Налоговая система РФ. Принципы налогообложения. Налог на прибыль. Налог на добавленную стоимость. Декларация о доходах

Российским налоговым законодательство установлены федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, устанавливаться не могут.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.

Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты региональных налогов могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, в случаях, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Кроме этого, органами государственной власти субъектов РФ также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в случаях, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Кроме этого, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

1. федеральные налоги и сборы;

2. региональные налоги и сборы;

3. местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. единый социальный налог;

5. налог на прибыль организаций;

6. налог на добычу полезных ископаемых;

7. водный налог;

8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. Государственная пошлина (ст. 13 Налогового кодекса РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес

3. транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц (ст. 15 Налогового кодекса РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. УСН;

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ).

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 Налогового кодекса РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

Требование пропорциональности дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. Чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов, играющим фискальную и регулирующую роль.

В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ.

Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр.

Налог на прибыль не уплачивают также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Налоговая база по налогу на прибыль равна денежному выражению прибыли организации. При этом по прибыли, облагаемой по различным ставкам, налоговая база рассчитывается раздельно.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, то налоговая база признается равной нулю. При этом, согласно ст. 283 НК РФ, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Базовая налоговая ставка установлена в размере 20%. При этом налог, исчисленный по ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% — в бюджеты субъектов Федерации. При этом субъектам Федерации предоставлено право снижать ставку налога, подлежащего зачислению в субфедеральные бюджеты, для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%. Таким образом, минимально возможная ставка налога на прибыль составляет 15,5%. Аналогичная льгота может применяться и в отношении организаций — резидентов особых экономических зон.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на­логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).

НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме­нению на всей территории Российской Федерации.

Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав­ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

Налогоплательщики НДС

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ

Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб­ложения:

при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус­луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос­ти от вида товаров (работ, услуг).

Декларация о доходах. В России любой доход, полученный гражданами законным путем, декларируется. Это делается для дальнейшего налогообложения суммы полученного дохода. Размер налога колеблется в пределах 13-35 %. Отчитываются все физлица, которые продали собственное имущество и получили прибыль, вели предпринимательскую деятельность, оказывали разовые услуги.

Документ, с помощью которого лица, проживающие в РФ, отчитываются перед налоговыми органами о полученных за год доходах, называется декларацией. Для физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей, декларация о доходах имеет форму 3-НДФЛ. Согласно информации, предоставленной в ФНС, взимается налог на доходы физлиц.

Все доходы, которые будут указаны в декларации, должны быть подтверждены документами. Для работников организаций, в том числе госслужащих, — справкой 2-НДФЛ. Для предпринимателей доход подтверждается приходными и расходными кассовыми документами и другими учетными данными. Учитываются доходы, которые получены физлицами от выполнения разовых работ, услуг, авторские гонорары. Декларация о доходах физических лиц содержит сведения обо всей прибыли, не задекларированной налоговым агентом.

Предоставляют:

лица, ведущие индивидуальную хозяйственную деятельность (предпринимательство), которые не зарегистрированы в статусе юридического лица;

арендодатели (физические лица), которые сдают недвижимость, автомобили, строения и так далее;

нотариусы, частные детективы и другие граждане, занимающиеся частной практикой;

граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории, но доходы получающие из-за рубежа;

другие категории физлиц, доход которых подлежит налогообложению.

 

В декларации 3-НДФЛ указывается доход за истекший год. В него включается прибыль, полученная на территории России и за ее пределами. Заполнение декларации о доходах предусматривает внесение сведений о прибыли из всех возможных источников. Российским доходом, который включает в себя декларация о доходах физических лиц, могут быть:

Проценты по банковским вкладам, дивиденды. Причем источником дивидендов может выступать как отечественная компания, так и иностранный филиал, осуществляющий деятельность в России.

Продажа акций, недвижимого или иного имущества, зарегистрированного в РФ.

Арендная плата, если физлицо на правах собственника сдает имущество в аренду или наем.

Гонорар, вознаграждение, в том числе полученное по гражданско-трудовым договорам.

Кроме того, облагаются налогом доходы от продажи имущества, процент стоимости имущества, полученного в дар, наследство, лотерейные выигрыши.

Для подачи декларации необходимо выбрать ту налоговую инспекцию, которая находится по месту прописки (регистрации) физлица. Кроме того, существует несколько доступных способов подачи сведений:

самостоятельно;

по доверенности, чаще всего через специальные конторы;

с помощью почтового письма;

при наличии электронной подписи через интернет.

Сдается декларация в срок, установленный на законодательном уровне – до 30.04 того года, который следует за отчетным периодом. Если декларант имеет право на вычет и хочет им воспользоваться, сдать декларацию надо до конца отчетного года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: