Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении дeвиантного поведения детей и подростков

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения автор видит в создание благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения, профессионализме преподавательского состава, в развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками, в создании социальной службы, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с подростками дeвиантного поведения – побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении дeвиантного поведения детей и подростков.

Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.

Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении дeвиантного поведения.

Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению дeвиантного поведения детей и подростков.

Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Приобщение детей и подростков к участию в общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

Активизация самовоспитания, самовоспитателъной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

В соответствии с данными направлениями формируются определенные формы профилактической работы. В настоящее время выделяется семь основных форм:

Первая форма - организация социальной среды. В её основе лежат представления об особом влиянии социальной среды на формирование отклонений. Воздействуя на социальные факторы, возможно, предотвратить нежелательное поведение личности. Изменения должны быть направлены на общество в целом. Объектом работы может быть семья, социальная группа или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика отклоняющегося поведения у подростков включает, прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодёжных кумиров, специально подобранные кинофильмы - всё это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается сегодня.

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Данная форма направлена на развитие личности подростка через лекции, беседы, распространения специальной литературы. Все это должно формировать критическое мышление, которое способствует принятию конструктивных решений, воздействуя на когнитивные процессы личности.

 

Обычно для данной формы работы используется информация, которая подтверждается статистическими данными. Такой прием обеспечивает достоверность информации в глазах ребенка. Часто бывает, что такая информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков, приводятся печальные истории подростков, которые драматически закончили свои жизни. Даннйй метод, безусловно, увеличивает знания, но успех влияния на изменение поведения невысок. Информирование в основном не снижает уровень девиаций, даже наоборот, в некоторых случаях, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы тренингов:

 

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

 

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

З. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма - организация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Эта форма профилактической работы связана с представлениями о заместительном эффекте. В пример альтернативных форм можно привести такие, как: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (профессиональная, благотворительная).

 

Данная форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Социальный педагог должен информировать родителей, что именно в семейном воспитании реализуются ведущие профилактические задачи отклоняющегося поведения. Семейное воспитание влияет на формирование устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, умения себя занять и трудиться.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она основана на представлениях о личной ответственности за собственное здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Данная форма работы направлена на формирование у подротсков умений достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды. Здоровый стиль жизни предполагает соблюдение режима труда и отдыха, здоровое питание, регулярные физические нагрузки, общение с природой. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий отклоняющегося поведения. Данная форма работы используется в тех случаях, когда у подростка уже сформировались определенные отклонения в поведении. Зачастую она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

 

Очевидно, что профилактические работы с подростками, имеющими отклонения в поведении не всегда эффективны, поэтому в целом, работа социального педагога строится на программе, которая направлена на психологическую коррекцию

 

Коррекция одновременно выступает как составная часть учебно-воспитательного процесса и как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические [21, стр. 207].

 

К педагогическим методам относятся:

1. Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

1. Формулировка социально-педагогической и психологической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах дeвиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

 

 

Педагогическая этика отражает специфику функционирования морали (нравственности). Под этическими нормами понимаются социально и профессионально значимые качества личности со­циального педагога, стиль его поведения и общения, нравствен-ные идеи и личностные ориентации, необходимые для успешной профессиональной педагогической деятельности. Вместе с про­фессиональными стандартами они составляют системообразую-щую основу профессии социального педагога и отражены в Эти-ческом и профессиональном кодексе.

 

Обяза-тельными качествами социального педагога должны быть эмпатич-ность, психологическая грамотность, деликатность, а человек, из-бравший эту профессию, должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей куль-турной, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

 

В этическом кодексе выделены следующие основные позиции:

не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помо­ гать ему жить, опираясь на собственные личностные возможно-сти, уважая достоинство и уникальность своей личности;

уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять пробле­му и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения про­блемы;

уметь быть нужным, интересным для окружающих, направ-ляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечи-вать субъектную позицию самого клиента, не допускать униже­ния его достоинства формами оказываемой ему благотворитель-ной помощи;

уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника в решении его проблем, строить вза-имоотношения на основе диалога, на равных;

всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия; не осуж-дать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреж-дать возможности негуманного или дискриминационного поведе-ния по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

соблюдать высокие нравственные стандарты, исключая лю-бые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные дей-ствия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;

уметь находить себе помощников в социальной работе, под-держивать участие общественности в развитии социальной защи­ты, социальной политики;

вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;

полностью информировать клиента о предпринимаемых ме­рах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

не использовать профессиональные отношения в личных целях;

участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с про­фессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверен-ную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях;

основывать свою практическую деятельность на профессио­нальных знаниях; стремиться к постоянному повышению профес­сиональных знаний, мастерства, уровня квалификации специа-листа в области социальной работы;

защищать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодей-ствия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

всемерно помогать людям, делая социальные службы доступ-ными различным группам населения;

-содействовать развитию благосостояния общества.

В этических обязательствах социального педагога по отноше­нию к клиентам на первое место выдвигаются их права и прерога-тивы, первостепенность интересов конкретного человека; конфи-денциальность и сохранение его тайны.

По отношению к коллегам этические нормы социального пе­дагога предполагают уважение, честность, внимание к ним и их клиентам.

Социальный педагог берет на себя этические обязательства перед обществом. Он должен создавать условия для поддержания уважения к представителям различных культур; способствовать созданию соответствующих служб по мере возникновения необ­ходимости в них; активизировать участие общественности в фор­мировании социальной политики и развитии деятельности всех социальных институтов (см. Документы и материалы к главе 2).

 

Таким образом, этика социального педагога представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственные взаимоотношения между людьми, который основан на требованиях к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности спе-циалиста.

 

Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности:

Сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);

Нервные и психические заболевания;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: