Основные функции современной социальной педагогики можно сформулировать как теоретико-преобразовательную и гуманистически-прикладную

 

Теоретико-преобразовательная ф ункция включает обобщение, анализ и синтез научных знаний в области социально-педагогической деятельности, исследование процесса социализации в совокупности природных, культурно-этнических и общественных факторов, системное распространение продуктивных идей в обществе.

Гуманистически-прикладная функция выражается в разработке социально-педагогических технологий поддержки развития личности, выявления эффективных условий и способов самореализации жизненного сценария человека, повышения уровня педагогической компетентности в обществе.

 

Так как, предмет социологии заключается в изучении развития и исследования общества в целом, формировании социальных институтов и явлений в них, то и сама задача социального педагога основана на том, что бы приобщить личность к социуму, оказать на нее воспитательное влияние, адаптировать к необходимой социальной среде.

Психология выделяет для себя личность из социальной среды и работает непосредственно с ней. Объект исследования психологии – это внутренний мир личности, с его психическими процессами, объяснениями почему, как, зачем и с помощью чего. Основная задача психолога сводится к тому, что бы помочь человеку познать себя, осознать, понять и принять.

 

Психолог, помогает личности адаптироваться к окружающему миру, учитывая его личные качества и особенности, а социальный педагог, пытается интегрировать эту личность в общество.

Социальный педагог работает в основном с категорией выпавших из социализации людей (чаще с теми, кто имеет различные отклонения), а психолог, с теми, кто не смог самостоятельно разобраться в чем-то в себе.

Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

 

Вид профессиональной деятельности   Педагог   Социально-педагогическая деятельность Цель деятельность     Передача социокультурного опыта   Помощь в социализации ребенка. Характер деятельности     Программно-нормированный, непрерывный     Адресный, локальный Объект деятельности     Все дети   Ребенок с проблемами социализации Учреждения, где осуществляется деятельность   Образовательные учреждения     Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы    

 

 

Социализация же представляет собой процесс взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, приобретение социально-значимых характеристик сознания и поведения, которые реализуют его взаимоотношения с обществом. Процесс социализации может протекать независимо от целей, которые сознательно ставят перед собой окружающие индивида люди, а также не зависит от их взглядов, устремлений и убеждений.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают меньшее влияние на человека, контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их действие менее глубокое, чем у первичных агентов.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно, так как каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

 

Для раскрытия процесса социализации важны концепты «зеркального Я» Чарлза Кули; «обобщенного другого» ДжМида и «значимого другого» А. Халера.

 

Чарльз Ку́ли (1864 - 1929) — американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американской социологической ассоциации.

 

1.Понимание: «Что такое я» - приходит через осознания опыта других обо мне.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Пример: мне комфортно с близкими и дискомфортно с теми, кто вас не любит: их опыт вас раздражает и лишает идентичности.

 

2.Зеркальное: я то, что вижу в зеркале: улыбаюсь, хмурюсь Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я"

 

3. Этапы освоения опыта других: Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":

 

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

 

2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

 

3) наши чувства по поводу этого мнения.

 

Зеркальное Я – это образ социального Я. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального "Я". Я знаю, например, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия.

 

Зеркальное Я действует постоянно, оно постоянно меняется (сверстники, компетентная группа), я осуществляю отбор мнений

 

Т.о., в соответствии с учением Кули, личность развивается только благодаря мнениям других.

 

Здесь уместно ввести понятие референтной группы:

 

Референтная группа: реальная или виртуальная группа, мнение которой является значимым для личности. Различают первичные-вторичные, притягивающие - отталкивающие, формальные-неформальные референтные группы. Референтная группа выполняет две основные функции: сравнительную и координирующую.

 

Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида.Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"- образ.

 

- Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".

 

- Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли.

 

- Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид:

 

- интегрирует себя в общество;

- формирует свою концепцию "Я".

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого".

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих степень социализации личности - это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей.

 

Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

 

Диалектико-материалистическая концепция соци­ализации. со­циализация как целостный и универсальный процесс в единстве фило- (формирование родовых свойств человека) и онтогенеза (формирование конкретного типа личности).Исследователи М. В. Демин, Н. П. Дубинин и А. Ф. Полис рас­сматривают социализацию как процесс социальной эволюции че­ловека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологическо­го. Первый уровень: «организм — окружающая среда».человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде. Второй уровень социализации: «субъект — объект», то есть вза­имодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребенком речью как общественным средством коммуни­кации. Третий уровень: «личность — общество».. Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий. На его основе складываются моти­вы поведения, установки, которые личность должна усваивать, что­бы существовать в данном обществе. Так, Б. Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в раз­личные системы социальных отношений, институтов и организа­ций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.» В разные возрастные периоды становления личности мо­тивация имеет для человека свои доминантные особенности, одна­ко он сохраняет их на протяжении всей жизни. Процесс мотивации в онтогенезе: от ситуативного характера мотивов с их относительно низкой устойчивостью у ребенка к слабой внутренней системе мотивации подростка и от нее к более устойчивым структурно и более гибким мотивационным уровням Таким образом, выдающиеся отечественные философско-психо­логические концепции, нередко выходя за рамки своих диалектико-материалистических основ, уже приходили к выводам о проти­воречиях в самих основах социальной жизни, о неправомерности отрицания того, что растущая личность не просто испытывает по­требность, а постоянно стремится быть активным субъектом соб­ственной жизни. Социализация и воспитание должны не сдержи­вать, а напротив, помогать детям проявлять свою уникальность в нормативном поведении.

 

А) Адаптивная концепция социализации. Эта концепция отражает структурно-функциональный подход. Ее основоположниками являлись Т.Парсонс, З.Фрейд. Социализация личности трактуется как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование определенным нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.

 

Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где, по его мнению, закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Механизм социализации работает на основе сформулированного З. Фрейдом принципа удовольствия-страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний.

 

Б) Концепция социального научения А. Бандуры. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание (имитация). По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Одно из проявлений имитации - идентификация - процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.

 

В) Ролевая концепция социализации. Ее развивают представители так называемой «гуманитарной педагогики»: Р.Дарендорф, Ф. Тенбрук, К. Лэнгтон. Они рассматривают социализацию как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через интериоризацию норм своей референтной группы. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными устоявшимися именно в данном сообществе. То есть, сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органичную часть и подобие уже существующего социума.

 

Г) Критическая концепция социализации (Карл Роджерс, В. Хайнц, А.Маслоу). Исследователи этого направления выдвигают задачу формирования осознанного и даже критического отношения к существующим общественным порядкам. Для них человек - активный субъект социализации. Индивид в процессе социализации не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам, сколько стремится к самореализации и самоопределению. К.Роджерс утверждает, что в процессе социального становления у личности важно формировать гибкость в оценке самой себя, умение под напором опыта переоценивать ранее возникшую систему ценностей.

 

Д) Концепция «баланса идентичности» (Лоуренс Кольберг, Ж.Пиаже). Они рассматривают человека не как пассивного объекта, на которого постоянно воздействуют социальные требования, но как субъекта, активно участвующего в социализации, согласно собственным имеющимся представлениям. Лоренс Кольберг развил идеи Пиаже в теорию, согласно которой дети в процессе развития формируют собственные моральные ценности

 

Антропософская концепция социализации Развиваясь на основе мистической философии Р. Штайнера, одного из основоположников антропософии, она утверждает как главную за­дачу воспитателей — формировать в детях способность к самоопре­делению, способность самостоятельно давать направление собст­венной жизни, быть за нее индивидуально ответственным и таким образом привести детей в контакт с социальным миром. Р. Штайнер утверждает: «Человек — гражданин трех миров. Своим телом он принадлежит к миру, который он также воспринимает своим телом; своей душой он строит себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров».

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие. Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Социально-педагогическое консультирование является одной из форм социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание. Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:

- деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;

- деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:

- непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;

- посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.

Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.

Являясь членом экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, визиты на дом, беседы со сверстниками и родителями, близкими друзьями, учителями, соседями и т.д. В качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в общественной жизни.

Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. Для родителей консультирование является одним из способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем воспитания и обучения.

Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего. Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать.

Виды

Дистантное и очное социально-педагогическое консультирование.

Социально-педагогическое консультирования в группе.

Индивидуальное социально-педагогическое консультирование.

Социально-педагогическое консультирование семьи.

Социально-педагогическое консультирование лиц с девиантным поведением.

Социально-педагогическое консультирование по профессиональному определению.

Социально-педагогическое консультирование лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-педагогическое консультирование жертв жестокого обращения.

Социально-педагогическое консультирование детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-педагогическое консультирование приемных родителей, кандидатов в приемные родители и усыновители.

Социально-педагогическое консультирование родителей одаренных детей и педагогов.

Социально-педагогическое консультирование лиц со специальными потребностями, их семей, специалистов.

 

Этапы социально-педагогического консультирования.

 

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6—8 ч.

Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться

и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20—30 мин.

 

Стадии консультативного процесса:

Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. [4]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: