Социальная работа в Швеции

Социальная служба в Швеции начала формироваться с начала 20 века. Можно выделить три основные группы социальных работников:

- те, кто занимается уходом за больными и инвалидами и работает в медицинских учреждениях;

- социальные педагоги – те, кто работает, в основном, с детьми и молодежью;

- социальные работники (патронаж) – обслуживает все слои населения.

Социальная работа проводится на различных уровнях: индивидуально, в се-мье и общине.

Соц. работа в общине. Задача соц. работника состоит в том, чтобы помочь людям объединиться, организоваться на решение злободневных проблем. Это могут быть и пенсионеры и матери-одиночки и молодежь со своими проблемами. Социальные работники исходят из того, что не всегда личность может решить свои проблемы в одиночку, кроме того, всегда есть люди, у которых такие же проблемы.

В стране действует целая сеть кризисных центров Например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные центры преодоления кризиса, куда по решению суда направляют правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Но там нет охраны, их могут навещать родственники. Но там существует жесткий порядок. Им прививаются трудовые навыки, знакомят с правилами общения, поведения в обществе.

Приюты для подростков. (ушедших из семьи, беспризорных).

Главная цель – создать ребенку полноценные условия жизни, что послужит объективной предпосылкой для выхода из кризиса.

Наркотические службы.

Подростковые клубы. (или центры отдыха). Стали возникать с 1940г. Сейчас только в Стокгольме их около 70. Это важное звено в воспитании и социализации молодежи. В основе работы – педагогика сотрудничества и самоуправление членов клуба. Подростки сами распоряжаются финансами и определяют направления деятельности.

Подготовка кадров

Сего в Швеции действует 6 учебных заведения по подготовке социальных ра-ботников. Все учебные заведения присоединены к университетам. В подготовке социальных работников участвует и Лютеранская церковь. Чтобы получить начальную подготовку социального работника, необходимо пройти обучение в течение 3,5 лет, На третьем курсе студенты получают возможность самостоятельного в выбора из восьми предлагаемых тем. Каждый должен выбрать два предмета. Одна из тем – отклонения в поведении;

- дети и школа;

- преступление и наказание;

- здоровье и болезни;

- эмигранты;

- индивид, группа, организация – изучается деятельность человека в сфере труда;

- социальное планирование и условия жизни – планирование новых жилых районов;

- социальная история.

Участие почтовой службы в социальной помощи населению.

 

Социальный педагог - ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы.

Школьный социальный педагог - в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [21,181].

Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

 

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

 

??Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

??Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

??Влияние на человека.

Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

 

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога - предметника и даже классного руководителя.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

 

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.

Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

 

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.

 

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

 

Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

 

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

 

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

 

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты.

 

Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

 

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

 

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

 

Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

 

Итак, завершая тему о «нужности» деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:

? в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

? в школах-интернатах, детских домах, приютах;

? в лесных школах, детских санаториях;

? в социально-образовательных центрах;

? в реабилитационных и коррекционных центрах;

? в культурных центрах, центрах досуга;

? в летних лагерях труда и отдыха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: