Предмет и методы информационного права

В настоящее время многими учеными признается существование информационного права как самостоятельной отрасли российского права. Как известно, хотя деление права на отрасли в известной степени условно, оно все же опирается на разработанные юридической наукой достаточно четкие критерии.

Отрасли права – это главные подразделения системы российского права, отличающиеся специфическим режимом правового регулирования и охватывающие целые участки, комплексы однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли и подотрасли, как известно, лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Под предметом пра­вового регулирования в теории права понимается группа общественных отношений, составляющих объект правового воздействия, осуществляемого посредством правовых норм, воплощенных в нормативных актах. Они адресуются участникам правовых отношений, определяя рамки их возможного и должного поведения, воздействуя тем самым на волю и сознание соответствующих субъектов.

Предметом информационного права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.

Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации, и т. п.;

отношения, связанные с хранением информации. Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.;

отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую очередь с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в т. ч. правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем;

отношения, связанные с потреблением информации – отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

В общепризнанном понимании само слово «метод» означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Однако такое понимание метода является слишком общим. Применительно к отрасли права прежде всего необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Это воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другому. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными. Всеобъемлющий характер информации приводит к тому, что информационные отношения затрагивают самые различные «классические» отрасли российского права. Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью, является административное право. В то же время институт интеллектуальной собственности относится как к информационному, так и к гражданскому праву, институт правовой охраны информации – не только к информационному и административному, но и к уголовному праву и т. д. Являясь комплексной отраслью права, информационное право использует методы, характерные для различных отраслей.

Все методы, характерные для информационного права, можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются следующие императивные методы:

повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях по государственному управлению в сфере информации и информатизации, по использованию информации с особым правовым режимом;

запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются следующие диспозитивные методы:

дозволения – заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения используется, например, в сфере библиотечного и архивного дела и т. д.;

согласования – применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (например, в сфере регулирования интеллектуальной собственности);

рекомендаций – заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например, при регулировании деятельности средств массовой информации. При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет, рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими;

поощрения – тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

В информационном праве могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное право использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Основополагающие принципы информационного права закреплены в статье 3 Закона об информации:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: