Составной частью рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция (или соперничество) — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей.
Она является прогрессивной формой экономического развития производства, а следовательно, и экономики в целом.
Основными требованиями конкуренции являются:
обеспечение соответствующих качественных параметров товара, отвечающих требованиям рынка;
экономически обоснованное ценообразование с учетом ценовой эластичности;
высокие темпы обновления продукции в связи с появлением и расширением объема товаров-аналогов и товаров-заменителей;
повышение технологического уровня производства или его поддержание на уровне, позволяющем производить конкурентоспособный товар.
На действующих рынках товаропроизводители и покупатели характеризуются разными экономическими условиями. Наличие различных интересов товаропроизводителей и покупателей позволяет выделить следующие типы рынков с учетом конкуренции:
|
|
рынок чистой конкуренции;
рынок чистой монополии;
рынок монополистической конкуренции;
олигополистический рынок.
Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар (например, рынок телевизоров, радиоприемников и т. п.).
Покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях: не могут оказывать решающего воздействия на изменение свободных цен и осуществлять контроль над ними.
Рынок чистой монополии — тип конкуренции, когда организация представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства.
В условиях, чистой монополии товаропроизводитель, диктуя рост цен на рынке и не учитывая платежеспособность потребителей, может создать экономически неблагоприятные условия для собственного финансового положения, так как при завышении цен падает спрос и сокращается выручка. Следовательно, в условиях чистой монополии покупатель может влиять на уровень свободной цены. Поэтому товаропроизводитель-монополист для обеспечения соответствующих спроса и выручки должен отреагировать на поведение покупателей на рынке и снизить цену.
Рынок монополистической конкуренции — это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы, т. е. представлены похожими, но не схожими изделиями, товарами, отличающимися типом, маркой, качеством и другими потребительскими характеристиками.
|
|
В отличие от чистой монополии монополистическая конкуренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов, так как монополистический рынок включает большое число организаций с небольшим основным и оборотным капиталом.
Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, но имеет высокую чувствительность к политике ценообразования и маркетинговой политике.
Олигополистический рынок занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией. Одна из особенностей олигополистического рынка — это получение максимальной выручки за счет повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как окружение сильных конкурентов заставляет участников олигополистического рынка снизить цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на рынок, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства.