Италия во время всемирного кризиса

Определяющим фактором состояния мировой экономики в последнее пя- тилетие стал мировой финансовый кризис, разразившийся во второй поло- вине 2008 г. и продолжавшийся практически до конца 2009 г., прежде всего под воздействием кризиса на рынке ипотечного кредитования в США. В условиях глубокого финансового кризиса темпы роста мировой экономики замедлились. Наибольшее снижение, в том числе и значительное падение темпов роста, наблюдалось в промышленно развитых странах, которые и стали эпицентром кризиса. Состояние мировой экономики в конце 2013 г. свидетельствует о том, что мировой финансовый кризис и его последствия полностью не преодолены и что в ряде стран, в первую очередь в странах Евросоюза, кризис имел долго- срочные последствия, создав своего рода эффект «длинной волны». В данных условиях (при этом в рамках Евросоюза и в 2008–2009 гг., и в 2012–2013 гг. (кризис в Греции) предпринимались попытки проводить единую антикризисную политику) каждая страна в отдельности принимала собственные меры, которые могли бы, с точки зрения национальных правительств, минимизировать последствия мирового финансового кризиса. В этом плане определенный интерес представляют меры, предпринятые в 2008–2009 гг. правительством Италии, которые, естественно, не могли полностью устранить воздействие мирового кризиса на экономику страны, но помогли несколько смягчить негативные последствия кризиса. Примечательно, что по итогам 2009 г. показатели экономического развития Италии оказались несколько хуже «среднеевропейских», однако уже в начале 2010 г. они имели положительное значение. Влияние кризиса на деятельность итальянских инвестиционных банков, более подверженных кризису, оказалось ограниченным. По сравнению с другими странами, Италия проявила больше осмотрительности в эмиссии сложных и малопрозрачных инструментов и при инвестировании в структурированные финансовые продукты. Под строгий контроль Централь- ным банком Италии были взяты организационные решения, принимаемые банками для поддержания ликвидности, а также операции по рефинансированию. Банк Италии обратил внимание финансовых институтов на настоятельную необходимость строгого отслеживания рис- ков ликвидности. Недопущение паники среди вкладчиков, активация рынка ликвидности, подготовка на случай необходимости мер по рекапитализации стали основными целями экстренных мер, пред- принятых осенью 2008 г. правительством Италии и её Центральным бан- ком. Кроме того, принятые на начальном этапе на национальном уров- не меры начали быстро уступать мес- то согласованным действиям совместно с другими странами. Под влиянием четырёх крупнейших стран (Герма- ния, Франция, Великобритания, Италия) Еврогруппа определила чёткие направления для действий и вырабо- тала единые критерии оценок. Согла- сованность инициатив внутри зоны евро явилась ключевым моментом в сохранении единого денежного рынка. Согласно предложению, поддержанному Италией, Францией и Нидер- ландами, предлагалось создать единый фонд за счет отчисления страна- ми ЕС 3% от ВВП. Однако идея создания единого фонда не нашла единодушной поддержки среди стран – членов ЕС, особенно у Германии. Министры экономики и финансов ЕС (Люксембург, июнь 2008 г.) реши- ли, в частности, поднять минималь- ный уровень банковской страховки с 20 тыс. евро до 50 тыс. евро (в самой Италии национальный гарантийный уровень составлял 103 тыс. евро, что являлось самым высоким порогом в Европе) [3]. Сохранение и в дальнейшем чрезвычайной ситуации на финансовых рынках потребовало от крупнейших стран ЕС более четкой координации действий и определенной корректировки первоначальных позиций. В частности, перед встречей в верхах (Па- риж, 13 октября 2008 г.) с участием 15 руководителей стран ЕС, входящих в зону евро, откорректировала свою позицию и Германия. Была принята программа совместных действий, цен- тральным пунктом которой стало решение Еврогруппы обеспечить гарантии не только по частным вкладам, но и по межбанков- ским кредитам. Другая важная мера, одобренная Евро- группой, – рекапитализация. Государство брало на себя обязательства прийти на помощь любому системооб- разующему банку, оказавшемуся в тя- желом положении. Речь фактически шла о том, что государство обязалось 54 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 3/2014. скупать крупные пакеты акций, т.е., называя вещи своими именами, о на- ционализации [4]. Высказав удовлетворение по поводу при- нятия еврогруппой программы совместных действий, премьер-министр Италии С.Берлус- кони относительно национализации (точнее – этатизации) заявил следующее: «Мир изме- нился. До недавнего времени все было запре- щено. Помощь со стороны государства при- равнивалась к смертельному греху. А теперь она стала категорическим императивом. Бо- лее того, если даже в Соединенных Штатах для того, чтобы противостоять последствиям тя- желого кризиса автомобильной промышлен- ности, государство поддерживает собствен- ную промышленность, то нет причин подни- мать шум, если нашим предприятиям, когда это необходимо, будет оказана помощь» [5]. Иными словами, проблема выхо- да из финансового кризиса по-ново- му поставила перед итальянскими правящими кругами вопрос о соот- ношении принципов либеральной экономики и принципов государ- ственного регулирования. В резуль- тате за весьма короткое время были пересмотрены некоторые постулаты рыночной экономики. Комментируя решение Еврогруппы, ми- нистр экономики и финансов Дж. Тремонти, со своей стороны, заявил, что в том, что каса- ется помощи со стороны государства, «уже в Римском договоре было очерчено значитель- ное пространство для политики оказания под- держки предприятиям. В дальнейшем же оп- ределенное толкование привело к преоблада- нию рынка» [5]. К концу 2008 г., – притом что вер- тикального падения экономических показателей удалось избежать, – си- туация в странах Евросоюза, в том числе и Италии, продолжала оста- ваться нестабильной. Примечатель- на в этом плане оценка экономичес- кой ситуации, которую дал председа- тель Центрального банка Италии М.Драги, выступая в сенате страны 21 октября 2008 г. По его мнению, «Италия не так уж и плохо вышла из международного кризиса благодаря тому, что банки выдержали удар лучше других и смогли опереться на значительные средства и на эффективные прави- ла». Вместе с тем «сейчас очень важ- но максимально сократить риски, которые могут возникнуть вслед- ствие сокращения кредитов и нане- сти удар по семейным бюджетам и предприятиям. В настоящее время реальная экономика ослаблена». Однако несмотря на некоторые позитивные показатели, М.Драги был не очень оптимистичен. «В на- стоящее время ситуация может быстро измениться: дальнейший рост напряженности с ликвидностью на межбанковском рынке может вы- нудить банки к быстрому сокраще- нию своих активов. Возможность того, что обострение условий креди- та и ухудшение экономического цик- ла будут подгонять друг друга в нега- тивной спирали, остается основным риском для мировой экономики». М.Драги при этом признал, что «очень важно предупредить послед- ствия международного кризиса, ко- торые выходят далеко за рамки бан- ковской системы». Для преодоления последствий ми- рового финансового кризиса правительством Италии был принят ряд практических мер, направленных в первую очередь на стабилизацию национальной банковской системы. В конце 2008 – начале 2009 г. по- литическое руководство Италии про- должало принимать меры, направ- ленные на смягчение последствий мирового финансового кризиса. При анализе сложнейшей экономической ситуации в мире в 2008–2009 гг. необходимо отметить, что быстрое распространение кризисных явлений в промышленно развитых странах, а также в странах с развивающейся эко- номикой стало следствием и одновременно дополнительным фактором гло- бализации мирового хозяйства. Процесс глобализации, в первую очередь процесс глобализации мировой экономики, изменил привычные представления о закономерностях эконо- мического развития отдельных стран, в том числе стран «Большой восьмер- ки», включая Италию. Глобализация мировой экономики, значительная ин- тенсификация торгово-экономических связей в докризисный период, а в 2009 г. последовавший мировой финансовый кризис по-новому поставили пе- ред итальянской политической и экономической элитой задачи, от решения которых зависит место страны в будущем. Следует отметить, что итальянская политическая и экономическая элита в период кризиса 2008–2009 гг. проявила значительную гибкость при реше- нии вопросов, от которых зависело дальнейшее развитие итальянской эко- номики, в том числе и при решении проблем внешнеэкономических связей страны. В результате, по оценкам итальянских аналитиков, воздействие кри- зиса на экономику Италии, по крайней мере в 2008–2009 гг., было не таким драматическим, как в ряде других стран Западной Европы. Важными факторами, которые в определенной степени содействовали смягчению последствий кризиса, стали такие особенности итальянской эко- номики, как наличие огромного числа малых и средних предприятий (про- явивших в условиях кризиса исключительную гибкость), известная «замкну- тость» банковской системы Италии, а также принятые осенью 2008 г. и на протяжении 2009 г. решения правительства страны. Вместе с тем данные об экономическом развитии Италии в 2010–2012 гг. и в первой половине 2013 г. свидетельствуют о том, что в секторах реальной экономики продолжался в целом негативный тренд. По мнению экономических обозревателей как Италии, так и Евросоюза, позитивных перемен в экономике страны следует ожидать не ранее середи- ны 2014 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: