Раздел IV «центральная нервная система». Сборник ситуационных задач с эталонами ответов

Анатомия человека

 

сборник ситуационных задач с эталонами ответов

для внеаудиторной работы студентов 1-2 курсов,

обучающихся по специальности

060101 – Лечебное дело

 

Красноярск

 

РАЗДЕЛ i. «остеология»

 

Задача № 1.

На занятии студенту предложено определить кость: в области проксимального эпифиза определяются блоковидная вырезка и хорошо выраженная бугристость, а на дистальном конце – шиловидный отросток.

1. О какой кости идет речь? 1. Локтевая кость.

2. Как определить принадлежность ее к правой или левой стороне стороне? 2.Перечисленные образования в области проксимального эпифиза расположены спереди, межкостный край обращен латерально.

Задача № 2.

Из набора позвонков студенту следует выбрать первый и второй шейные позвонки.

1. Какие признаки характерны для них? 1. Первый шейный позвонок не имеет тела, у него выделяют переднюю и заднюю дуги.

2. Второй шейный позвонок имеет на верхней поверхности тела зубовидный отросток.

Задача № 3.

Студенту следует найти грудной позвонок.

1. По каким признакам он это сделает? 1. Грудные позвонки имеет реберные ямки для сочленения с головками ребер.

2. На передней поверхности поперечных отростков имеются суставные поверхности для сочленения с углами ребер.

Задача № 4.

При проведении плевральной пункции игла вводится только по верхнему краю ребра.

1. Объясните почему? 1. Ребра доступны для пальпации.

2. На нижнем крае ребра расположена борозда, в которой содержатся сосуды и нервы.

Задача № 5.

1. Какая кость скелета имеет рукоятку, тело и мечевидный отросток? 1. Это грудина.

2. Какое прикладное значение имеет данная кость? 2. Для проведения стернальной пункции.

Задача № 6.

На R-грамме тазовой кости у ребенка восьми лет определяются щелевидные пространства вокруг вертлужной впадины.

1. Как объяснить данный факт? 1. Это возрастные особенности тазовой кости.

2. Является ли это патологией? 2. До 14-ти лет тазовая кость состоит из соединенных хрящом трех отдельных костей: подвздошной, лобковой и седалищной.

Задача № 7.

На занятии студенту предложено определить кость по описанию: данная кость имеет большие и малые крылья и крыловидные отростки.

1. Какая это кость? 1. Это клиновидная кость.

2. В каком отделе черепа расположена? 2. Расположена в основании мозгового черепа.

 

 

Задача № 1.

Гнойный процесс ячеек решетчатой кости вследствие отсутствия своевременного лечения разрушил часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.

1. Какая стенка глазницы пострадала?

2. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?

3. Укажите ее топографические взаимоотношения с другими костями?

4. Какие ещё кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?

Задача № 2.

У пациента воспалительный процесс из глазницы вследствие несвоевременного лечения перешел в область крыловидно-небной ямки.

1. Почему возможно подобное осложнение? Дайте анатомическое обоснование указанной ситуации.

2. Какие еще топографические образования черепа могу оказаться вовлеченными в воспалительный процесс.

 

Задача № 3.

Пациент получил травму верхней челюсти. Травматолог заподозрил перелом.

1. В каких анатомических структурах перелом наиболее вероятен?

2. Перечислите контрфорсы верхней челюсти.

 

Задача № 4.

При кефалометрии определены следующие размеры мозгового черепа: продольный - 20,1 см, поперечный - 15,3 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для определения указанных размеров?

2. Как рассчитать черепной показатель по указанным точкам?

3. Определите форму головы.

 

Задача № 5.

При краниометрии палеоантропологического материала определены следующие размеры мозгового черепа: продольный - 18,9 см, высота черепа - 22,4 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для определения указанных размеров?

2. Как рассчитать высотный показатель по указанным точкам?

3. Определите форму черепа.

 

Задача № 6.

При кефалометрии определены следующие размеры лицевого черепа: скуловой диаметр - 12,7 см, полная высота лица - 14,6 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для определения указанных размеров?

2. Как рассчитать лицевой показатель по указанным точкам?

3. Определите форму лица.

 

Задача № 7.

При кефалометрии определены следующие размеры лицевого черепа: скуловой диаметр - 16,1 см, верхняя высота лица - 11,9 см.

1. Какие краниометрические точки были использованы для определения указанных размеров?

2. Как рассчитать верхнее-лицевой показатель по указанным точкам?

3. Определите форму лица.

 

Задача № 8.

После перенесенного респираторно- вирусного заболевания у пациента не проходят боли в области надпереносья.

1. Какая кость заинтересована? 1. Это пазуха лобной кости.

2. Как объяснить данный факт? 2. Лобная пазуха открывается в средний носовой ход, откуда распространилась инфекция.

 

Задача № 9.

После тяжелой травмы у больного в бессознательном состоянии определяется кровотечение из наружного слухового прохода.

1. Какая кость черепа повреждена? 1. Височная кость.

2. Как объяснить кровотечение? 2. Поврежден канал сонной артерии.

 

Задача № 10.

Перелом скуловой дуги считается одной из возможных травм у боксеров.

1. Чем образована скуловая дуга? 1. Скуловая дуга образована скуловым отростком височной кости и височным отростком скуловой кости.

2. Какую ямку черепа она ограничивает? 2. Отграничивает височную ямку.

Задача № 11.

При отсутствии лечения гнойного процесса в ячейках решетчатого лабиринта наступают осложнения со стороны глазницы.

1. Как объяснить этот факт? 1. Решетчатая кость образует одну из стенок глазницы.

2. Как называется часть решетчатой кости, обращенная в глазницу? 2.В глазницу обращена глазничная пластинка лабиринта решетчатой кости.

Задача № 12.

Демонстрируя во время лекции малоберцовую кость, обработанную специальным способом (кислотой), лектор показал ее гибкость, сделав из кости узел.

1. Какие вещества обеспечивают эластичность и гибкость костей? 1. Органические вещества обеспечивают эластичность и гибкость костей.

2. Преобладание каких веществ делает кость хрупкой и ломкой? 2. Неорганические соединения делают кость хрупкой и ломкой.

 

Задача № 13.

Во время экзамена вопрос об источнике роста трубчатых костей в длину и ширину вызвал затруднение у студента.

1. За счет чего происходят указанные процессы? 1. Трубчатая кость растет в длину за счет метафизарных хрящей.

2. Источником роста трубчатой кости в ширину является надкостница.

 

Задача № 14.

1. В экстремальной ситуации при кровотечении в области головы и шеи куда следует прижать сонную артерию? 1. Сонную артерию надо прижать к сонному бугорку.

2. На каком из шейных позвонков расположен сонный бугорок? 2. Сонный бугорок расположен на поперечном отростке шестого шейного позвонка.

Задача № 15.

Воспаление ячеек сосцевидного отростка височной кости (мастоидит) рассматривается как частое осложнение в практике ЛОР – врачей.

1. Как называется самая большая ячейка сосцевидного отростка? 1. Самая большая ячейка называется сосцевидной пещерой.

2. Где эта ячейка локализована по отношению к барабанной полости? 2. Сосцевидная пещера локализована у задней стенки барабанной полости.

Задача № 16.

При воспалении глотки гнойный процесс может распространиться в барабанную полость через слуховую трубу.

1. На какой стенке барабанной полости открывается полуканал слуховой трубы? 1. Полуканал слуховой трубы открывается на передней (сонной) стенке барабанной полости.

2. Частью какого канала он является? 2. Полуканал слуховой трубы является частью мышечно-трубного канала.

Задача № 17.

Искривление носовой перегородки, причиняющее большие неудобства (например, затруднение носового дыхания), зачастую требует хирургического вмешательства. Для проведения такой операции необходимо знать анатомию перегородки полости носа.

1. Назовите кости, формирующие носовую перегородку. 1. Перпендикулярная пластинка небной кости и сошник.

2. Как называются отверстия в задней части полости носа, разделенные носовой перегородкой? 2. Хоаны.

Задача № 18.

В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда.

1. О травматическом повреждении какой кости черепа следует предполагать? 1. Повреждение нижней челюсти.

2. На какой части кости расположены зубы? 2. Зубы расположены в ячейках альвеолярного отростка.

Задача № 19.

При осмотре ребенка с черепно-мозговой травмой выявлен периферический парез лицевого нерва, глухота, вестибулярные повреждения.

1. О травматическом повреждении какой кости черепа следует думать? 1. Пирамида височной кости.

2. Что конкретно повреждено? 2. Канал лицевого нерва и барабанная полость.

Задача № 20.

Гинекологом при осмотре беременной женщины определены следующие размеры входа малого таза: истинная (гинекологическая) конъюнгата - 10 см, поперечный диаметр - 13 см, косой диаметр - 12 см.

1. Можно ли связать уменьшение истинной конъюнгаты с длительным ношением обуви на высоком каблуке до 16 лет? 1. При ношении обуви на высоком каблуке центр тяжести тела переносится вперед, при этом лонные кости смещаются назад и в этом положении синостозируются.

2. До какого возраста формируются лонные кости? 2. В период с 16 до 18 лет.

Задача № 21.

Педиатром при осмотре ребенка в возрасте 2,5 лет выявлено увеличение лобных и теменных бугров, деформация реберных дуг - "четки", искривление конечностей и плоскостопие.

1. Какое заболевание можно предполагать у ребенка и какова его причина? 1. Рахит - нарушение процесса окостенения и, как результат, различного рода искривления и деформации костей.

2. Недостаток витамина Д и кальция в организме.

 

Задача № 22.

На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии.

1. Объясните причину отставания в росте конечности. 1.Повреждение росткового хряща в области метафиза привело к его преждевременному окостенению.

2. Где находится хирургическая шейка плечевой кости? 2.Хирургическая шейка плеча локализована в области проксимального эпифиза.

Задача № 23.

У грудного ребенка при кормлении жидкость вытекает через нос.

1. Какой врожденный дефект костей черепа следует предполагать? 1.Волчья пасть - результат несращения в эмбриогенезе небных валиков.

2. С какой аномалией развития сочетается данная патология наиболее часто? 2. Расщелина верхней губы.

Задача № 24.

У ребенка на уроке физвоспитания во время прыжка появилась резкая боль в коленном суставе.

1. Чем может быть вызвана боль? 1. Повреждением вспомогательных элементов внутри сустава.

 

2. Перечислите вспомогательные элементы сустава. 2. Мениски и внутрисуставные крестообразные и поперечная связки.

 

Задача № 25.

У ребенка, пострадавшего в автокатастрофе, выявлен симптом "очков" - кровоизлияние вокруг глазницы.

1. О повреждении какой области и каких костей черепа можно предполагать? 1. Повреждение области глазницы.

2. Костей, участвующих в образовании стенки глазницы: лобной, клиновидной, решетчатой, верхнечелюстной.

 

Задача № 26.

10-летнему мальчику, обратившемуся в травмпункт, поставлен диагноз "Вывих левого дистального луче-локтевого сустава".

1. Какие движения и в каких суставах нарушены у ребенка? 1. Супинация и пронация левого предплечья.

2. В левых промаксимальном и дистальном луче-локтевых суставах.

 

Задача № 27.

При врожденном вывихе бедра головка бедерной кости при резко растянутой капсуле сустава свободно входит и выходит из вертлужной впадины кверху и кзади.

1. Какое положение следует придать конечности ребенка, чтобы бедренная кость стояла перпендикулярно к вертлужной впадине? Бедро должно быть зафиксировано: 1)- в положении сгибания и 2)-отведения в тазобедренном суставе.

 

Задача № 28.

При повреждении каких связок у больного при обследовании выявляется возможность отчетливого смещения врачом голени кпереди/кзади при согнутом коленном суставе (симптом “выдвижного ящика”)? Дайте анато­мическое обоснование.

1. Повреждение крестообразных связок.

2. Крестообразные связки препятствуют смещению костей.

 

Задача № 29.

Почему во время кулачных боев на Руси были запрещены удары в висок? Дайте анатомическое обоснование.

1. Тонкая чешуйчатая часть височной кости легко травмируется.

2. Это ведет к нарушению целости пирамиды височной кости.

 

Задача № 30.

Больной жалуется на боль в стопах, повышенную утомляемость при стоянии, ходьбе. На плантограмме (отпечатке стопы) определяется полный контур подошвенной поверхности стопы в виде удлиненного треугольника с закруг­ленными углами. Больному поставлен диагноз плоскостопие.

1. Почему? Дай­те анатомическое обоснование.

1. У пациента нарушены продольные своды стопы.

2. Это привело к исчезновению поперечного свода.

 

Задача № 31.

У больного с переломом основания черепа, линия которого проходит по дну передней черепной ямки, нарушено обоняние. Кроме того, отмечено ис­течение какой-то жидкости из полости носа.

1. Дайте анатомическое объяс­нение отмеченных феноменов. 1. В отверстиях продырявленной пластинки решетчатой кости проходят обонятельные нервы.

2. Возможно истечение ликвора из субарахноидального пространства.

 

Задача № 32.

В клинику поступил больной с острым воспалением верхнечелюстной па­зухи — гайморитом. Обстоятельства требуют ее пункции. Следуя общему правилу, врач направил больного на рентгенологическое исследование, отложив вмешательство.

1. Какие, с анатомической точки зрения, существуют основания для такого порядка действий? 1. Врач должен учесть варианты расположения сосудов, нервов и корней зубов верхней челюсти по отношению к стенкам пазухи.

2. В некоторых участках стенки пазухи могут быть истончены или вовсе отсутствовать.

 

Задача № 33.

У ребенка острое респираторное заболевание. Через некоторое время он стал жаловаться на боль в ушке, а еще немного позднее — на боль в головке позади ушной раковины (он, вероятнее всего, пользовался бы именно та­кими уменьшительными словами). Врачу, к которому обратилась мама, картина была совершенно ясна: необходимо срочное и серьезное лечение.

1. Что происходило в данном случае? 1. Осложнение в виде мастоидита.

2. Дайте анатомическое обоснование. 2. Задняя стенка барабанной полости имеет отверстия, сообщающиеся с сосцевидными ячейками.

 

Задача № 34.

Чем опасен в плане возможных осложнений гнойный воспалительный про­цесс в клетчатке подвисочной ямки? Перечислите возможные пути распространения гноя.

1. Подвисочная ямка сообщается с важными образованиями черепа (глазница, полость носа, крыловидно-небная ямка, др.), куда может распространиться гной.

2. В полость черепа ведет овальное отверстие.

 

Задача № 35.

Нежелательные повреждения каких структур возможны при хирургическом вычленении головки мыщелкового отростка нижней челюсти? Перечислите наиболее важные из них.

1. Повреждения структур височной кости в области суставной ямки.

2. Повреждения анатомических образований, расположенных в подвисочной ямке.

Задача № 36.

При изготовлении анатомического препарата соединений позвоночного столба из нефиксированного материала, между дугами соседних позвонков обнаружена желтая ткань.

1. Что это такое? 1. Это желтая эластическая связка, соединяющая дуги соседних позвонков.

2. Какова функция данного образования? 2. Тормозит сгибание позвоночного столба и участвует в амортизационном процессе.

 

Задача № 37.

При обследовании новорожденного было обнаружено отсутствие физиологических изгибов позвоночного столба.

1. Является данный факт патологией? 1. Формирование физиологических изгибов начинается после рождения ребенка.

2. Назовите физиологические изгибы позвоночного столба. 2. Шейный и поясничный лордозы и грудной и крестцовый кифозы.

 

Задача № 38.

Антропометрическое обследование популяции показало. Что рост людей уменьшается к пожилому возрасту.

1. Какие возрастные изменения позвоночного столба приводят к его укорочению? 1. Снижение высоты межпозвонковых дисков.

2. Какие еще изменения опорно-двигательного аппарата приводят к уменьшению человеческого роста? 2. Снижение эластичности и высоты хрящей на суставных поверхностях костей.

Задача № 39.

Известно, что позвоночный столб способен выполнять разнообразные движения.

1. Какая связка ограничивает разгибание позвоночного столба? 1. Разгибание тормозит передняя продольная связка.

2. Как при этом изменяется форма межпозвонковых дисков? 2. Толщина межпозвонковых дисков уменьшается в заднем отделе и увеличивается в переднем.

 

Задача № 40.

Степень подвижности в различных отделах позвоночного столба неодинакова. Назовите причины наибольшей подвижности шейного отдела позвоночного столба.

1. Большая высота межпозвонковых дисков.

2. Положение суставных поверхностей суставных отростков в сагиттальной плоскости.

 

Задача № 41.

В случае травматического повреждения руки обнаружен разрыв суставного диска в области дистального лучелоктевого сустава.

1. Между какими анатомическими образованиями формируется этот диск? 1. Между локтевой вырезкой лучевой кости и шиловидным отростком локтевой кости.

2. Что называют проксимальной протрузией суставной капсулы? 2. Проксимальное выпячивание суставной капсулы между костями предплечья в виде мешкообразного углубления.


 

Раздел II «Миология»

Задача № 1.

Мальчик получил травму головы и потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед.

1. При поражении каких мыщц ограничено такое движение в височно-нижнечелюстном суставе? 1. Поражены наружные крыловидные мышцы (правая и левая).

2. Куда прикрепляются эти мышцы? 2. К шейке нижнечелюстной кости.

Задача № 2.

У пациента развился птоз (опущение) верхнего века.

1. Какая мышца не функционирует? 1. Мышца-подниматель верхнего века.

2. Где берет начало эта мышца? 2. В области медиального угла глаза.

 

Задача № 3.

После пребывания на сквозняке у подростка осложнение – воспаление тройничного нерва. При этом опущен угол рта, слюнотечение.

1. Какая мышца не выполняет свою функцию? 1. Мышца-подниматель угла рта.

2. Где начало этой мышцы мышца? 2. Ниже подглазничного отверстия, от клыковой ямки

 

Задача № 4.

В цирке демонстрируется номер «вис на зубах».

1. Какие мышцы выполняют при этом основную функцию? 1. Мышцы поднимающие нижнюю челюсть: височная, собственно жевательная, внутренняя крыловидная.

2. Какая из данных мышц расположена наиболее поверхностно? 2. Собственно жевательная мышца.

 

Задача № 5.

У ребенка возникла необходимость ревизии брюшной полости.

1. В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез? 1. Белая линия живота.

2. Чем образована эта часть брюшной стенки? 2. Образована переплетающимися пучками апоневрозов широких мышц брюшной стенки.

 

Задача № 6.

У ребенка поврежден плечевой сустав и резко ограничены все виды движения в нем кроме приведения.

1. Какая мышца этой области пострадала в большей степени? 1. Клювовидно-плечевая мышца.

2. Где крепится головка этой мышцы? 2. Верхушка клювовидного отростка лопатки.

 

Задача № 7.

Мальчик получил ушиб медиальной группы бедра.

1. Какие виды движений и в каких суставах могут быть нарушены при этом? 1. Приведение, вращение, сгибание тазобедренного сустава, сгибание в коленном суставе.

2. Перечислите мышцы медиальной группы бедра. 2. Тонкая мышца, длинная приводящая, короткая приводящая, большая приводящая мышцы, гребенчатая мышца.

 

Задача № 8.

Ребенок не может разогнуть голень.

1. Какая мышца повреждена? 1. Четырехглавая мышца бедра.

2. Где крепится хвост этой мышцы? 2. Бугристость большеберцовой кости.

 

Задача № 9.

У ребенка продольное плоскостопие.

1. Какие мышцы ему нужно тренировать? 1. Мышцы медиальной группы подошвы: отводящая мышца большого пальца, короткий сгибатель большого пальца, приводящая мышца большого пальца; мышцы средней группы подошвы: средний сгибатель пальцев.

2. Какие упражнения показаны в данном случае? 2. Ходьба на тыльных и наружных краях стопы, захват и подъем предметов пальцами стопы, ходьба на носках и пятках, перекатывание подошвами круглых предметов.

 

Задача № 10.

Пациент подвернул ногу и произошел перелом латеральной лодыжки.

1. Сухожилия каких мышц пострадали при этой травме? 1. Сухожилия длинной малоберцовой и короткой малоберцовых мышц.

2. Какие функции выполняют эти мышцы? 2. Длинная малоберцовая мышца: сгибание стопы, опускание ее медиального края; малая малоберцовая мышца: сгибание стопы, отведение и подъем ее латерального края.

 

Задача № 11.

После спортивной травмы пациент не может согнуть кисть.

1. Какие мышцы в данном случае травмированы? 1. Лучевой сгибатель запястья, локтевой сгибатель запястья, длинная ладонная мышцы.

2. Какой сустав ограничен в движениях при данной травме? 2. Лучезапястный сустав.

 

Задача № 12.

Пациент обратился в больницу с повреждением сухожилия трехглавой мышцы голени.

1. Какова функция этой мышцы? 1. Сгибает голень в коленном суставе, сгибает стопу, поднимает пятку, при фиксированной стопе тянет голень и бедро кзади.

2. К чему прикрепляется эта мышца? 2. Образует Ахиллово сухожилие, которое крепится к пяточному бугру.

Задача № 13.

В результате травмы плеча у пациента произошло повреждение области четырехстороннего отверстия.

1. Назовите границы этого отверстия. 1. Четырехстороннее отверстие: латеральная стенка – хирургическая шейка плечевой кости, медиальная стенка – длинная головка трехглавой мышцы плеча, верхняя – нижний край подлопаточной мышцы, нижняя – большая круглая мышца.

2. Какое еще отверстие располагается в этой области? Назовите его границы. 2. Трехстороннее отверстие. Границы: медиальная стенка – нижний край подлопаточной мышцы, снизу – большая круглая мышца, латерально – длинная головка трехглавой мышцы плеча.

 

Задача № 14.

При травме в области плеча (глубокая резаная рана) повреждено сухожилие мышцы, прикрепляющейся к гребню большого бугорка плечевой кости.

1. Назовите эту мышцу. 1. Большая грудная мышца.

2. Назовите место ее начала. 2. Внутренняя половина ключицы (ключичная часть), передняя поверхность грудины и хрящевые части верхних пяти ребер (грудинореберная часть) и от передней стенки влагалища прямой мышцы живота (брюшная часть).

Задача № 15.

При переломе ребра со смещением повреждена фасция, выстилающая грудную полость изнутри.

1. Как называется эта фасция по латыни? 1. Внутригрудная фасция – fascia endothoracica.

2. Назовите мышцы, к которым прилежит эта фасция. 2. Диафрагма.

Задача № 16.

Для достижения лучших результатов, тренер рекомендовал спортсмену тренировать прямую мышцу живота.

1. Назовите функцию прямой мышцы живота. 1. Сгибает позвоночный столб, тянет вниз грудную клетку, опускает ребра.

2. Где она начинается и к чему прикрепляется? 2. Начинается от передней поерхности V, VI и VII реберных хрящей и от мечевидного отростка грудины. Направляется вниз и прикрепляется к лобковой кости м/у симфизом и tuberculum pubicum.

Задача № 17.

Пациенту назначены внутримышечные инъекции.

1. В какой области ягодицы производится эта манипуляция? 1. Верхний латеральный квадрат большой ягодичной мышцы.

2. Чем обусловлено это правило? 2. Снижена вероятность прободения кровеносных сосудов таза.

Задача № 18.

У пациента поставлен диагноз «Тендовагинит».

1. Какое образование мышечного аппарата задействовано в данном патологическом процессе? 1. Воспаление сухожильного влагалища.

2. В какой области будет рекомендована иммобилизация? 2. В области лучезапястного сустава.

Задача № 19.

1. Развитие какой дыхательной мышцы в большей степени влияет на жизненную емкость легких? 1. Диафрагма или грудобрюшная преграда.

2. Какими частями крепится данная мышца к скелету? 2. Различают поясничную. Реберную и грудные части.

3. В какой плоскости эта мышца расположена? 3. Расположена в горизонтальной плоскости.

Задача № 20.

У новорожденного обнаружена пупочная грыжа.

1. Как по-латински называется место ее образования. 1. Anulus umbilicalis.

2. Между какими мышцами находится это образование? 2. Между прямыми мышцами живота.

Задача № 21.

Пациент после переохлаждения не может без боли повернуть голову в стороны.

1. Какая мышца воспалена? 1. Грудино-ключично-сосцевидная мышца.

2. В каком слое она расположена? 2. Поверхностная мышца шеи.

Задача № 22.

У женщин во время естественных родов, большую роль для изгнания плода играют определенные мышцы туловища.

1. Назовите эти мышцы. 1. Наружная мышца живота, косая мышца живота, внутренняя косая мышца живота, поперечная мышца живота, прямая мышца живота. Пирамидальная мышца.

2. Какое образование формируют эти мышцы? 2. Брюшной пресс.

Задача № 23.

Пациенту, в связи с нарушением осанки рекомендован ряд упражнений.

1. Какие мышцы необходимо задействовать в данном комплексе ЛФК. 1. Трапециевидная мышца, широчайшая мышца спины, мышца выпрямляющая позвоночник.

2. Какая из перечисленных мышц залегает наиболее глубоко. 2. Мышца выпрямляющая позвоночник.

Задача № 24.

У пациента перелом ключицы.

1. Какая мышца не должна функционировать при наложении повязки Дезо в данном случае? 1. Подключичная мышца.

2. Какую функцию дополнительно выполняет эта мышца? 2. Поднимает I ребро, является вспомогательной дыхательной мышцей.

Задача № 25.

У пациента, в результате падения, раздроблен надколенник.

1. Сухожилия каких мышц пострадали в данном случае? 1. Сухожилие четырехглавой мышцы бедра.

2. Какая функция пострадает при разрыве этих сухожилий? 2. Разгибание голени в коленном суставе.

Раздел iii «Спланхнология»

Задача № 1.

Врач-рентгенолог выявил на рентгенограмме больного правую почку, расположенную на уровне V поясничного –I крестцового позвонков.

1. Какую аномалию почек обнаружил врач? 1. Врач-рентгенолог обнаружил аномалию расположения – подвздошную дистопию.

2. Какова в норме скелетотопия правой почки? 2. В норме правая почка расположена на уровне XII грудного – III поясничного позвонков.

3. Какие образования обеспечивают фиксацию почки? 3. Факторы фиксации почки: почечная фасция, жировая капсула, мышечное ложе почки, почечные сосуды, внутрибрюшное давление, обусловленное сокращением мышц брюшного пресса.

Задача № 2.

У мужчины, пострадавшего в автокатастрофе, обнаружено повреждение почки в области ее ворот, сопровождающееся пропитыванием околопочечной клетчатки кровью и мочой.

1. Какие анатомические образования почки повреждены? 1.

2. Какие оболочки почки необходимо рассечь для доступа к воротам почки? 2. В области ворот расположена почечная ножка, состоящая из почечной артерии, почечной вены, мочеточника. Почка окружена фиброзной капсулой, снаружи от которой расположена жировая капсула. Кнаружи от жировой капсулы располагается фасция почки, состоящая из переднего и заднего листков.

Задача № 3.

При исследовании рентгенограмм почек мальчика 10 лет, врач-рентгенолог обнаружил снимок, на котором в мешковидную лоханку непосредственно впадали малые чашечки (большие чашечки отсутствовали).

1. Какую форму экскреторных путей почки обнаружил врач, имея в виду вариант ее развития? 1. Врач-рентгенолог обнаружил эмбриональную форму экскректорного дерева почки.

2. Чем характеризуется зрелая форма экскреторных путей? 2. Зрелая форма экскреторных путей включает: небольшое число малых чашечек, 2-3 большие чашечки, почечную лоханку, впадающую в мочеточник.

Задача № 4.

Камень лоханки почки у больного решено удалить методом низведения петлевидным экстрактором.

1. Через какие отделы мочеточника необходимо провести экстрактор? 1. Брюшной, тазовый, внутристеночный отделы.

2. Какие сужения органа будут преодолены? 2. Сужения мочеточника: начало мочеточника из лоханки; переход брюшной части мочеточника в тазовую; тазовая часть; место впадения мочеточника в мочевой пузырь.

Задача № 5.

В результате травмы лонных костей таза у девочки 5 лет произошло их смещение в области симфиза.

1. Функция какого внутреннего органа при этой травме может нарушиться? 1. При указанной травме может пострадать мочевой пузырь, имеющий верхушку, тело, дно, шейку.

2. Какие основные анатомические элементы органа могут быть травмированы? 2. Наполненный мочевой пузырь покрыт брюшиной мезоперитонеально, пустой – ретроперитонеально. Прокол мочевого пузыря, не вскрывая брюшину, можно провести через переднюю стенку живота по верхнему краю лобкового симфиза.

Задача № 6.

У 7-летнего мальчика из-за непроходимости мочеиспускательного канала необходимо удалить мочу путем прокола мочевого пузыря.

1. Как мочевой пузырь расположен по отношению к брюшине? 1. Наполненный мочевой пузырь покрыт брюшиной мезоперитонеально, пустой – ретроперитонеально.

2. Можно ли провести эту манипуляцию, не вскрывая брюшину? 2. Прокол мочевого пузыря, не вскрывая брюшину, можно провести через переднюю стенку живота по верхнему краю лобкового симфиза.

Задача № 7.

При водянке у мальчиков выделяется некоторое количество серозной жидкости между оболочками яичка.

1. Где скапливается выделившаяся серозная жидкость? 1. Серозная жидкость скапливается в серозной полости, между пристеночной и висцеральной пластинками влагалищной оболочки яичка.

2. Какие оболочки яичка прошла игла, введенная для удаления жидкости? 2. При пункции серозной полости яичка, игла проходит: кожу мошонки, мясистую оболочку яичка, наружную семенную фасцию, фасцию мышцы, поднимающей яичко, мышцу поднимающую яичко, внутреннюю семенную фасцию, пристеночный листок влагалищной оболочки яичка.

Задача № 8.

Во время осмотра 3-летнего ребенка педиатр обнаружил левое яичко в брюшной полости, у глубокого кольца пахового канала.

1. Как следует оценивать такое положение яичка: аномалией или вариантом его развития? 1. Нахождение яичка в брюшной полости у глубокого кольца пахового канала оценивается как аномалия.

2. Какие функции органа нарушаются при аномалиях? 2. Могут быть нарушены внешнесекреторная и внутрисекреторная функции.

Задача № 9.

При кататеризации мочевого пузыря у мужчины врач травмировал мочеиспускательный канал.

1. Через какие отделы органа проводился катетер? 1. Предстательная часть, перепончатая часть, губчатая часть.

2. Какие сужения имеет мужской мочеиспускательный канал? 2. Сужения имеются в области внутреннего отверстия мочеиспускательного канала, при прохождении через мочеполовую диафрагму, у наружного отверстия мочеиспускательного канала.

Задача № 10.

У мужчины пожилого возраста нарушен процесс мочеиспускания. Врач-уролог при осмотре обнаружил значительное увеличение простаты.

1. Какая связь существует между железой и мочеиспускательным каналом? 1. Простата охватывает начальную часть мужского мочеиспускательным канала.

2. Какое влияние оказывает железа на функцию мочеиспускательного канала? 2. Как мышечно-железистый орган простата является непроизвольным сфинктером мочеиспускательного канала, препятствующим истечению мочи во время эякуляции.

Задача № 11.

При вскрытии трупа 5-летней девочки патологоанатом обнаружил матку двурогой формы.

1. Чем можно объяснить такую врожденную аномалию органа? 1. Двурогая матка образуется в пренатальном онтогенезе при неполном слиянии мюллеровых протоков.

2. Какие органы развиваются из неслившихся частей мюллеровых протоков в норме? 2. Из неслившихся частей мюллеровых протоков образуются маточные трубы.

Задача № 12.

К гинекологу на прием привели девочку 7 лет, у которой подозревается опухоль матки.

1. Как провести пальпацию матки у девочки, учитывая синтопию органов малого таза? 1. Пальпация матки в детском возрасте проводится через прямую кишку.

2. Какие анатомические образования матки пальпируются? 2. В органе определяют: дно, тело, перешеек, шейку матки.

Задача № 13.

На операции по поводу паховой грыжи у 13-летней девочки хирург по неосторожности рассек часть фиксирующего аппарата матки.

1. Какие связки входят в фиксирующий аппарат матки? 1. Широкая связка матки, круглая связка, кардинальные связки матки.

2. Какая связка была повреждена при проведении данной операции? 2. При операции по поводу паховой грыжи хирург неосторожно рассек круглую связку матки.

Задача № 14.

При осмотре у 15-летней девочки шейки матки через влагалище гинеколог определил, что отверстие матки имеет форму поперечной щели.

1. Какой отдел матки доступен для осмотра через влагалище? 1. Влагалищная часть шейки матки.

2. Имела ли пришедшая на прием юная пациентка роды? 2. Пациентка имела роды, так как форму поперечной щели отверстие матки имеет у рожавших женщин.

Задача № 15.

У женщины 30 лет предполагается операция на матке в связи с подслизистой доброкачественной опухолью.

1. Какие слои органа рассечет оперирующий гинеколог? 1. Наружный - периметрий, средний - миометрий, внутренний слой - эндометрий.

2. Какая функция матки будет сохранена, если орган удалят на уровне надвлагалищной части шейки? 2. Будет сохранена менструальная функция матки.

Задача № 16.

Методом метросальпингографии исследованы маточные трубы девушки 19 лет. Обнаружена облитерация (закрытие просвета) на всем протяжении правой трубы.

1. Какие отделы органа облитерированы? 1. Маточная часть, перешеек, ампула, воронка маточной трубы.

2. С чем сообщаются маточные трубы? 2. Маточные трубы сообщаются с полостью брюшины, полостью матки.

Раздел iV «ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА»

Задача № 1

При одностороннем половинном повреждении вещества спинного мозга на некотором уровне у человека выпадают некоторые виды чувствительности.

1. Какие виды чувствительности выпадают? 1. Задний канатик спинного мозга составляют волокна путей проприоцептивной чувствительности коркового направления и дискриминационной (эпикритической) чувствительности, их перекрест осуществляется выше, в продолговатом мозге. В составе бокового канатика следуют волокна бокового и переднего спиноталамических путей, связанных с болевой, температурной и тактильной (протопатической, грубой) чувствительностью, их перекрест происходит посегментно в спинном мозге.

2. На какой стороне тела происходит нарушение чувствительности? 2. В результате локальное повреждение какой-то половины спинного мозга приведет к разрыву еще не перекрещенных волокон в заднем канатике и тем самым к потере проприоцептивной (мышечно-суставной) и дискриминационной (ощущение вибрации, узнавание точной локализации раздражения, узнавание формы касающегося предмета) чувствительности на той же стороне тела. Вместе с тем будет наблюдаться потеря болевой и температурной чувствительности на противоположной стороне тела из-за повреждения уже перекрещенных волокон в составе бокового канатика. Все это будет касаться областей туловища и конечностей, иннервируемых из сегментов спинного мозга на один-два ниже уровня повреждения

 

Задача № 2

У больного диагностировано повреждение бокового канатика спинного мозга в пределах грудных сегментов с соответствующими двигательными и чувствительными расстройствами.

1. Какие виды чувствительности нарушены у больного? 1. У больного будет выражено нарушение болевой и температурной чувствительности, что связано с повреждением латерального спино-таламического пути, который локализуется именно в боковом канатике спинного мозга.

2. Почему тактильная чувствительность затронута в меньшей степени? 2. Тактильная чувствительность обеспечивается преимущественно передним спиноталамическим путем, расположенным значительно вентральнее. Наконец, волокна, обеспечивающие тонкую (эпикритическую) тактильную чувствительность, расположены в заднем канатике спинного мозга вместе с проприоцептивными путями. Вместе взятые, эти феномены и объясняют описанную клиническую картину при которой тактильная чувствительность у больного страдает в меньшей степени.

 

Задача № 3

Человек погиб в результате автомобильной катастрофы. На вскрытии выявлено повреждение вещества спинного мозга на уровне третьего и четвертого шейных сегментов. Было высказано предположение, что одной из основных причин быстрого смертельного исхода явилась дыхательная недостаточность.

1. Является ли данное предположение анатомически обоснованным? 1. В передних столбах серого вещества спинного мозга, на уровне 3-4-го шейных сегментов, располагается группа мотонейронов, аксоны которых иннервируют диафрагму. Они последовательно достигают мышцы в составе передних ветвей соответствующих шейных спинномозговых нервов, шейного сплетения и диафрагмальных нервов как ветвей правого и левого сплетения. Повреждение этих сегментов спинного мозга ведет, в частности, к параличу диафрагмы, а значит, к выраженной дыхательной недостаточности.

2. При повреждении каких еще отделов ЦНС возможно остановка дыхания? 2. Остановка дыхания возможно при повреждении продолговатого мозга, в котором располагается дыхательный центр.

Задача № 4

При прыжке в водоем человек ударился головой о дно. После этого почувствовал резкую боль в позвоночнике и отсутствие активных движений верхних и нижних конечностей. Кроме того, нарушилась чувствительность на уровне плечевого пояса и ниже.

1. На каком уровне произошло повреждение вещества спинного мозга? 1. Повреждение произошло на уровне шейного отдела спинного мозга.

2. Почему у пострадавшего нарушилась и двигательная активность и чувствительность? 2. Учитывая утрату двигательной активности верхних и нижних конечностей, а также уровень нарушения чувствительности можно предположить повреждение передних и задних столбов серого вещества спинного мозга.

 

Задача № 5

При обследовании больного А врачом был поставлен диагноз полинейрорадикулит, при обследовании больного Б – полинейрорадикуломиелит.

1. Где локализуется патологический очаг у больного А? 1. У больного А поражены корешки спинномозгового нерва («poly» - много, «radix» - корешок).

2. Где локализуется патологический очаг у больного Б? 2. У больного Б затронуты патологическим процессом не только корешки спинномозгового нерва, но и вещество спинного мозга («myelon» - обозначение относящегося непосредственно к спинному мозгу).

Задача № 6

У больного наблюдается картина периферического паралича мышц нижних конечностей (мышечная атония, отсутствие рефлексов), кожная чувствительность конечностей сохранена, нарушений в периферической нервной системе не выявлено.

1. На каком уровне находится очаг поражения у этого больного? 1. Наличие периферического паралича нижних конечностей свидетельствует об отсутствии двигательной иннервации мышц мотонейронами передних столбов серого вещества спинного мозга на уровне сегментов L1-S4.

2. Почему сохранена кожная чувствительность нижних конечностей? 2. Сохранность кожной иннервации и компонентов периферической нервной системы позволяет заключить, что очаг поражения находится непосредственно в спинном мозге, т. е. в передних столбах указанных сегментов

Задача № 7

Пациент при закрытых глазах не может правильно обозначить положение конечностей, определить форму и степень жесткости предмета, который он ощупывает, не ощущает вибрации камертона, установленного на некотором костном выступе.

1. О нарушении какого (каких) вида чувствительности могут свидетельствовать описанные нарушения? 1. Все это свидетельствует о нарушении глубокой чувствительности (проприоцептивной и дискриминационной).

2. Повреждение каких канатиков спинного мозга можно заподозрить? 2. Можно предполагать о поражении задних канатиков спинного мозга, так как проводящие пути этих видов чувствительности составляют именно задние канатики спинного мозга.

 

Задача № 8

У больного не исключалось повышенное внутричерепное давление. Этот факт был недоучтен молодым врачом. При неосторожном проведении им поясничной пункции больной погиб.

1. Каковы возможности причины смерти больного? 1.При повышении внутричерепного давления быстрое выведение ликвора при поясничной пункции может привести к вклиниванию ствола головного мозга в вырезку намета мозжечка и/или большое отверстие затылочной кости, что, скорее всего, приведет к быстрому смертельному исходу.

2. Что необходимо делать врачу во время люмбальной пункции, во избежание подобного осложнения? 2. Во избежание этого следует перекрывать отверстие пункционной иглы, выпуская ликвор очень малыми порциями.

Задача № 9

У больного черепно-мозговая травма. При поясничной пункции в спинномозговой жидкости выявлена кровь.

1. Кровоизлияние в какое пространство можно заподозрить у пациента в первую очередь? 1. Скорее всего, кровоизлияние произошло в подпаутинное пространство.

2. В какие еще полостные образования возможно кровоизлияние? 2. Кровоизлияние также возможно в желудочки головного мозга. Именно в этих сообщающихся полостях циркулирует спинномозговая жидкость.

 

Задача № 10

У больного эпидуральная гематома (скопление крови между твердой оболочкой головного мозга и костями мозгового черепа) задней черепной ямки.

1. Какие отделы головного мозга могут быть повреждены при данной патологии? 1. При эпидуральной гематоме задней черепной ямки возможно сдавление продолговатого мозга, в сером веществе которого представлены дыхательный и сосудодвигательный центры.

2. Чем опасно для пациента повреждение этих отделов головного мозга? 2. В этих случаях у больного возможна внезапная остановка дыхания и смерть в результате паралича дыхательного центра.

Задача № 11

У больного в результате развития опухоли облитерирован (перекрыт) водопровод мозга.

1. Какие структуры головного мозга соединяет между собой водопровод? 1. Через водопровод мозга спинномозговая жидкость оттекает из 3-го желудочка головного мозга в 4-й.

2. Какие последствия могут возникнуть у больного при данной патологии? 2. В результате блокады водопровода жидкость будет накапливаться в боковых и 3-м желудочках, что приведет к опасному повышению внутримозгового и внутричерепного давления.

Задача № 12

Возникла острая необходимость исследовать у больного состояние именно желудочковой спинномозговой жидкости-ликвора. Она была получена глубоким проколом (пункцией) у нижней границы затылочной области через мягкие ткани шеи и заднюю атлантозатылочную мембрану.

1. В какое полостное образование попала пункционная игла? 1. Эта цистернальная (субокципитальная) пункция позволяет игле проникнуть в заднюю мозжечково-мозговую цистерну подпаутинного пространства головного мозга (она же большая цистерна, цистерна Галена) наиболее широкая часть пространства.

2. С какой другой структурой и через какое анатомическое образование сообщается данная полость? 2. Именно в нее через срединную апертуру крыши 4-го желудочка мозга (отверстие Маженди) поступает внутрижелудочковый ликвор.

 

Задача № 13

У больных при инфицировании подпаутинного пространства головного мозга достаточно часто отмечается вовлечение в воспалительный процесс крупных кровеносных сосудов и нервов.

1. Чем заполнено подпаутинное пространство? 1. Подпаутинное пространство заполнено медленно циркулирующей спинномозговой жидкостью (ликвор).

2. С чем связано возможное вовлечение в воспалительный процесс сосудов и нервов? 2. Артерии и вены мозга на своем значительном протяжении, до вхождения/выхождения в/из мягкую(ой) оболочку(и) расположены в нем же. То же относится и к черепным нервам. Хотя все эти структуры и не имеют прямого контакта с ликвором, имея на своих стенках барьерную мембрану глиальной природы, переход воспалительного процесса на них вполне возможен

 

Задача № 14

Современные морфологи настаивают на отсутствии субдурального пространства. Вместе с тем в практике работы врача встречаются субдуральные гематомы (кровоизлияния субдуральной локализации).

1. Как анатомически может быть объяснено это противоречие? 1.Субдуральное пространство, которое анатомически разделяло бы паутинную и твердую оболочки, действительно отсутствует. Две оболочки тесно соприкасаются, но не сращены. Субдуральное пространство появится только при разъединении этих оболочек в силу действия какого-то фактора, в качестве которого чаще выступает давление крови, проникающей в эту зону из поврежденных сосудов. В силу этого субдуральное пространство характеризуется как потенциальное.

2. Между какими структурами располагаются субдуральные гематомы? 2. Субдуральные гематомы располагаются между паутинной и твердой мозговыми оболочками.

 

Задача № 15

У больного при повреждении головного мозга в области затылочной доли отмечаются зрительные расстройства, но зрачковый рефлекс сохраняется.

1. Почему при поражении затылочной доли мозга возникают описанные расстройства? 1. В затылочной доле, по «берегам» шпорной борозды, располагается корковый отдел зрительного анализатора, поражение которого ведет к сложной картине нарушений зрительного восприятия.

2. На каком уровне замыкается зрачковый рефлекс в головном мозге? 2. Пути же, обеспечивающие зрачковый рефлекс, замыкаются на уровне среднего мозга и в таком случае не затрагиваются, рефлекс сохраняется.

 

Задача № 16

У больного с черепно-мозговой травмой нарушено узнавание предметов на ощупь (стереогнозия).

1. Возможно ли это? 1. Способность узнавания предметов на ощупь связана с корковыми анализаторами теменных долей полушарий большого мозга, локализующимися преимущественно в нижней теменной дольке.

2. Если да, то какая часть мозга повреждена? 2. При поражении этой зоны наблюдается астериогнозия на противоположной стороне тела.

Задача № 17

У больного с переломом основания черепа, линия которого проходит по дну передней черепной ямки, нарушено обоняние. Кроме того, отмечено истечение какой-то жидкости из полости носа.

1. Почему у больного при описанном повреждении нарушено обоняние? 1. Срединная часть дна передней черепной ямки представлена решетчатой пластинкой (lamina cribrosa) одноименной кости. Через её отверстия из зоны верхнего носового хода в полость черепа проникают обонятельные нити (filae olfactoriae), в целом рассматриваемые как одноименный нерв. Их разрыв при переломе пластинки и ведет к расстройствам обоняния.

2. Какая жидкость вытекает из полости носа и с чем связано ее истечение? 2. Сопутствующее повреждение оболочек мозга в этой зоне с нарушением герметичности подпаутинного пространства и может привести к истечению в полость носа спинномозговой жидкости (носовая ликворея).

Задача № 18

Больной понимает обращенную к нему речь, но сам говорить не может. Его состояние вполне удовлетворительное, о физической слабости речи не идет. Мышцы, связанные с речеобразованием, и их инерция ничем не затронуты.

1. Корковый конец какого анализатора поврежден? 1.Наиболее вероятно, что поражена область коры полушарий конечного мозга, составляющая двигательный анализатор артикуляции (устной) речи, который относится ко 2-й сигнальной системе.

2. Где локализуется конец этого анализатора в пределах коры головного мозга? 2. Он локализируется в задней части нижней лобной извилины (поле 44, центр Брока). Его повреждение разного характера вызывает у правшей описание расстройства (моторная афазия).

 

Задача № 19

Больной после перенесенной черепно-мозговой травмы, ощупывает предмет при закрытых глазах, не может определить его форму, узнать его.

1. Где локализуется очаг поражения? 1. Очаг поражения локализуется в верхней части верхней теменной доли (поля 7, 5).

2. Корковый конец какого анализатора поврежден? 2. Поврежден корковый конец анализатора стереогноза. Этот анализатор дает возможность распознавания предметов на ощупь. Поражение этой зоны дает описанную клиническую картину (тактильная агнозия, астереогнозия).

 

Задача № 20

Больной хорошо видит предметы, обходит препятствия, однако не способен узнать их, определить, что именно они собой представляют. Он потерял способность сравнить видимое в данный момент с имеющимся у него банком зрительных образов и идентифицировать его. Иногда он стремится потрогать предмет, чтобы распознать его на ощупь.

1. Корковый конец какого анализатора поврежден? 1. Описанная клиническая картина свидетельствует об утрате больным зрительной памяти.

2. Где локализуется поражение? 2. Корковой центр, включенный в ее механизмы, занимает область над шпорной бороздой на медиальной поверхности и заднюю часть латеральной поверхности затылочной доли (преимущественно поле 18, частично-19).

 

Задача № 21

У больного опухоль гипофиза, необходимо хирургическое вмешательство. Известно, насколько многообразны и сложны его топографические отношения с важнейшими близлежащими образованиями - мозгом, сосудами, нервами. Хирург решил использовать доступ к этой железе через систему уже имеющихся каналов, сообщений.

1. Что может служить анатомическим субстратом для такого доступа? 1. Анатомическим субстратом для хирургического доступа может служить наличие полостей в некоторых костях черепа.

2. Опишите предполагаемый путь, который пройдет хирург, прежде чем доберется до гипофиза? 2. Предполагаемый путь хирурга по системе полостных сообщений: полость носа – верхний носовой ход – апертура клиновидной пазухи – клиновидная пазуха (sinus sphenoidalis).Выше ее верхней костной стенки, в гипофизарной ямке, выстланной твердой оболочкой мозга, и залегает гипофиз.

 

Задача № 22

Больной жалуется на головные боли, резкое ухудшение зрения. Одновременно отмечается значительное увеличение размеров лицевого черепа, кистей и стоп.

1. О патологии какого анатомического образования должен подумать врач? 1. Увеличение размеров указанных частей тела в зрелом возрасте заставляет предположить избыточную секрецию гормона роста – соматотропного гормона, который вырабатывается передней долей гипофиза (аденогипофиз).

2. С чем связаны подобные клинические проявления? 2. Эта избыточность почти всегда вызывается опухолью гипофиза.

Задача № 23

У больного, после перенесенной черепно-мозговой травмы (ушиб левой теменной области), пропала способность координировать сложные целенаправленные движения. При этом нарушения двигательной активности конечностей не нарушена.

1. Корковый конец какого анализатора поврежден? 1. У больного повреждено ядро двигательного анализатора, функциональное назначение которого состоит в осуществлении синтеза всех целенаправленных сложных комбинированных движений. Эта способность приобретается индивидуумом в течение жизни в результате практической деятельности и накопленного опыта.

2. Где локализуется поражение? 2. Ядро находится в области нижней теменной дольки, в надкраеврой извилине (поле 40).

 

Задача № 24

Больной, после перенесенного инсульта, утратил способность производить рукой тонкие и точные движения при начертании букв, знаков и слов.

1. Ядро какого анализатора повреждено? 1. У больного повреждено ядро двигательного анализатора письменной речи (анализатор произвольных движений, связанных с написанием букв и других знаков).

2. Где локализуется поражение? 2. Корковый конец данного анализатора находится в заднем отделе средней лобной извилины (поле 40).

Задача № 25

Больной, после перенесенного инсульта, утратил способность воспринимать написанный текст, не может читать.

1. Ядро какого анализатора повреждено? 1. У больного повреждено ядро зрительного анализатора письменной речи.

2. Где локализуется поражение? 2. Корковый конец данного анализатора находится в угловой извилине нижней теменной дольки (поле 39).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: