Техногенного характера» (1998 г.)

Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства

Создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

В Беларуси - 1 млн. 580 тыс. семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Среди них преобладают семьи с одним ребенком (59%). Двоих детей имеют 35% семей, троих и более - 6%. В республике насчитывается 355 тыс. неполных семей, из которых 337 тыс. возглавляют мамы.

В 2001-2005 годах в Беларуси планомерно реализовывались меры, направленные на усиление социальной поддержки семей с детьми. Основные формы государственной помощи - денежные выплаты семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям, социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг). По словам собеседницы, система помощи семьям с детьми постоянно совершенствуется.

В соответствии с законом "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в Беларуси осуществляется целенаправленная материальная поддержка семей с детьми. В республике действует разветвленная система детских пособий - 10 видов.

В нашей стране семьи имеют право на единовременные и ежемесячные пособия. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно среднедушевого совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет - с учетом этого дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Размеры детских пособий пересматриваются четыре раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. В результате такого пересмотра за прошедшие 5 лет пособия увеличились более чем в 9 раз, а в 2005 году - на 17%.

Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получают 559,8 тыс. детей (28% от их общего количества). С 1 мая по 31 июля нынешнего года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет составляет Br105 тыс. 630, старше 3 лет - Br48 тыс. 750. Единовременное пособие в связи с рождением первого и второго ребенка достигает Br325 тыс. При рождении третьего и последующих детей белорусские семьи с мая получают единовременное пособие в размере Br487 тыс. 500. А единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, при рождении первого и второго ребенка составляет Br162 тыс. 500, при рождении третьего и последующих детей - Br243 тыс. 750.

С 1 января 2005 года в соответствии с указом главы государства при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума (БПМ). С этой же даты по решению правительства увеличена денежная компенсация при рождении близнецов - с 4 базовых величин до 2 бюджетов прожиточного минимума.

На усиление государственной поддержки семей в очень ответственный период жизни (воспитания малолетнего ребенка) направлен указ президента, которым с февраля 2006 года установлен единый размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий матерей (как работающих, так и не работающих) в размере, равном 65% БПМ.

В системе материальной помощи семьям немаловажное место занимают налоговые льготы. В соответствии с законодательством подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере 2 базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице, а также по питанию детей. Уже в нынешнем году планируется пересмотреть порядок обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Это касается в первую очередь отмены категориального подхода. Вместо трех категорий семей (многодетных, неполных и семей, в которых оба родителя студенты) право обращения за получением бесплатного питания предполагается предоставить всем семьям, но с учетом уровня их доходов. В настоящее время критерий нуждаемости, дающий право на получение бесплатного детского питания, составляет 20% минимального потребительского бюджета. В перспективе планку нуждаемости предполагается поднять до 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Реализация данных мер позволит расширить контингент получателей такого вида помощи, обеспечить адресность при ее назначении.

Все малыши в возрасте до 3 лет по рецептам врачей бесплатно обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами. В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты - право на 50-процентную скидку со стоимости проезда. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% совокупного дохода семьи.

В республике за 2001-2005 годы адресная социальная помощь была оказана более 420,7 тыс. человек. 94,5% получателей такой помощи - семьи с несовершеннолетними детьми, из которых 23,6% составляют многодетные и 58,4% - неполные.

По данным переписи 1999 года, в Беларуси 89,4 тыс. семей воспитывают троих и более детей. Отнесение семей к категории многодетных обусловливает предоставление им дополнительных социальных льгот. В 2004-2005 годах президентом и правительством принят ряд нормативных документов по решению жилищных проблем многодетных семей, выделению им льготных кредитов при строительстве жилья, оказанию финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам.

Исключительно важным этапом в формировании государственной социальной политики в области защиты детства явилась реализация президентской программы "Дети Беларуси" на 2001-2005 годы. Особое внимание уделялось развитию системы соцобслуживания семьи и детей. Специалисты территориальных центров социального обслуживания населения выявляют потребности конкретных семей и детей в различных видах социальной помощи, осуществляют патронаж социально неблагополучных семей и детей, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проходит консультирование по вопросам самообеспечения семей, реализации предусмотренных законодательством льгот, компенсаций и других выплат.

В перспективе планируется повышение качества жизни семей с детьми, в том числе через усиление государственной поддержки при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья, в первую очередь молодых семей. Предусматривается, что с 1 января 2008 года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет установлен на уровне 80% БПМ, а с 1 января 2009 года составит 100% БПМ. Будет усовершенствовано оказание социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи. Предусматриваются меры по повышению ответственности родителей за воспитание детей, стимулированию изменения ролевых функций (для более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении семейных обязанностей).

Реализация намеченных мер будет осуществляться в рамках подпрограммы "Социальная защита семьи и детей" президентской программы "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы и подпрограммы "Стимулирование рождаемости и укрепление семьи" Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Проекты данных программ находятся на рассмотрении главы государства.

Защита и семей и детства в Республике Беларусь осуществляется согласно государственным программам и программам каждого отдельного региона, района либо области Республики Беларусь. Так, к примеру, рассмотрим мероприятия по социальной защите в Гомельской области Лельчицкого района.

Приоритетными направлениями в области социальной защиты населения, как и в целом по республике в районе является улучшение его социального положения, создание благоприятных условий для реализации прав и полноценного участия в жизни общества, обеспечение социально-экономической поддержки семьи материнства и детства.

Динамичное развитие системы социальной защиты населения позволило решать самые острые социальные проблемы: бедность, малообеспеченность, одиночество, насилие в семье и другие.

В районе реализуются социальные программы, которые охватывают практически все категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Лельчицком районе до 2010 года, районная программа по социальной поддержке пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, президентская программа "Дети Беларуси" и другие.

Проблемы социальной защиты населения находятся в центре внимания органов власти, решаются во взаимодействии со всеми заинтересованными службами.

В районе создан банк данных всех категорий населения, нуждающихся в социальной защите: на учете состоит 9122 получателя пенсий и пособий, 113 участников ВОВ, 53 инвалида ВОВ, 40 семей погибших воинов, 213 узников концлагерей, 786 инвалидов, 113 детей-инвалидов, 102 участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 658 одиноких и 1602 одинокопроживающих пожилых людей.

Всем им обеспечивается своевременный перерасчет и выплата пенсий и пособий, предоставляются льготы, предусмотренные законодательством.

В районе проживает 645 многодетных семей, в которых воспитывается 1976 несовершеннолетних детей. В 2004 году открыт территориальный центр социального обслуживания населения. Центром проводится работа с многодетными, неполными, неблагополучными семьями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, семьями, воспитывающие детей-инвалидов, гражданами пенсионного возраста, путем оказания им своевременной и квалифицированной психологической, юридической, экономической, реабилитационной и иной помощи.

Работает проект по временной занятости детей с ограниченными возможностями: осуществляют деятельность в трудовых мастерских по изготовлению сувенирной продукции, что дает дополнительную прибавку к пенсии; предоставляется 83 вида социально-бытовых услуг пенсионерам по социально-низким ценам; оказывается адресная социальная и гуманитарная помощь; работает тренажерный зал, созданы условия для того, чтобы пожилые граждане, дети с ограниченными возможностями могли вести здоровый образ жизни, следить за красотой своего тела.

Внедряются новые формы обслуживания граждан. Развернута работа филиала Центра в агрогородкен.п.Глушковичи.

С целью повышения эффективности медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста 2 участковые больницы перепрофилированы в больницы сестринского ухода, в которые помещены 30 престарелых граждан. Совершенствуется медицинское обслуживание пожилых людей, ведется их диспансерный учет, профилактические осмотры, выделяются путевки для санаторно-курортного лечения. Жители отдаленных и малонаселенных пунктов через дома социальных услуг, автолавки предоставляются медицинские, торговые и бытовые услуги.

Минувший 2006 год указом главы государства был объявлен Годом матери. Нынешний 2007-й – Годом ребенка. Рассмотрим, что сделано и делается по улучшению охраны материнства и детства, в частности, в Минске.

В столице вопросы социальной защиты семьи, в первую очередь женщин, детей, матерей, воспитывающих детей-инвалидов, находятся под особым контролем. Пособия получают 62674 семьи. Количество адресатов по сравнению с 2005 годом увеличилось на 6,3%. В минувшем году за счет бюджета города матерям ежемесячно производилась выплата по уходу за ребенком до одного года (59670 руб.) и единовременное пособие в связи с рождением второго ребенка (170500 руб.). Материальную поддержку на сумму 8,8 млрд. руб. получили 31203 семьи минчан.

Многодетным семьям оказывается помощь для оплаты технического обслуживания жилья и коммунальных услуг. Семьям, воспитывающим 4 несовершеннолетних детей, – 25% бюджета прожиточного минимума, 5 и более – 50% БПМ. Всего на эти цели израсходовано 325,5 млн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.

Как показывает практика, сегодня на рынке труда существует женская дискриминация. На учете в службе занятости города состоят 4900 безработных, 65% из них – женщины. Особенно тяжело устроиться на достойно оплачиваемую работу матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей. Проблема еще и в том, что структура народного хозяйства столицы в основном ориентирована на мужской труд. Но со временем ситуация изменится: в разрабатываемых мероприятиях по обеспечению занятости населения основное внимание уделяется трудоустройству женщин. Только в прошлом году порядка 150 из них получили субсидии на организацию собственного дела.

За три последних года в Минске увеличился уровень рождаемости. В 2006 году показатель составил 9,98% на тысячу населения. На наш взгляд, это связано с многочисленными программами, направленными на охрану материнства и детства, с укреплением материально-технической базы учреждений здравоохранения. Прежде всего – женских консультаций, родильных домов. В некоторых поликлиниках и роддоме № 2 созданы перинатальные центры, позволяющие контролировать внутриутробное развитие плода. А в скором будущем планируется открыть еще три подобных центра.

86% столичных школьников получают горячее питание, в том числе льготное и за счет дотаций из бюджета. А это, на наш взгляд, большое достижение. Перекус на ходу или сухой паек негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения. В городе также открыты 72 школьных кафе, где ребята могут провести досуг, пообщаться с друзьями и сверстниками, отметить праздники.

В каждой школе или на территории районов есть спортивные площадки, катки, лыже-роллерные трассы. Спортивный инвентарь детям выдают бесплатно. На базе внешкольных учреждений расширилась сеть семейных клубов. Родительские собрания начали проводить с применением новых технологий. В этом году состоялись две интернет-конференции для пап и мам. Участие в них приняли специалисты, представители всех заинтересованных служб столицы. Кроме того, мы планируем выйти с предложением поощрять морально и материально работающих на производстве матерей, воспитывающих здоровых, одаренных детей.

Многодетные семьи имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий. Им предоставляются государственная поддержка в виде льготных банковских кредитов в размере 95% от стоимости строящегося или приобретаемого жилья и 5-процентная одноразовая безвозмездная субсидия. Кредит выделяется на 40 лет под 3% годовых. Семьям, имеющим 3 несовершеннолетних детей, после завершения строительства оказывается финансовая поддержка в погашении кредита – 30% от стоимости жилья, 4 детей – 50%, а 5 и более – 100%. Подобным образом в прошлом году жилищные условия улучшили 1400 многодетных семей столицы. Еще 900 семей строят квартиры.

Таким образом, достигнутые успехи в экономической, социальной, научной и иных сферах Беларуси внушительны и неопровержимы. Все, что сделано в стране в целях комплексного и гармоничного развития, осуществлялось посредством принятия нормативных правовых актов в той или иной сфере. Только посредством права поддерживалась стабильная деятельность государственных органов, организаций всех форм собственности, дисциплина субъектов хозяйствования, осуществлялось научное и культурное развитие общества, укреплялся правопорядок и осуществлялось правосудие.

Четкие, иногда жесткие, порой бюрократические, но обязательные для исполнения нормы правовых актов не позволили стране отклониться от избранного пути развития, позволили поддерживать необходимую демократическую законность и обеспечить безопасность в государстве. В соответствии с Концепцией совершенствования законодательства, утвержденной указом главы государства, последовательно, на плановой основе осуществлялись разработки и принятие законов. С учетом требований времени принимались нормативные правовые акты Президента, постановления правительства, позволявшие оперативно реагировать на те или иные возникающие вопросы.

Подводя итоги законотворческому процессу в республике за последнее время, можно смело утверждать: в стране создана эффективная правовая база, позволяющая последовательно строить демократическое правовое государство.

В Республике Беларусь за последнее время приняты или существенно доработаны значительное число кодексов и законов в области государственного строительства, в том числе Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс о браке и семье. Реализована утвержденная Президентом Республики Беларусь Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 2004—2005 гг., разработана новая программа, позволяющая комплексно бороться с этим явлением. В целях совершенствования механизма противодействия терроризму, коррупционным проявлениям, распространению наркотиков принят целый ряд нормативных правовых актов. В нашей стране впервые в мировой практике приняты нормативные акты главы государства по активизации борьбы с торговлей людьми, создающие правовые и организационные основы обеспечения защиты лиц, пострадавших от преступной деятельности, связанной с торговлей людьми. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН об уголовной ответственности за коррупцию и "Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию".

Поскольку Республика Беларусь является социальным государством, то в приоритетном порядке у нас развивалось законодательство, гарантирующее социальные права граждан. Так, Президентом страны утверждены и реализуются программа "Дети Беларуси", Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей, Государственная программа по предупреждению инвалидности, Республиканская программа "Молодежь Беларуси", Программа развития туризма в Республике Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 октября 2005 года установлены ежемесячные доплаты к социальным пенсиям, в том же месяце принят Указ "О некоторых вопросах доплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты". Он обеспечивает совершенствование порядка уплаты обязательных страховых взносов и деятельности Фонда социальной защиты. Предполагается ввести пенсионное страхование лиц, занятых в неблагоприятных условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Проводилась целенаправленная работа по реализации конституционного принципа поддержки и защиты семьи, детства и материнства. Преимущественное внимание государство уделяло многодетным семьям. Их особый статус закреплен в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. В целях государственной поддержки многодетных семей в марте 2004 года Президентом страны принят ряд решений, предоставляющих им преимущества при получении и погашении льготных кредитов (повышен максимальный размер льготного кредита до 95 процентов, увеличен срок его погашения). Одновременно многодетным семьям предоставлено право внеочередного включения в списки льготного кредитования, а также право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Такое же право предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В марте 2002 года принята новая редакция Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", которым усовершенствован порядок и условия выплаты указанных пособий. Указом Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 года № 505 увеличены пособия в связи с рождением ребенка, выплачиваемые единовременно при рождении третьего и последующих детей. В феврале 2006 года указом главы государства увеличены размеры пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет отдельным категориям женщин.

Принят Закон Республики Беларусь "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором определены гарантии для этой категории граждан.

По поручению Президента Республики Беларусь Министерством юстиции внесен целый ряд изменений в действующие кодексы и законы в целях повышения ответственности родителей, бросивших своих детей.

Принят целый ряд нормативных правовых актов в жилищной сфере. При помощи правовых актов решены вопросы льготного предоставления кредита при получении первого высшего образования на платной основе, для приобретения домашнего имущества и товаров первой необходимости выпускникам средних и высших учебных заведений. Правовыми актами установлены гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, поддержка талантливой молодежи, развитие студотрядовского движения и многие иные.

В трудовой сфере правовыми актами Президента установлены дополнительные меры по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, а в области здравоохранения урегулированы вопросы оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи, определены порядок формирования цен на лекарственные средства, меры материального стимулирования отдельных категорий врачей.

Право активно помогало укреплять и развивать культуру и другие сферы жизни общества.

Однако деятельность государства по укреплению социальных основ не завершается. По инициативе Президента страны готовится комплексный правовой акт главы государства по совершенствованию механизма возмещения расходов государства на содержание детей родителями, бросившими своих детей, в том числе повышение оперативности их взыскания, обеспечения родителей, бросивших своих детей и находящихся в ЛТП или ИТУ, работой.

 

Социальный педагог - ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы.

Школьный социальный педагог - в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [21,181].

Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

 

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

 

??Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

??Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

??Влияние на человека.

Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

 

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога - предметника и даже классного руководителя.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

 

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.

 

Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

 

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.

 

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

 

Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

 

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

 

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

 

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты.

 

Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

 

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

 

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

На современном этапе становится очевидным тот факт, что работа социального педагога является важным и необходимым элементом системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся дети-сироты и дети-социальные сироты.

По состоянию на 1 ноября 2011 г. в Беларуси из 26 048 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 6 097 детей воспитыва­ются в интернатных учреждениях, 2 267 – в 34 детских домах и 3 830 – в 58 общеобразовательных, специальных, вспомогательных школах- интернатах для детей-сирот системы образова­ния; 744 – в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения, 632 – в 9 домах-интернатах системы Министерства труда и социальной защиты, 641 человек – в 136 детских социальных приютах, 4,5 тыс. чел. – в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования и около 2 тыс. чел. – в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.

Особое место в ряду государственных учреждений, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей занимают детские дома и школы-интернаты. Детский дом – это государственное воспитательное учреждение для детей, оставшихся без родительской опеки (дошкольные – для детей 3–7 лет; школьные – для детей 7–18 лет). Школа-интернат – государственное закрытое учебное учреждение, где воспитанники обучаются и живут. Таким образом, главное отличие детских домов, от школ-интернатов заключается в том, что дети, воспитывающиеся в детских домах, получают образование в ближайших к детскому дому школах района, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении

Основные цели деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми среднего образования.

В качестве субъектов социально-педагогической деятельности в условиях детских домов и интернатных учреждений выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, дефектолог, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского учреждения

Деятельность социального педагога в детских интернатных учреждениях характеризуется рядом особенностей, отличающих ее от деятельности данного специалиста в других детских учреждениях. К таким особенностям относятся следующие:

 

1. В интернатных учреждениях социальный педагог сталкивается с особой категорией детей, отличающейся от детей из семей рядом психолого-социально-педагогических характеристик, что необходимо учитывать при планировании и организации социально-педагогической деятельности в детских домах и школах интернатах.

2. В заведениях данного типа создается определенная социальная ситуация развития детей, то есть специфические отношения между ребенком и окружающей его действительностью, которые также требуют учета со стороны социального педагога: минимизации негативных моментов данной ситуации и актуализации ее позитивных сторон в процессе развития личности воспитанника.

3. В детских домах и школах-интернатах педагогический персонал призван выполнять функции биологических родителей детей, что возлагает на них большую ответственность и определяет целый круг проблем, требующих вмешательства социального педагога.

4. Интернатное учреждение на сегодняшний день остается заведением закрытого (полузакрытого) типа. В свою очередь, социальный педагог призван стать связующим звеном, посредником в социальных связях воспитанника и окружающего социума.

С учетом специфики социально-педагогической деятельности в детских интернатных учреждениях разработаны следующие основные направления, по которым должен работать социальный педагог в практике школ-интернатов:

1. Диагностика особенностей личности воспитанников. Деятельность социального педагога начинается с изучения физического, психического и социального здоровья подопечного, его социального статуса.

2. Защита прав и интересов ребенка, его имущества. Является одним из ключевых аспектов в содержании социально-педагогической деятельности. Включает учет недостающих в личном деле воспитанника документов, сведений о родителях и родственниках, о наличии и сохранности личного имущества, квартиры, ценных бумаг.

3. Социальная адаптация и реабилитация детей в новых условиях. Является важнейшим и обязательным направлением в работе социального педагога в школе-интернате и детском доме. В него входит выявление дезадаптированных воспитанников, источников и причин социальнойдезадаптации.

4. Работа с биологической семьей, усыновителями (попечителями, опекунами, приемными и патронатными семьями). Включает создание специальных программ для родителей, укрепляющих эмоциональные связи с ребенком, ведение с родственниками переписки, включение их в реабилитационные программы, подготовка необходимых документов при оформлении опекунства (попечительства), консультирующая работа с приемными семьями.

5. Подготовка выпускников к будущей самостоятельной жизни, их социально-педагогическая поддержка. Включает оказание помощи выпускникам учреждений интернатного типа в поступлении на учебу и трудоустройстве, получении жилья (комнаты в общежитии).

 

6.Профилактика и коррекция различных отклонений в поведении воспитанников. Включает выявление детей группы риска, поиск и минимизацию возможных причин нарушений поведения детей, ведение картотеки на детей группы риска, организацию профилактических мероприятий девиантного (делинквентного) поведения, взаимодействие с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних.

7. Половое воспитание и подготовка детей к будущей семейной жизни. Включает ознакомление детей со структурой, функциями, значением семьи, просвещение детей в сфере отношений полов, проведение профилактики ранних половых связей, венерических заболеваний.

8. Профилактика здорового образа жизни. Предполагает содействие в организации оздоровительных мероприятий в условиях детского дома и школы-интерната, проведение профилактики среди детей вредных для здоровья привычек.

9. Развитие коммуникативных навыков и умений у детей, культуры общения. Имеет целью уменьшение негативного влияния условий жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа, профилактику ситуации «социальной пропасти» между воспитанниками детских домов и школ-интернатов и детьми из семей.

10. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация воспитанников детских учреждений интернатного типа. Основной акцент социальным педагогом ставится на минимизации иждивенческих и потребительских тенденций среди детей, помощь в их профессиональном определении и трудоустройстве, а также социально-педагогическая работа с талантливыми и одаренными детьми.

11. Посредническая деятельность социального педагога во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях должна носить комплексный характер и включать в себя взаимодействие и сотрудничество с такими социальными институтами, как ИДН, отделом опеки и попечительства, внешкольными учреждениями, различными фондами и общественными организациями, а также другими детскими учреждениями интернатного типа, администрацией района, медицинским учреждением.

Данные направления полностью охватывают специфику социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа.

Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

- карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации;

- исправительно-воспитательное;

- образовательное и трудовое.

Работа социального педагога с заключенными может осуществляться в несколько этапов:

1-й этап – при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы. Налаживаются контакты с семьей, родственниками несовершеннолетнего, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска.

2-й этап – реализуется составленная программа. Эффективность ее выполнения зависит от психологических особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается принятие мер в случае возникновения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. В основу разработки индивидуального подхода могут быть положены такие типы поведения подопечного:

первый тип – встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

 

второй тип – твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип – доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

четвертый тип – «болото», поведение неопределенно;

пятый тип – нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;

шестой тип – злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

Подвижность типов поведения делает необходимой постоянную диагностику состояния подопечного, корректировку программы деятельности.

Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. В большинстве случаев специалист стимулирует подопечного к сохранению и укреплению этих отношений. Идет поиск дополнительных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в дальнейшем опорой для ресоциализации. Контролируется социально-бытовое положение подопечного: предоставляются необходимые консультации, осуществляется организационная работа по его улучшению.

3-й этап – по отбытии наказания оценивается результат работы, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подопечным, так и его родственниками. При необходимости оказывается поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).

Таким образом, в учреждениях отечественной пенитенциарной системы в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих учреждений. Вопрос создания подобного рода службы или введения в штат исправительных учреждений социальных работников или социальных педагогов остается дискуссионным, хотя в большинстве развитых стран он уже решен положительно. При моделировании работы социального педагога исправительного учреждения еще раз обратим внимание на ее специфику:

- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных пространствах;

- ее объектом являются лица с высоким показателем социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

- она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента»;

- она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

- она не прекращается после исполнения наказания, а предполагает содействие в ресоциализации и адаптации к внешнему миру.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. На современном этапе развития коррекционной педагогики существует проблема и перспектива реализации интегративного подхода к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.[См. 2] Помощь в решении этой проблемы может оказать социальный работник, но так как ставки в коррекционных учреждениях ограничены недостатком государственного финансирования, то необходимо наделять дополнительным комплексом функций социального педагога. Социальный педагог – сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами. Основные цели деятельности социального педагога в специальных (коррекционных) учреждениях: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального развития); оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании; защита ребёнка в его жизненном пространстве; оказание помощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников. Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог должен устанавливать контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Маллер А.Р. в журнале «Дефектология» указывает, что «Деятельность социального педагога специальных коррекционных учереждениях должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социокультурное; функционально-организационное; профилактическое; правовое» [3. с28]. В разделе диагностико-прогностической работы социальный педагог совместно с практическим психологом изучают возрастные и личностные особенности детей, выявляет факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей. Суть коррекционно-образователъного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения [Подробнее см.4]. Здесь уместна консультативная работа с педагогическим коллективом, особенно с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями. Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса. В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой [5]. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации, трудоустройстве подростков. Прежде чем принять решение о профиле трудового обучения, школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, изучена перспектива наличия рабочих мест, видов труда и специальностей бывших выпускников, стаж работы и причина смены мест работы и т.д. Такой социологический анализ может быть проведен под руководством социального педагога. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся. Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах милиции и суда. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками, его подбор и т.д. Служба социально-педагогической помощи в коррекционных учреждениях должна строиться на основе следующих принципов: объективность в работе, коммуникативность, независимость в принятии принципиальных решений, индивидуальный подход, — принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности. Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей из учреждений неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации детей. Работа по этим направлениям на данный момент является приоритетной, именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным. Социальный педагог, работая в специальной коррекционной школе, призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием данной категории людей, оказывать им всестороннюю помощи и поддержку, способствуя их успешной социализации. Социальному педагогу во взаимодействии с воспитанниками коррекционных учреждений важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально-значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Работа социального педагога будет эффективной и реализуемой, если на первом месте у него в работе будет выступать желание помочь детям адаптироваться в обществе, приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде, а также помощь в профориентации и постинтернатной адаптации. Работа будет вдвойне эффективной, если желание будет выступать не только со стороны социального педагога, но и самого ребёнка. Вот поэтому здесь особенно важно расположить ребёнка к себе и создать атмосферу участия, тепла и заботы. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность в работе социального педагога.

 

Социальный педагог в дополнительном образовании - профессия людей, работающих с детьми из неблагоприятных семей. Вообще, дополнительное образование детей - это один из важнейших социальных институтов, который создается для детей, для их обучения, воспитания и помощи в их развитии. Дополнительное образование детей решает ключевые задачи социального развития региона и влияет на качество жизни, так как приобщает юных жителей к здоровому образу жизни. А социальный педагог в дополнительном образовании способствует этому процессу. Работа социального педагога в дополнительном образовании содействует полноценному развитию детей так называемой группы риска. Эта работа направлена на предупреждение их противоправного поведения. Социальный педагог в дополнительном образовании курирует процесс обучения своих подопечных, осуществляет контроль их явки на занятия дополнительного образования. Он же и содействует в организации досуга этих детей.

Социальный педагог в дополнительном образовании помогает детям и их родителям и опекунам в выборе кружков по интересам и секций увлечений. В обязанности социального педагога в дополнительном образовании входит и посещение детей и их семей на дому, анализ семейного благополучия и социально-бытовых условий жизни своих подопечных. Если возникает такая необходимость, то социальный педагог в дополнительном образовании обра щается в органы опеки и социальной защиты своего региона за помощью. Также в случае необходимости социальный педагог в дополнительном образовании становится «адвокатом» своих подопечных и защищает их интересы в различных учреждениях, государственных органах и в различных административных комиссиях.

 

Социальный педагог органи­зует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо, прежде всего, представить работу социально­го педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.

Диагностическое направление деятельности социально­го педагога.

Диагностика мотивации, потребностей и интересов детей в досуговой сфере проводится с применением следующих мето­дов и форм работы:

§ проведение анкетирования, опросов, тестирования инте­ресов и склонностей (возможно, совместно со школьным психо­логом и родителями);

§ индивидуальное собеседование, заполнение «Карты инте­ресов» (на каждого ребенка или только на проблемных подрост­ков из категории «трудных»): какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим индивидуальным возможностям ребят, какая необходима им помощь и т.п.;

§ наблюдение за детьми;

§ беседы с родителями и руководителями кружков, спортивных секций клубов.

Организационное направление. Организация помощи в выборе занятия в сфере дополнительного образования:

§ проведение различных форм досуговых мероприятий, раскрывающих таланты и способности школьников;

Просветительское направление деятельности социаль­ного педагога. Просвещение учащихся по организации культурного досу­га как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятель­ности человека, так и сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии.

 

 

Под социальной защитой, по определению В.П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба – система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения определены следующие функции социальных служб:

функция социальной помощи – выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования – консультирование специалистов участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации – социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд – предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов – участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

 

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют: социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния.

 

В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:

- обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, находящихся в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах готовит личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;

- совместно с работниками приемно-диагностического отделения ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновителей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего воспитания;

- готовит материалы для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию центра;

- оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

- выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществляет работу по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов детских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения пропаганду различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учитывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечивает правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновлению, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное использование заложенной в нем информации.

 

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке.

Основными задачами центра являются:

- выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;

 

- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: