Алгоритм анализа стихотворения

Возможен любой путь анализа (от содержания к форме, от формы к содержанию, от впечатления и многие другие). Главное – не впадать в крайности (не стоит нещадно препарировать текст, нежелательно и вчитывать в произведение смыслы, которых там нет). С анализируемым текстом нужно обращаться максимально бережно.

Помни, что создание анализа – тоже форма творчества. Продукт твоего интеллектуального труда, таким образом, должен в идеале быть самостоятельным художественным произведением (критерии: грамотно, точно, образно написано, выстроено логически верно, части соотносятся композиционно).

Следует избегать разговоров об авторе, его чувствах, его отношении. Мы анализируем движение чувства исключительно лирического героя, а не автора.

В поэтическом тексте важно каждое слово. Помни об этом. В стихотворении НИКОГДА нет ничего случайного.

Прежде чем анализировать текст, его следует внимательно прочитать несколько раз, желательно с карандашом. Будет нелишним зафиксировать первое впечатление от прочитанного на черновике.

При сборе материала для анализа обращаем внимание на:

Ⅰ. Контекст

1.Творческая биография автора (Особенно важно, если есть посвящение, конкретные названия, имена, даты)

2.Мировоззрение автора, его система взглядов.

3. История создания произведения. Входит ли оно в какой-либо цикл, сборник? Какие произведение были написаны в тот же период?

4. Эпоха, в которой жил автор. Общественно-литературная ситуация того времени. (Получили ли отражение в тексте основные реалии эпохи?)

5. Выходит ли стихотворение в более широкий контекст? (мифологический, библейский, общекультурный, контекст мировой, зарубежной, русской лит-ры)

Часто возможность обращения к этой части затруднена или невозможна. В принципе, потери будут не слишком ощутимы, если мы сразу обратимся непосредственно к тексту произведения.

ⅠⅠ. Тип лирического произведения:

любовная лирика, философская, гражданская, пейзажная лирика (внимание: возможен подвох, вывод не должен быть однозначным, деление в высшей степени условно).

- Определение жанра:

ода, послание, элегия, песня, баллада, эпиграмма, чаще – лирическое стихотворение.

ⅠII. Содержание стихотворения

1. Выявление лирического сюжета.

В лирике изображается момент внутренней жизни человека, динамика его переживаний. Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни.

2. Обозначение темы.

Обозначение предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

3. Выявление проблемы, т.е. сложного вопроса, поставленного в произведении.

4. Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею, иногда на жанр (этот пункт может быть первым).

5.Определение типа пафоса. П. – эмоционально-оценочное отношение писателя к описываемому. Пафос может быть утверждающим, отрицающим, оправдывающим, возвышающим.

6. Характеристика образов. Лирические образы необычайно ёмки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:

- Образ лирического героя. Этот тот субъект, глазами которого мы видим изображенный мир (НЕ РАВЕН автору!).

- Аллегорические образы - под непосредственно изображаемыми образами подразумеваются другие лица, явления, предметы.

- Символические образы – образы, выражающие смысл какого – либо явления в предметной форме.

- Образ – переживание.

- Предметный мир.

7.Определение идеи стихотворения (Зачем оно написано?).

Ⅳ. Форма стихотворения

1. Анализ композиции.

Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

2. Выявление организации поэтической речи. Ритм, размер и рифма как содержательные категории (определять, не понимая, зачем, не имеет смысла).

3. Анализ строфики (понять или предположить, почему стих-естрофическиорганизовано именно так).

V. Анализ фонетического строя речи (звукопись, фонетическая игра слов).

 

VI. Анализ языка. Лексика стихотворения (поэтический словарь, тропы)

Поэтическая речь всегда несёт больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая ёмкость стихов достигается за счёт специальных изобразительных средств.

Эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, гипербола, литота, аллегория, перифраз, оксюморон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: