и...(под)тишка наблюдает за птичкой.

Перепел вовсе (не)серенький, а коричневатый и на грудке у него (ярко)черное пятнышко как галстуч...к. Величиной с ц...пленка.

Привлеч...ный голосом манка он бежит все ближе раз...скивая спрятавш...ся перепелочку. Две огромные скрюч...ые фигуры людей перепел (по)видимому принял за кочки. Вот он пр...остановился и побежал (с)нова почти (не)к...саясь земли ножками. С зам...рающим серцем л...вцы следят за ним. Вот он под сеткой. Охотники разом вск...чили. Перепел запутался в сетке и пр...миная зеленые трав...ные стебли упал на землю.

Сморти(ка) Вролодя перепел(то) наш (не)простой а меч...ный говорит Сергей Иванович. На ножке птицы бле...нуло тон...нькое а...юм...ниевое колечко. Это колечко охра...ая грамота птицы. Как н... жаль Володе рас...таваться с добычей пришлось все(таки) отпустить перепела мече...ого кольц...м (на)волю.

Долго смотрели охотники (в)след улетающему петушку.

(По Г. Скребицкому)

 

Упражнение № 4.

Вспомните и повторите правила правописания сложных существительных и прилагательных и правописания корня -рав-, -ровн-.

Посмотрите в орфографическом словаре, как пишутся иноязычные слова те...итория, и...юстрация, ш...се, прес..., п...л...графический, ко...озия, мета...ический.

Повторите правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

 

Промышленность Рыбинска

 

В старом Рыбинске (не)много было предприятий к...натная фабрика мед...(пиво)вар...ный завод (мук...)мольные и (лес...)пильные установки (масл...)бойни и крохотный заводик "Феникс" на котором мастерили плуги и лопаты.

Теперь на месте этого заводика раскинулся промышл...ный гигант завод п...л...графических машин. Здесь делают машины для крупнейших типографий нашей страны, машины для печатания цветных и...юстраций раньше пр...обретавшихся (за)границей. Изгот...вляют здесь и прес... для мета...ической стру...ки который позволяет с...кономить много (дорого)сто...щего мета...а. Прес...ва...ые отходы меньше поддаются ко...озии.

Те...тория завода (благ...)устрое...а (по)всюду чистота, много клумб, (в)доль цехов выр...внялись (в)струнку ряды яблон....

Славен Рыбинск и другими (машин...)строительными заводами. Одни из них выпускают мощные (земл...)сосные снаряды, шагающие под...емные краны для переноса (пульво)проводов на строительстве гидро(электро)станций.

Другие заводы изготовляют дорожные катки. Когда (пятнадцать)тонный каток снабж...ый тремя вальцами движ...тся по земле (по)зади остается полоса, утр...мбов...ная, как хороший колхозный ток. Эти катки известны и в других странах они разр...вняли строительную площадку для Дворца культуры и науки в Варшаве.

На всех наших ш...се работают в зимние м...тели рыбинские (снег...)очистители. Такая машина заменяет труд тысяч людей, которые боролись с заносами (по)старинке орудуя деревян...ыми лопатами. (Снег...)очиститель забирает снег (не)тонкой полоской а мощным слоем (с)выше одного метра и струя подхвач...ного снега отлетает в сторону на (20-30) метров.

Хороши и куст...резы ра...чищ...щие почву для полей и лугов выкорч...выва...щие кусты и (не)большие деревья.

А на верфи делают (быстр...)ходные катера и рыба...кие (мот...)боты. Крупным промышл...ным городом стал Рыбинск.

(По Вл. Архангельскому)

 

Упражнение № 5.

Повторите правописание О и Е после шипящих и Ц; правописание НЕ с прилагательными и причастиями, правописание наречий, образованных от существительных и прилагательных с предлогами; правописание окончаний прилагательных и причастий в творительном и предложном падежах единственного числа мужского рода; правописание глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.

Повторите знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в сложносочиненном предложении с союзом И.

 

Весна

 

Куда н... ступишь куда н... посмотришь (по)всюду вода. Над пропит...н...м водою еще (не)раста...вш...м снегом в овра...ке порхает первая бабочка буд(то) (лимо...о)желтый листоч...к. (Много)числ...ные ручейки и реч...нки об...ед...няются в пен...щ...ся потоки.

Птицы возвр...тивш...ся из дальних мест уже пр...гляд...вают места для буд...щих гнезд. (Не)которые из них смастерили гнезд...шки и (в)нутри вы...лали пухом и ш...рсткой. А у воронихи вылупилось шесть прож...рливых птенц...в и из гнезда слыш...тся (не)смолкающий н... на минутку требовательный писк.

На протал...нке под кустом копошится сер...нький пушистый комоч...к – это зайч...нок. Он совсем (не)давно родился, очень забавен, но уже умеет прята...ся от врагов в прошл...годней траве.

(В)конце апреля оси...ик и орешник спло... увеш...ны дли...ыми сере...ками, в луж...цах и к...навах огромные ком...я студ...нистой лягуш...ной икры.

У смой дороги мурав...ная куча бли... которой (в)зад и (в)перед бегают тыс...чи мал...ньких труж...ников. Кажется буд(то) вся куча движ...ся и кипит.

А сколько нового в полях и садах! В полях очищ...ных от снежного покрова ра...се...вают м...н...ральные уд...брения для подкормки залене...щих озимых посевов нужда...щ...хся в усил...н...м питани.... Подкармл...вают посевы (в)ручную или с помощью самолета ра...сыпая (с)верху уд...брения похожие (с)виду на с...роватый порош...к.

Когда земля (с)легка просохнет пойдут тракторы потащ...т (в)след за собой бороны которые ра...ч...сывают землю что(бы) посевам легче было р...сти.

В саду у гру... и виш...н ябло... кр...ж...вника подрезают полом...ные и засохшие су(ч,чь)ки выставляют на пасеку ульи с пч...лами.

С большим и...ку...твом нужно высадить молод...нькие деревца, ямку вырыть с таким ра...четом что(бы) корни не загибались (к)верху – такое положение (не)естеств...но, разр...внять землю (во)круг ствола.

Посаж...ное деревцо и (в)дальнейшем потребует (не)уста...ых забот поливки подкормки. Приход...ся охранять сад и от (не)прош...ных гостей гус...ниц, плод...ж...рки, майских жуков таких безобидных (на)вид.

(По Г. Скребицкому)

 

Упражнение № 6.

Повторите правописание наречий; правописание НЕ с причастиями; правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цвета.

Вспомните правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с союзом И; повторите правила постановки тире в неполном предложении.

 

За брусникой

 

Солнце ещё не греет (по)летнему но трава уже чуть(чуть) пожелтела. В (темно)зеленых косах берез (кое)где виднеются (светло)желтые пряди.

(В)верху над нами (бледно)голубое небо, (с)лев... лес а (с)прав... ещё (не)скоше...ое овся...ое поле за ним (в)дали (не)большая реч...нка. Мы проходим меж...й и сворачиваем (в)лево к лесу.

Лес и теперь (по)прежнему хорош. Волей (не)волей мы, заворож...ные его красотой, останавливаемся, а (за)тем шагаем (на)прямик в чащ...бу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко (на)крепко переплелись (в)вышине в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся (в)перед и (не)жданно (не)гаданно попадаем на поляну (на)сквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника и её во(что) бы(то) (ни, не)стало нужно раз...скать. (По)моему надо идти дальше (в)глубь леса но мои подружки (в)рассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в к...рзинки (кроваво)красные ягоды.

(На)конец и я замечаю под блестящими как(будто) кож...ными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо (не)видимо! Поляна спло... покрыта ягодами. Мы разбрелись (по)одиночке и только (из)редка перекликаемся друг (с)дружкой. (По)немногу к...рзины наполнились (до)верху да и сами мы наелись (до)сыта......

Однако обед все(таки) нужен. Маруся ра...телила на траве слож...ую (в)двое газету положила на неё хлеб соль и яйца варе...ые (в)крутую. По...чвать (ни)кого (не)приходится. С а...етитом мы с...ели всё и раст...нулись на траве.

Где(то) (по)близости в(пол)голоса звенит кузнеч...к. (Не)хочется уходить, но и ноч...вка в лесу (ни)кого не прельщает. Уже темнеет а до дому путь вовсе (не)близкий. Уда...ся ли вернуться (за)светло?

Мы берем к...рзинки наполне...ые ягодами и выходим к дороге. (Не)смотря на усталость все шагают быстро озабоченно погляд...вая на солнце ещё (не)скрывшееся за лесом. Ветви деревьв еле(еле) колыш...тся как(бы) прощаясь с нами.

 

Упражнение № 7.

Повторите правописание корней -плав-, -плов-; -равн-, -ровн-; правописание НЕ и НН в суффиксах прилагательных и причастий; правописание частиц Не и НИ со всеми частями речи; правописание сложных слов и числительных.

Проверьте, помните ли вы, как пишутся слова б...ркас, к...раван, к...мфорт, м...г...страль, трас...а, ц...стерна.

Выполните и повторите правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, в сложносочиненном предложении, в бессоюзном сложном предложении.

 

Волга

 

Матерью русских рек (из)давна называли люди Волгу. (Из)под сруба стари...ой часове...ки бли... дереве...ки Волгино-Верховье вытекает (не)приметный ручеек через который перекинут бревенч...тый мостик.

Проделав путь в 3688 километров Волга приходит к Каспийскому морю.

Какие только суда н... встречаются на Волге!

Тяжело пропл...вает огромная (нефте)наливная баржа заменяющая собой много (железно)дорожных ц...стерн. (В)след за ней тянутся (не)спеша широкие б...ркасы с (не)высокими бортами (до)верху нагруже...ые камыш...нскими арбузами. Взгляните (из)дали с берега – точь (в)точь огромное блюдо с плодами плывет по реке. А (на)встречу движется длинная улица мощ...ная бревнами. Как пол...гается на улице выр...внялись будто по линейке игрушечные домики. Перед домиком дог...рает костер, кипит чай в закопч...ном котелке колыш...тся на б...ч...вках вывеш...ное белье и всё это хозяйство медленно движется (в)низ по реке.

Не (по)одиночке а к...раванами тянутся огромные плоты насчитывающие до пят...десят... тысяч бревен. Провести такую гр...мадину по сво...нравным поворотам (в)течен... реки большое и...ку...тво.

На залитой июн...ким солнцем палубе с к...мфортом расп...л...жились в камыш...вых креслах п...сажиры (трех)этажного теплохода точно серебр...ного от солнца. (Не)слышно ра...секает он (зеленовато)серые волны реки. По сравнению с этим пл...вучим дворц...м (не)казистым кажется труж...ник буксир толкающий впереди себя или ведущий за собою тяжело груженные баржи.

Бегут скоро...ные поезда несутся автомобили по тра...сам (не)об...ятной (с)оветской страны но Волга (по)прежнему величайшая м...г...страль нашей Родины.

 

Упражнение № 8.

Повторите правописание наречий; отличие союзов чтобы, зато, также, тоже от местоимений и наречий; правописание корней -равн- – -ровн-, -лаг- – -лож-, -скак(скач)- – -скоч-; правописание отрицательных причастий прошедшего времени, правописание НЕ с причастиями; правописание окончаний имен существительных среднего рода на -ЬЕ в предложном падеже единственного числа.

Вспомните, как пишутся слова г...р...зонт, инст...нктивно, р...ве...ник, смышл...ый, м...ршрут, (под)уз...ы.

Вспомните правила постановки знаков препинания при прямой речи; правила постановки запятой перед союзом И в сложносочиненном предложении.

 

По Владимирской земле

 

Пр...хотливо извива...щаяся линия м...ршрута ползет по карте (в)след за нами и врезается (в)глубь Владимирских земель.

Два паренька лет по двадцати едут с нами за во...чиков. Одного зовут Коля другого Николай. Так они просили называть их что(бы) не было пута...ицы. Они рове...ники, одного р...сточка; оба (русо)головые, бойкие, смышле...ые. Кажется и разница вся между ними только в произношении их (то)же одинаковых имен. Чу...твуется что Коля и Николай (не)твердо знают дорогу и волнуются как(бы) не завести чужих людей куда (не)надо.

Устраивайтесь, как следует (по)хозяйски предл...гает Коля. Мальч...нки уходят в кусты и возвращаются с двумя охапками (не)давно накош...ной травы перемеш...ной с цветами. Они разравнивают её по телеге.

Едем (не)спеша. На подъеме в гору я спрыгнул с телег... пошел (по)тихоньку (с)зади. Коля и Николай то(же) соск...чили.

Так и едем: (по)ровному месту на телеге, в гору пешком, а с горы трусц...й и даже (в)ска.... Плывут (на)встречу перелески остались (по)зади стари...ая роща и (в)скоре мы в...жаем в самый настоящий лес перепута...ый (на)столько что без топора и не пробра...ся. Это, (в)сущности, (не)просто лес, а поле битвы (не)прекращающ...ся (не, ни)днем, (не, ни)ночью.

Чем дальше мы ехали (в)глубь леса по у...кой дороге по которой до нас (в)ряд ли кто проехал в пред...дущие два месяца тем тревожней переш...птывались Коля и Николай. (Не)ожиданно перед нами возникла (не)широкая, но глубокая к...нава из которой т...рчали два облома...ых сколь...ких бревна.

Обязанности распр...делились так я тянул лошадь (под)уз...цы Коля правил а Николай понукал упира...щуюся лошадь.

(В)сторону! вдруг (не)своим голосом закричал один из мальчиков. Инст...инктивно я отпрянул (в)сторону и в то(же) мгновение на ур...вне моего лица мелькнуло в воздухе кова...ое лошади...ое копыто.

Нужно было обладать отнюдь (не)мальчишеской опытностью, что(бы) пр...дугадать прыж...к лошади и (во)время пр...дупредить о нем.

А лошадь уже как н... (в)чем н... бывало стояла на том берегу, утопая в разноцвет... и разнотравь....

Через (пол)часа мы в...ехали в Дубки, то(есть) попали на моще...ую дорогу соединяющую Владимир с Кольчужн...м. (От)сюда хорошо было огляну...ся (на)зад. До г...ризонта спло... р...ст...лались леса черные (в)близи и (темно)синие (в)дали.

Там, (по)зади, прот...нулась (не)зримая ниточка пройд...ного нами пути.

(По Вл. Солоухину)

 

Упражнение № 9.

Вспомните и повторите правописание Ы и И после приставок; правописание О и Е после шипящих и Ц; правописание личных окончаний глаголов 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения; правописание Н и НН в прилагательных и причастиях; правописание наречий и отличие их от существительных с предлогами; правописание частиц НЕ и НИ.

Вспомните, как пишутся слова л...б...ринт, юн...ты, к...ра...лы.

Повторите правила пунктуации, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и знаки препинания при вводных словах.

 

Лес зимой

 

Кто н... боится дождя и холода пусть идет в лес нояб...ским утром много (не)без...интересных встреч ожидает вас в притихш...м но (по)прежнему живом лесу.

(В)начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку его (снежно)белая шубка предательски выделяется на бурой земле (не)покрытой снегом.

Не (во)время пр...нарядился косой! Смотрите (в)оба. Может быть вам удас...ся подкрас...ся на верный выстрел зайчи...ка не осмел...вается выск...чить из своего укрытия.

Где(то) (в)верху на сосне перепрыгивают с сучка на суч...к синицы от...скивая (не)спрятавшихся под кору жучков. Тонко свис...нет ря...чик в ельнике и снова тишина (н...)чем (не)нарушаемая.

В мелкой пор...сли леса (из)дали видна рябина рдеют её (ярко)красные гроздья точно к...ра...лы брош...ные чьей(то) рукой. Хлопочут на её ветвях дрозды ещё (не)улетевшие на юг. Слыш...тся (не)приятный крик сойки. Сейчас осенью когда еды (в)волю эти птицы припасают пищу (в)прок на зиму ра...совывая ж...луди в разные щ...лки. Интересно много(ли) уда...ся им найти зимой из спрят...ного?

(В)глубине леса р...здается испуг...ный заяч...й крик (по)видимому какой(то) хищник застал зверька (в)расплох. (Из)редка залетает в наши края полярная сова очень красивая да только совсем (не)прош...ная гостья.

Если пробуд...те дольше в лесу то увид...те (дли...о)хвостую пуночку. Поздней осенью эти птицы (то)же перекоч...вывают из тундры на юг.

В декабре лес пр...обр...зуется (не)узнаваемо белая перина сплош... покрывает землю. Приятно отправи...ся в лес в санях по (не)е...ж...ной с самой осени дороге. В (без)ветр...ную погоду дремл...щие деревья опуш...ные ин...ем стоят буд(то) в варе...ках. В лесу (по)праздничному чисто всё сверкает (не)тронутой белизной. На (свеже)выпавшем снегу точь(в)точь как в раскрытой книге вы прочита...те о жизни лесных обитателей.

Л...б...ринт чьих(то) пут...ных следов уходит в чащ...бу смеш...ного леса. Это н... кто иной как лиса выслеживала (не)осторожного мыш...нка.

Вот под сосной груда клев...ных шишек а (в)вершине ствола вы наверное обнаруж...те рас...елину – это кузница дятла.

След...пыты и ю...ты вернутся домой не с пустыми руками (не)мало зарисовок и фотографий можно сделать в лесу зимой.

(По Г. Скребицкому)

 

Упражнение № 10.

Повторите правописание слов с непроизносимыми согласными; правописание приставок на З; правописание наречий, правописание сложных прилагательных.

Поверьте, правильно ли вы пишите слова ав...ац...я, груп...а, г...ризонт, к...нструкция, параш...тизм.

Повторите правила обособления распространенных приложений и деепричастного оборота; знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом И.

 

Ра...сказ параш...тиста

Параш...тизм спорт бе...страшных. Участвуя в создании новых к...нструкций параш...тов и (под)час рискуя жизнью параш...тисты испытатели бор...тся за прогре... нашей ав...ац...и и за безоп...ность полетов.

Юрий Иванов заслуж...ный мастер спорта Советского Союза ра...сказывает один эпизод из своей жизни: испытания нового параш...та проходили (на)редкость успешно и (не)доставили чересчур много хлопот испытателям. Мы собрались сделать последний гру...повой прыж...к.

(Не)смотря на то что на г...ризонте пок...залась у...кая темная полоска (н...)что вокруг не предвещало пр...ближения бури.

Лег...нький ветерок чуть заметно волновал высокую (не)кошеную траву аэр...дрома.

Нам хотелось во(что) бы(то) н... стало закончить (в)срок испытания и полет не был отложен.

(Двух)моторный самолет набирает (800)метровую высоту и подходит к ра...четной точке прыжка на зад...ной скорости.

(В)течен... нескольких минут мои товарищи (по)одиночке оставляют самолет. Надо мной то(же) раскрывается ш...лковый наполнивш...ся воздухом купол и тело делается (не)весомым.

Но как ре...ко изменилась погода! (Темно)синяя грозовая туча налетевшая с (не)постижимой быстротой клубилась и клокотала поднимаясь к небу (в)виде гиган...ской башни. Вдруг из этой кипящей черноты блес...нула ослепительным зигзагом молния распоров тучу (на)двое. Беше...ый ветер подхватил меня и понес (в)сторону как(будто) сорва...ный с дерева осе...ий лист. Оглуш...ый и (на)половину ослепле...ый я чу...ствовал себя пигмеем среди этих т...танических сил природы. К счастью купол параш...та вым...кнув (на)сквозь все(же) не потерял своих качеств и (по)прежнему надежен.

Ураг...ный ветер (не)страшен летчику расп...л...гающему мощными двигателями но параш...тист может противопоставить раз...ярившейся стихии только (ни)чем (не)защищенное тело.

Пр...земление в таких условиях для людей (не)имеющих пр...ф...сионального навыка в прыжках очень рисков...но но все мои друзья опытные тр...ниров...ные параш...тисты.

Пытаюсь сор...ентироваться (на)лету. Однако ра...читать (по)удобнее место для пр...земления на этот раз не уда...ся (не)хватает времени, меня несет прямо на (близ)лежащий лес.

Через несколько секунд я раскач...ваюсь подвеш...ный к макушке высоче...ой сосны. Что делать? Раскрыв запасной параш...т по его стропам захле...нувшим ствоол дерева спускаюсь (в)низ, но и так до земли (не)достать. Руки от напряжения одер...в...нели ждать помощи не (от)куда и (не)когда. Приходи...ся прыгнуть на елочку р...стущую близ могучей сосны.

Елка (не)сколько тормозит падение и по её ветвям я с...е...жаю на землю. Мои товарищи так(же) как и я благополучно опустились в лес.

Как хорошо быть (в)новь на родной и надежной земле!"

(По Ю. Иванову)

 

Упражнение № 11.

Вспомните и повторите правописание Ы и И после Ц; правописание корней с чередующимися гласными -лаг-, -лож-; -скак- (-скач-), -скоч-; -раст-(-ращ-), -рос-; правописание НЕ с причастиями; правописание оборотов НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК и НИЧТО ИНОЕ; правописание частиц -то, кое, -либо, -нибудь.

Вспомните, как пишутся слова а...куратный, п...лисадник, к...мпания ребят, уборочная к...мнания, ш...колад. Проверьте себя по орфографическому словарю.

Вспомните правила пунктуации: тире в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения; обособление оборота с предлогом "несмотря на".

Прогулка

 

Ранним утром когда все спали я вышел (на)ц...почках из душной избы и как(будто) не в п...лисаднике ок...зался а вошел в тихую (не)из...яснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.

Высоченная (не)тронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи (в)лево и пошел (в)доль реки (на)встречу её течению. (Ни)чего примечательного не было вокруг. (По)одаль остановилась машина и шумная к...мпания пр...бывшая в ней расп...л...галась на отдых натягивая (в)виде тента полотня...ую простыню.

Тропинка обогнула пес...аный кар...ер и вывела меня на просторную луговину по которой (в)одиночку и гру...пами р...сли деревья.

(Не)подвижный воздух ещё (не)ставший знойным приятно освежает г...ртань и грудь. Солнце (не)вошедшее в силу реет бережно и ласков. Через каких(нибудь) (пол)часа матерый сосновый лес окружил меня. (В)близи дороги, (по)сторонам от неё, тянулись (не)обыкновенно ухож...ные размете...ые тропы да ещё (в)роде и присып...ные песком. Временами кое(где) попадались а...куратно пос...ла...ые (светло)ш...коладные коврики кукушкина льна этого (не)пременного об...тателя сосновых лесов.

По стволу осинки с юркостью мыш...нка шныряла (в)верх и (в)низ какая(то) птичка.

Попалась болот...нка с (кофейно)коричневой но вовсе (не)мутной водой. Я перебрался через неё переск...чив на сколь...кое бревно с бревна на брош...ное кем(то) полено. А вот и реч...нка с такой студ...ной (не)смотря на жаркие дни водой.

Махова сторо...ка которую мне хотелось раз...скать во(что) бы(то) н... стало ок...залась (н...)чем иным как бревенч...той избой обнесе...ой пряслом. Одной стороной она пр...мыкала к лесу с другой ра...ст...лалась обширная луговина усе...ная (и)ван да (м)арьей.

(По Вл. Солоухину)

 

Упражнение № 12.

Вспомните и повторите правописание корней с чередующимися гласными (-равн-, -ровн-; -клан-, -клон-); правописание приставок на -З; правописание сложных прилагательных; правописание предлогов (в)течен..., (в)продолжен...; (в)следств...; правописание частиц НЕ и НИ.

Вспомните как пишутся слова п...р...лельный, ре...урсы, мете...р...логия, глух...мань. Проверьте себя по орфографическому словарю.

Повторите из пунктуации: знаки препинания при однородных определениях и при обобщающих словах, обособление уточняющих обстоятельств места и времени.

 

Лес

 

(В)даль окут...ную голубой дымкой уходит сосновый бор который (за)тем переходит в смеш...ный (елово)листве...ый лес. На протяжени... (не)скольких сотен километров р...внина сплош... покрыта (темно)зеленой стеной.

Обширны ма...ивы брянских лесов (не)уменьшающиеся а увеличивающиеся год (от)году. Но особенно богата лесами Пинега северная красавица река, где есть ещё много совершенно (не)изученных районов. (В)дали от реки пр...ст...рается глухая (не)обжитая тайга с (не)хож...ными тропами и (не)е...ж...ными дорогами, там стоят (не, ни)кем (не)рубле...ые леса в которых бродят лоси и свистят рябчики (ни)когда (не)видевшие человека.

Вывезти лес срубле...ый в этой глух...ман... далеко (не)легкая задача. Весной в пол...водь... в реку сбрасывают весь запас бревен вывез...ный (в)продолжен... зимы к берегам. Мил...оны бревен пр...плывают (с)верху реки и (на)много километров от берега до берега л...жится пл...вучая дорога моще...ая бревнами.

Каких только деревьев (ни, не)увидишь в наших лесах! К...рабельная сосна (на)пример зреет (в)течени... (сто пятьдесят) (сто восемьдесят) лет. Вот гиган...кая (сто восемьдесят)летняя сосна (бледно)серая с обветре...ой и омытой дождями др...в...синой. Она (ни)чуть (не)старая и ствол её отзывается на стук топора об...е...чика звонким гулом.

Но (ни, не)что так (не)радует мой глаз как ажурный мир соснового молодняка когда из забавных вз...ерош...ных шариков с кол...щимися иголками пр...вращается он в стройные ж...рдочки и начинает (на)перегонки тянуться (в)верх. Его стволики ид...ально п...ра...ельные друг другу (не)имеющие видимых верхушек и (от)того как(бы) бесконечные кажутся туго натянутыми струнами, уходящими (в)высь.

(Не)обходимо (во)время подсаживать молодняк говорит здешний ст...р...жил лесничий Маркин.

(Не)мало лет пройдет прежде чем из сем...чка выр...стет дерево. (Не)ра...чита...ые (за)ранее порубки леса могут привести к его полному и...чезновению которое (ни)какими и...ку...твенными посадками не поправишь.

Ре...урсы зеленого золота в нашей стране (не)и...черпаемы но для их сохранения нужен план и строгий ра...счет. Советские лес...воды уже не могут довольствоваться теми видами деревьев которые создала природа а искусно выводят новые до сих пор (не)существовавшие породы (быстро)растущий пир...мидальный тополь терпеливый ко всяким мет...р...логическим условиям (засуха) устойчивый дуб и гибридный ясень. (В)следстви... упорной работы удас...ся пр...вратить нашу (средне)русскую осину в (долго)вечное цен...ое дерево.

(По И. Зыкову).

 

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: