Методические указания. 1. Утверждение абсолютизма в Европе и Россиию Начало российской модернизации

 

1. Утверждение абсолютизма в Европе и Россиию Начало российской модернизации. Реформы Петра I. Абсолютизм – это форма государственного устройства, наиболее характерная для стран Европы во второй половине XVII – первой половине XVIII веков. Уясните сущность абсолютизма, назовите его основные черты. Каковы особенности абсолютистской идеологии? Что означал «принцип государственного интереса», выдвинутый теоретиками абсолютизма? Подчеркните, что все абсолютистские режимы отличала политика протекционизма. Приведите примеры. Абсолютизму в каждой из европейских стран в зависимости от их социально-экономического развития были присущи свои характерные черты. Рассмотрите их. Что означает «классический образец» абсолютной монархии во Франции? Назовите особенности английского абсолютизма, сложившегося в конце XVI века при правлении Елизаветы Тюдор (1558-1603). Почему в Германии утвердился «княжеский абсолютизм»?

Что было характерно для российского абсолютизма?

Рассмотрите начало российской модернизации в эпоху Петра I. Согласны ли вы с оценкой А.И.Герцена, данной Петру I как «революционера на троне»?

Чем объяснить неоднозначность оценок личности Петра, его времени и роли в истории России в трудах историков, философов, писателей? За что критиковал Петра, признавая его величие преобразований, Н.М.Карамзин? Прокомментируйте слова великого историка: «Русские образованные люди стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

Согласны ли вы с точкой зрения, что реформы Петра I были подготовлены всем предшествующим социально-экономическим, политическим, культурным развитием страны и продиктованы исторической необходимостью?

Какие этапы историки традиционно выделяют в преобразовательной деятельности Петра I? Назовите и проанализируйте их. В чем суть административно-государственных реформ Петра? Какова была политика Петра I в отношении церкви? Почему государство петровской эпохи называют «регулярным». Сравните систему политического управления России XVII в. и в годы царствования Петра I (место и роль в государственной системе управления Боярской Думы и Сената, приказов и коллегий, патриаршества и Синода). В чем состояла суть военной реформы? Какие преобразования произошли в области экономики? Почему Таможенный тариф 1724 г. называют «венцом протекционистской политики» Петра I?

Выделите главные направления социальных изменений российского общества. В отличие от западноевропейского абсолютизма в России идет дальнейшее развитие феодально-крепостнического строя и укрепление дворянства. Докажите это.

Рассматривая итоги преобразований Петра I, укажите, какова была «цена» реформ. В частности, выделите точку зрения В.О.Ключевского о расколе нации на «цивилизацию» и «почву», огромное отчуждение культур правящего класса и народа. В чем заключалась двойственность петровской политики?

Оценивая преобразования Петра I в целом, покажите, что революционность его реформ носила консервативный характер, поскольку в основе его модернизации лежало стремление усилить абсолютную власть, конституировать бесправность сословий, подстегнуть предпринимательство, оставив его рабом трона. Подтвердите, что европеизация страны носила внешний, противоречивый характер. Похожесть на Европу не сделала Россию европейской страной.

 

2. Эпоха дворцовых переворотов в России XVIII в. После смерти Петра I русский престол становится объектом борьбы между различными придворными группировками, начинается «эпоха дворцовых переворотов», - так определил В.О.Ключевский время после смерти Петра до воцарения Екатерины II. Почему борьба за власть между отдельными группировками облеклась в форму заговоров? Покажите, что решающая роль в ходе этой борьбы принадлежала русской гвардии – привилегированным соединениям созданной Петром I регулярной армии.

Объясните, почему состояние власти при преемниках Петра I свидетельствовало о слабости абсолютизма (каждый новый монарх мог управлять государством, только опираясь на своих приближенных, фаворитов). Является ли фаворитизм неизбежным спутником абсолютистских монархий? Ответ подкрепите фактами из всемирной истории.

Рассмотрите время правления Екатерины I (1725-1727). С какой целью и на каких условиях был создан Верховный тайный Совет? Что характерно для времени правления Петра II (1727-1730)? Почему ряд историков падение А.Д.Меншикова считает также дворцовым переворотом?

Какие события получили у современников название «затейки верховников»? Объясните, почему она (отраженная в составленных Верховным тайным Советом «пунктах» или «кондициях») оказалась неосуществленной и вызвала недовольство и сопротивление дворянства России? Прокомментируйте вывод В.О.Ключевского: «…так кончилась десятидневная конституционно-аристократическая русская монархия XVIII в., сооруженная 4-недельным временным правлением Верховного тайного Совета».

Почему В.О.Ключевский называл царствование Анны Иоанновны (1730-1740) одной из самых мрачных страниц нашей истории? Что означала «бироновщина»? Как реагировало русское дворянство на политику императрицы и положение дел в стране? Рассмотрите события 1740-1741 гг. (Иван Антонович).

Чем объясняется легкость очередного переворота 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы (1741-1761)? Проанализируйте главные направления ее внутренней и внешней политики. Докажите, что при Елизавете Петровне происходит дальнейшее расширение прав и привилегий дворян (в частности, сбор податей с крестьян был передан помещикам; за дворянами закреплялось монопольное право владения крепостными и землей; дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачетом их в рекруты; открыт Дворянский земельный банк; отменены внутренний таможенные пошлины и др.).

Чем объясняются крайне противоположные оценки личности Петра III (1761-1762) и проводимой им политики? Сопоставьте резко негативные точки зрения из мемуарной литературы («Записки» Екатерины II, Е.Р.Дашковой, ученого-агронома А.Т.Болотова) с положительными оценками из трудов М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, Г.Р.Державина. Почему особый интерес к личности Петра Ш проявлял А.С.Пушкин?

Согласны ли вы с мнением многих современных историков, что в коротком царствовании Петра Ш проявились пробуржуазные тенденции, просветительский дух, внимание к регулированию положения крестьянства и других непривилегированных слоев населения и что «так называемый век Екатерины начался по существу еще за несколько лет до ее восшествия на престол» (О.Шмидт)? Обоснуйте свой ответ.

 

3. Екатрина II. «Золотой век» русского дворянства. Что означает термин

«Просвещение» как научно-историческое понятие? Можно ли свести «Просвещение» к антифеодальной идеологии? Почему «Просвещение» скорее система философских, педагогических, этических и т.д. представлений передовых людей своего времени? Что означает понятие «просвещенный абсолютизм»? Поясните, что применительно к России это означало: покровительство национальной промышленности; создание благоприятных условий для совершенствования земледелия и роста внутреннего рынка; усовершенствование налоговой системы; введение единообразия в административно-территориальное устройство страны; создание единой правовой системы; забота о просвещении; поощрение науки и высшего образования. Покажите, что русское Просвещение отвечало на вопросы, стоявшие перед Россией в ту эпоху. Какова сущность теории «естественного права»?

В чем состояли либеральные проекты Екатерины II? Охарактеризуйте созыв и работу Уложенной комиссии. Почему В.О.Ключевский назвал Уложенную комиссию «Всероссийской этнографической выставкой»? Почему, по мнению ряда историков, работа комиссии была обречена? Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить положения «Наказа» Екатерины II (основанного на трудах европейских просветителей – Монтескье, Вольтера, Дидро, Юсти, Беккариа и др.), требовавшего перехода на европейские устои, вводившего понятие «гражданских прав», и наказов с мест дворян (было их около 1500), отличавшихся консервативными позициями (требование об отмене Табели о рангах Петра I, об ужесточении мер в отношении крепостных крестьян и т.д.).

В чем проявилось расширение прав и привилегий дворян уже в первые годы царствования Екатерины II? Охарактеризуйте Манифест о Генеральном межевании 1764 г., Устав о винокурении 1765 г., указы 1765 и 1767 гг., разрешавшие помещикам ссыласть крестьян на каторгу «за предерзостное состояние» и запрещавшие крепостным жаловаться на своих господ (жалоба объявлялась «государственным преступлением»).

Как и когда были уничтожены остатки автономии Украины? Какому органу было передано управление Украиной?

Объясните, почему, взойдя на престол, Екатерина II приостановила секуляризацию церковных земель и слухи о ней объявила «ложными», а спустя 2 года (в 1764 г.) провела ее в широком масштабе? Охарактеризуйте экономические и социальные последствия этой меры.

Какова была политика Екатерины II в отношении Сената? Почему он был превращен в «хранилище законов», стал своего рода «государственным архивом»? Как оценить создание при Сенате тайной экспедиции?

Почему второй период правления Екатерины II – после подавления бунта Е.Пугачева (1773-1775) – историки называют «золотым веком» русского дворянства или даже открытой дворянской диктатурой? Охарактеризуйте положения «Учреждения для управления губерний» (1775). В чем здесь проявилась идея «регулярного государства» Петра I? Особое внимание уделите отделению суда от администрации, полиции; подчеркните, что был сделан первый шаг к разделению властей, и первой организационно в самостоятельную ветвь власти в России стала оформляться именно судебная. Что означало появление Совестного суда в России и почему практическая деятельность совестных судов была невелика?

Проанализируйте социальную политику Екатерины П. Почему «Жалованную грамоту дворянству» (1785) историки называют «венцом продворянской политики» императрицы? Особо подчеркните, что в этом документе приобрело завершенный вид корпоративное устройство дворянского сословия. Какие мероприятия провела Екатерина П для укрепления городов Российской империи? Охарактеризуйте важные привилегия городскому сословию, обозначенные в «Жалованной грамоте городам» (1785). Какие органы городского самоуправления создавались в городах России согласно этому документу и каковы были их функции и прерогативы? Почему в научной литературе высказана точка зрения, что дворянство все же подавляло «градское общество»?

Как при Екатерине П были укреплены демократические общинные институты у государственных крестьян?

Подведите итоги царствования Екатерины П. Каковы были достижения в области экономического развития страны? Как изменились образование, медицина в России? Заслужила ли императрица, по вашему мнению, титул Великой? В чем проявилось усиление цивилизационной неоднородности общества?

Назовите основные направления внешнеполитической деятельности государства в XVIII веке и на конкретных примерах покажите рост могущества Российского государства.

 

4. Особенности российской модернизации и российского абсолютизма. При подготовке вопроса необходимо, в первую очередь, раскрыть суть понятия модернизации, которое в широком смысле слова означает переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Подтвердите, что это длительный исторический период – примерно с XVI в. по настоящее время, причем во многих странах он еще не завершен. Модернизация – это комплексный процесс, захватывающий все сферы жизни общества – экономику, социальную жизнь, политику, право, культуру. Во многом процесс мировой модернизации соответствует тому типу исторической эволюции, которую принято обозначать как становление капитализма, буржуазной формации, причем в ее западных формах. Процесс модернизации проходит различные фазы и очень неравномерно как в мировом пространстве, так и в историческом времени.

Российская модернизация XVIII века, наряду с общими, присущими для большинства стран, закономерностями, имела и свои особенности. На основе анализа петровских и екатерининских преобразований, как первых попыток модернизировать российское общество, постарайтесь понять и раскрыть особенности российской модернизации, заключавшиеся в том, что сам процесс модернизации шел одновременно с укреплением феодально-крепостнических основ абсолютистского государства, что сдерживало, тормозило его, придавало противоречивый характер. Покажите, что передовые идеи, наталкиваясь на консерватизм чиновничье-бюрократического аппарата, российского дворянства, не находили реализации в сложившихся исторических условиях. К концу XVIII века феодализм в России достиг высшей стадии развития, исчерпав ресурсы дальнейшего внутреннего роста. Сделайте вывод о том, что в обществе накапливались кризисные явления, росла конфликтность и отчужденность государственной власти, усиливались противоречия. Все это создавало почву, питающую русское освободительное движение XIX века.

В заключение вопроса проанализируйте проблему, отражающую особенности и отличительные черты российского абсолютизма, характерные не только для XVIII в.:

- довлеющая роль государственной власти над обществом;

- большая, чем в других странах ее самостоятельность по отношению к господствующему сословию;

- бюрократизация и строгая централизация системы государственного управления;

- наличие регулярной армии и полицейского аппарата;

- особая идеология обоснования абсолютизма;

- подчинение церкви светской власти;

- несформированность российского общества, отсутствие политического сопротивления с его стороны.

Постарайтесь раскрыть содержание каждой названной позиции, охарактеризуйте их, подкрепите свои рассуждения конкретными примерами из истории.

 

5. Культура России XVIII века. Рассматривая заключительный вопрос темы, покажите основные достижения российского общества в сфере культуры: победа светского направления в искусстве, создание российской науки, первых музеев, профессионального театра, светской музыки и живописи, садово-паркового искусства, регулярной городской планировки и т.д. Раскройте предпосылки завершения процесса «обмирщения» русской культуры: реформы Петра I, в первую очередь в сфере культуры, быта; ускорение экономического роста, становление и окончательное утверждение российского абсолютизма, активизация внешней политики и связей с Западом.

Покажите достижения России в науке и просвещении, к каким можно отнести создание Петром I светских профессиональных учебных заведений, академий, школ; в последующие десятилетия: сословных заведений (корпуса для подготовки офицеров из дворян, Смольного института благородных девиц), Московского университета – высшего бессловного учебного заведения, первых технических институтов и т.д. Обратите внимание на педагогическую систему И.И.Бецкого «Воспитание «новой породы людей» путем отрыва из среды». Расскажите о первых российских ученых (великий русский ученый энциклопедист М.В.Ломоносов, географ С.П.Крашенников, историк В.Н.Татищев, агроном А.Т.Болотов), о достижениях русских изобретателей (А.К.Нартов, И.Моторин, И.И.Ползунов, И.П.Кулибин), о географических открытиях В.В.Атласова и В.И.Беринга.

Каковы новые направления в развитии русской литературы вы сможете назвать? Расскажите о А.Кантемире, положившем начало крестьянской темы в литературе, много занимавшемся и переводами с иностранных языков. Светские начала не могли не затронуть и русскую художественную литературу, развитие ее шло в русле классицизма (назовите имена М.Ломоносова, Г.Державина, А.Кантемира, Д.Фонвизина, А.Сумарокова, расскажите о их творчестве). Зарождался сентиментализм (Н.Карамзин).

Какие стили были господствующими в области архитектуры, живописи, скульптуры, музыки? Расскажите о наиболее ярких представителях русского барокко и классицизма (Ф.Б.Растрелли, Фельтен, Кваренги, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.А.Боровиковский, А.П.Лосенко, Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский, И.П.Мартос и др.)

В заключение сделайте вывод о том, что XVIII век был для России веком просвещения. Главное достижение – господство светского направления в культуре. Но в результате постоянных заимствований с Запада последовала ускоренная европеизация культуры и быта верхов общества, которая стала заметно отличаться от культуры низов. Между ними возник непреодолимый раздел. Ограничен доступ к культуре для крестьян.

 

Обратите внимание на следующие термины: абсолютизм, дворцовый переворот, меркантилизм, модернизация, привилегия, «Просвещение», «просвещенный абсолютизм», протекционизм, регламент, регулярное государство, секуляризация.

 

Семинар 6

Тема: Россия на этапе буржуазного реформирования

(первая половина XIX века)

 

План

1. Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX веке. Промышленный переворот, его социокультурные последствия. Территориальная экспансия. Становление мировых империй. Революционные потрясения.

2. Поиск альтернативных путей развития России. Александр I. От реформ к стагнации. Проекты преобразований М.М.Сперанского.

3. Россия во второй четверти XIX века. Николай I. Время умеренной модернизации России.

4. Общественно-политическое развитие страны в первой половине XIX века. Движение декабристов. Западники и славянофилы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: