Лекция 1
Первоначально, экономическая теория возникла, как наука о богатстве. В зависимости от трактовки природы богатства и его источников в качестве предмета экономической теории рассматривались различные сферы экономической жизни общества.
Экономическая теория это широкая наука, включающая различные школы и направления:
Меркантилисты - связывали представление о богатстве с накоплением денег в стране, а предметом экономической теории объявляли сферу обращения. Выдающимися представителями были Антуан Монкретьен, Жан-Батист Кольбер.
Физиократы - связывали богатство с продуктами земледелия, предметом экономической теории считали сельское хозяйство. Выдающимися представителями были Дюпон де Немур, Кенэ.
Классическая буржуазная политическая экономия. Выдающиеся представителями были Адам Смит и Дэвид Рекардо. Под богатством они понимали товарную форму продукта, предметом экономической теории являлось: (Смит) сфера материального производства; (Рекардо) сфера распределения.
Одна из ветвей классической политической экономии – Марксистская политическая экономика (Карл Маркс, Фридрих Энгельс; основной труд: «Капитал» Маркса). Маркс не рассматривал отдельно богатство, но, тем не менее, раскрыл в целом тайну богатства социалистического общества, раскрыв такое понятие как капитал. В социалистическом обществе богатство связано с капиталом.
Под богатством можно понимать окружающий нас материальный и не материальный мир, являющийся источником жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. В понятие богатство входят: средство производства, продукты производства, запасы, разведанные недра природы, природные ресурсы, не материальные блага (изобретения, открытия, знания). Все эти элементы богатства в рыночной экономики (наша экономика и капитальная и рыночная, там, где все является товаром это капиталистическое общество, но она еще и рыночная, подразумевается связь производителя и клиента через рынок, но цель экономики капитал) существуют в определенной общественной форме: товара, денег, капитала.
Общественная форма определяет, каким образом материальные богатства возникают, движутся, растут. Производя богатство, люди с одной стороны вынуждены воздействовать на природу, превращая вещество природы в необходимые продукты, это один круг отношений - человека и природы. И в тоже время процесс производства это отношение между людьми (кооперация), еще один круг. То есть процесс производства состоит из двух кругов отношений человек-природа, человек-человек.
Так вот классическая политическая экономика (в том числе Марксисткая) предметом экономии объявляет производственные отношения, то есть отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Производственные отношения являются базисными в обществе, то есть определяют все остальные отношения: политические, правовые, семейные. В марксисткой политической экономики есть понятие "бытье определяет сознание".
Современная экономическая теория (неоклассическая теория, экономикс) в качестве предмета использует проблему эффективного использования ограниченных ресурсов, с целью максимального удовлетворения потребностей человека.
Наш курс сосредоточен на классической теории, потому что только классическая теория исследовала экономику как систему, где все части взаимосвязаны - одна экономическая система вытекает из другой. Неоклассическая теория исследует отдельные внешние связи, и практически не рассматривает базовые понятия: товар, деньги, капитал, и предполагает их данными. Именно классическая теория раскрывает содержание и сущность этих понятий. Предметом нашего исследования будет производственное отношения капиталистического общества (нашего общества).
Процесс труда
Процесс труда это активное воздействие на природу и состоит из трех составляющих:
1) Сам труд - деятельность человека направленная на приспособление природных веществ для потребности людей. Труд - это расходование рабочей силы. Под рабочей силой подразумевается способность человека трудиться, то есть совокупность физических, духовных сил, которыми потенциально располагает человек, и которые он способен пустить вход в процессе труда. Труд есть расходование физической, умственной, нервной энергий человека с производственной целью.
2) Средства труда - это вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на природу, при этом используются физические, химические, биологически свойства таких вещей (цитата из "Капитал"Маркса "Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда"). Средства труда разделяют: орудие труда - это костно-мускульная система производства, их мощь определяет степень овладения природой человеком. Их развитие это главный показатель технического прогресса. Орудие труда это принципиальная разница животного труда и человеческого. Сосудистая система производства (трубы, бочки, сосуды). С развитием химической, ядерной промышленностей их роль возрастает. Средства труда это - здания, дороги, каналы, земля, электричество,
3) Предмет труда это то на что направлен труд, то есть материал, подвергаемый обработке (земля). Впервые отделяемые от природы и превращаемые в продукт (уголь руда, рыба). Предметы прошедшие первичную обработку (сырье). В результате процесса труда получается продукт труда, который является результатом как самого труда так и природы. Труд есть отец богатства, природа его мать. Средства труда, взятые вместе, составляют средства производства, без средств производства - процесс труда невозможен, но и без труда человека - средства производства мертвы. Воздействуя посредством труда, изменяя природу, человек изменял и самого себя, свои физические и духовные способности. Труд создал человека. Труд отдельного человека есть частица совокупного общественного труда. Общественно-производственная деятельность людей осуществляется в форме кооперации и разделения труда. Кооперация - это форма труда, при котором много лиц полномерно и совместно участвуют в одном и том же процессе, или в разных, но связанных между собой процессах труда. Разделение труда сначала возникло как естественное, между мужчиной и женщиной, детьми и взрослыми, позже проявилось в качестве общественного разделения труда - это специализация работников на изготовление определенного продукта, детали или операции. Производственные отношения могут также возникать в процессе распределения, обмена, потребления.






