Рыночная конкуренция в отрасли

Составной частью рыночной экономики является конкуренция.

Конкуренция (или соперничество) — основной механизм формиро­вания хозяйственных пропорций, направленный на создание наи­более благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей.

Она является прогрес­сивной формой экономического развития производства, а следова­тельно, и экономики в целом.

Основными требованиями конку­ренции являются:

обеспечение соответствующих качественных параметров това­ра, отвечающих требованиям рынка;

экономически обоснованное ценообразование с учетом цено­вой эластичности;

высокие темпы обновления продукции в связи с появлением и расширением объема товаров-аналогов и товаров-заменителей;

повышение технологического уровня производства или его поддержа­ние на уровне, позволяющем производить конкурентоспособный товар.

На действующих рынках товаропроизводители и покупатели ха­рактеризуются разными экономическими условиями. Наличие раз­личных интересов товаропроизводителей и покупателей позволяет выделить следующие типы рынков с учетом конкуренции:

рынок чистой конкуренции;

рынок чистой монополии;

рынок монополистической конкуренции;

олигополистический рынок.

Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовля­ющих и покупающих аналогичный специализированный товар (например, рынок телевизоров, радиоприемников и т. п.).

Покупатель и продавец находятся в равных экономических ус­ловиях: не могут оказывать решающего воздействия на изменение свободных цен и осуществлять контроль над ними.

Рынок чистой монополии тип конкуренции, когда организация представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства.

В условиях, чистой монополии товаро­производитель, диктуя рост цен на рынке и не учитывая платеже­способность потребителей, может создать экономически неблаго­приятные условия для собственного финансового положения, так как при завышении цен падает спрос и сокращается выручка. Следо­вательно, в условиях чистой монополии покупатель может влиять на уровень свободной цены. Поэтому товаропроизводитель-монополист для обеспечения соответствующих спроса и выручки должен отреагировать на поведение покупателей на рынке и снизить цену.

Рынок монополистической конкуренции это такой тип конку­ренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготовляет­ся большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы, т. е. представ­лены похожими, но не схожими изделиями, товарами, отличаю­щимися типом, маркой, качеством и другими потребительскими характеристиками.

В отличие от чистой монополии монополистическая конку­ренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов, так как монополистический рынок включает большое число организаций с небольшим основным и оборотным капиталом.

Олигополистический рынок характеризуется немногочисленнос­тью продавцов, но имеет высокую чувствительность к политике ценообразования и маркетинговой политике.

Олигополистический рынок занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией. Одна из особенностей олигополистического рынка — это получение мак­симальной выручки за счет повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как окружение сильных конкурентов заставляет участников олигопо­листического рынка снизить цены. Небольшое число товаропроиз­водителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жест­кими условиями проникновения на рынок, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производ­ства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: