Провести сравнительный анализособенностей европейского вектора и американского вектора внешней политики Италии

Во внешней политике Италии по-прежнему выделяют атлантический, европейский и средиземноморский ориентиры. Во время первого пребывания Сильвио Берлускони на посту председателя Совета министров (1994-1995) основной акцент во внешней политике делался на НАТО, а партия «Веред, Италия!» всецело поддерживала развитие дружбы и партнерства с США. Выбор подобной тактики во многом объяснялся нестабильностью внутриполитического положения в стране и установками трансатлантического партнерства. Схожее мнение по данной проблеме демонстрирует президент Италии c 1985 по 1992 годы и председатель Совета министров c 1979 по 1980 годы Франческо Коссига. Pассуждая об ориентации на НАТО, он подчеркивал что «Постфашистская социалистическая Италия всегда ориентировалась на третью силу, нежели была атлантической, и никогда не испытывала любви ни к Америке, ни к НАТО.». Другой отечественный исследователь Олег Барабанов в своей работе также делает анализ внешней политики Италии. Он детально исследует роль Италии в международных отношениях на современном этапе, освещает основные направления внешнеполитического курса страны – Россия, ЕС, Балканы, Средиземноморье. Излишне категоричным на наш взгляд выглядит утверждение автора о том, что «Италия занимает осторожную и фактически проамериканскую позицию, высказываясь относительно активизации военного измерения ЕС» и здесь с ним можно не согласится. Несомненно, для Италии НАТО остается ключевой основой безопасности, однако, утверждать, что Италия занимает «проамериканскую позицию» было бы ошибочно. В Программе Председательства Италии в ЕС одним из основных пунктов стал «Дипломатия и безопасность». Сегодня, чтобы достойно противостоять вызовам нового века, ЕС должен стать более активным в международных отношениях, а это невозможно без наращивания странами-членами своего военного потенциала, и это объективная реальность, которую сегодняшнее руководство Италии всецело осознает. Особая значимость итальянским правительством также придается разработке ряда операций ЕС по борьбе с терроризмом, в которых Европол будет выполнять одну из определяющих функций. Немаловажным является и тот факт, что Стратегия безопасности в Европе, важнейший документ в сфере обороны и безопасности, была утверждена во время председательства Италии в ЕС. Таким образом, на наш взгляд, ошибочно было бы утверждать, что Италия занимает «проамериканскую позицию», Италия – член ЕС и в ее интересах укреплять военную мощь Союза. В 2000 году именно итальянский контингент в Косово оказался наиболее крупным по своей численности, что также явилось основанием для подчеркивания своей весомой роли. Все это дает возможность Италии в скором будущем претендовать на роль лидера как в ЕС, так и в мире. Таким образом, атлантизм во внешней политике Италии преобладает с начала Холодной Войны и до 1980ых годов. С начала 1980ых в Италии популярность приобретает проевропейский вектор внешней политики.

 

Непосредственно средиземноморская политика Италии свое развитие получила в последние годы Холодной Войны, в период нахождения у власти правительства Джулио Андреотти (1989 – 1992). Таким образом, интерес к региону на официальном уровне возникает достаточно поздно – в начале 1990ых годов, но крепко закрепляется, о чем свидетельствует дальнейшее развитие событий. В 1989 году появилась группа «Квадрогонале», предшественница современной Центрально-европейской инициативы, основанная Австрией, Венгрией, Италией и Югославией. Это была малочисленная и малозначительная региональная организация, созданная в целях активизации экономического и политического сотрудничества, развития трансграничной инфраструктуры и организации форумов по обсуждению проблем, возникающих в регионе. Спустя семнадцать лет «Квадрогонале» стала многочисленным (16 стран-участниц), серьезным и влиятельным объединением. Целью инициативы, как и тогда, является содействие европейской интеграции и создание благоприятных условий для государств, еще не вступивших в ЕС, но провозгласивших принципы парламентской демократии, а также соблюдение прав и свобод человека. Из наиболее важных встреч особенно отмечаем — встречу министров иностранных дел государств-членов ЦЕИ 22 сентября 2004 года в Нью-Йорке, в ходе которой участники обсудили актуальные вопросы сотрудничества — возможности для координации усилий стран ЦЕИ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, преодоление эпидемии СПИДа, противодействие другим современным вызовам и угрозам.

Современный этап политики ЕС в Средиземноморском регионе начался на рубеже 90-х годов. В апреле 1990 комиссия ЕС сформулировала «новую средиземноморскую политику». Ее смысл состоял в повышении качества отношений ЕС со странами региона - предусматривалось, что постепенно они будут становиться партнерскими, многосторонними, отраслевыми, децентрализованными, а их координация будет осуществляться структурами ЕС. В июне 1994 года Европейский Совет провозгласил официально укрепление политики ЕС в отношении Средиземноморья — регион становится более стабильным и процветающим. Особенно отмечаем усиление роли стран Средиземноморского региона в последнее время — Испания и Барселонский процесс (1995 год), Португалия и Лиссабонская стратегия (2000 год). Наиболее важным моментом в рамках этой политики стала конференция в Барселоне 27-28 ноября 1995. В ней приняли участие 15 стран членов ЕС и 12 стран средиземноморского бассейна — Кипр, Мальта, Турция, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Египет, Марокко, Тунис, Алжир и Палестинская Автономия. Размер финансовой помощи, которая предоставляется по итогам данной конференции на реализацию направления, обозначенных в стратегии, составляла 4,68 млрд ЭКЮ на период с 1995 по 1999 годы. По итогам конференции была выработана Барселонская декларация.Долгосрочная цель декларации определяется следующим образом: «Превращение Средиземноморского бассейна в зону диалога, сотрудничество через укрепление демократии, верховенства закона, качественного управления (good governance), а также продолжительного и сбалансированного экономического и социального развития. Итак, выбор средиземноморского вектора внешней политики и подписание Барселонской Декларации является закономерным следствием курса по активизации внешней политики страны, провозглашенного при первом правительстве Сильвио Берлускони в 1994 году. Таким образом, Италия становится лидером в регионе, который начинает заявлять о себе на мировой сцене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: