Девиантное поведение определяется, как отклоняющееся поведение т.е. как отдельные поступки или система поступков противоречащих общепринятым правовым или нравственным нормам

Профилактика и коррекция девиаций осуществляется посредством организа­ции совместной деятельности педагога (психолога, социолога, психотерапевта и т.д.) и подростка. Эффективность коррекционного воздействия определяется целенаправленным, комплексным, воспи­тательным характером, применением на практике личностно-ориентационного, личностно­деятельностного, личностно-самоорганизующего концептуальных подходов в совместной деятельно­сти педагога и подростка, соблюдением ряда педагогических условий, специфичных для разных направленностей деятельности, созданием гуманизирующей отношения среды и т.д.

 

Взаимодействие личности подростка с окружающей средой и деятельностью, согласно исследо­ваниям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, оказыва­ют решающее значение на формирование психики и соответственно поведенческих ориентиров в он­тогенезе. Личность в подростковом периоде осваивает этапы мотивационно-ценностного формирова­ния, значит, и воздействовать на этот процесс наиболее целесообразно в этом периоде. Коррекцион­ная работа с подростками девиантного поведения по своей сущности представляет собой влияние на мировоззрение подростка, воздействие на его ценностно-мотивационную ориентацию. В процессе включения подростка в целенаправленную педагогическую систему воспитания отрицательный со­циальный опыт заменяется положительным, социально-ориентированным, и на основе полученного позитивного опыта происходят изменения в ценностной ориентации подростка. Асоциальные, нега­тивные ценности заменяются социально-ориентированными, в результате изменяется поведение под­ростка.

При организации педагогической работы с подростками девиантного поведения обязательно нужно учитывать их психолого-педагогические особенности: агрессивную, отторгающую реакцию на воспитательное воздействие, недоверчивость, конфликтность, проблемы общения, заниженную само­оценку, неадекватные нервные реакции, наличие негативного опыта общения с взрослыми, проявле­ния акцентуаций, реакций группирования [40].

С.А.Беличева считает, что эффективная ранняя профилактика отклоняющегося поведения подростков должна быть обеспечена только путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, медико-педагогического и организационно-административного.

В.А.Никитин выделяет следующие направления социально- педагогической деятельности по профилактике отклонений в поведения подростков:

Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

В рамках данного направления требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей; создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; формирование у ребенка нравственно-волевых качеств; недопущение насилия над ребенком; предотвратить приобщение подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: