Латиноамериканские страны на современном этапе. Усиление левых сил

 

В 1980-е - начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990 г. ушел в отставку генерал Аугусто Пиночет.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. в Латинской Америке считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП) и Аргентины, курс валюты которых был жестко привязан к американскому доллару.

В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс и вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел кустановлению новой военной диктатуры.

В начале XXI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считает себя учеником лидера кубинской революции Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эво Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.

Приход левых в большинстве стран сказался положительно на их экономике. Так в Бразилии за 8 лет правления Лулу де Сильва рост ВВП составлял ежегодно более 4% против 2,28% ранее. Согласно данным МВФ средний уровень роста ВВП за 2010 год по странам Латинской Америки составил 4,64%. А в таких странах, как Аргентина этот рост составил 7,4%, Перу - 6,4%. В целом по странам Южной Америки наблюдается рост ВВП на 6,6%, в Центральной Америке - на 4,9%.

Интеграционные процессы в Латинской Америке

В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства региона. Деятельность МЕРКОСУР достаточно эффективна: всего за пять лет (1990-1995) удельный вес торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.

Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки - Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли этот американский проект ожесточенной и нелицеприятной критике.

В 2008 г., по инициативе Уго Чавеса и Лулу де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок - Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления квыходу из орбиты влияния США. Главная проблема заключается в том, что ни одна крупная страна региона - Мексика, Аргентина, Бразилия - не является центром притяжения региональных сил, противостоящих Вашингтону. Эти государства ведут осторожную политику в отношении США, не пытаясь вызвать конфронтации с могущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями же идеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в Латинской Америке и превращение региона в самостоятельный центр силы, являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, в последнее время - Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки. И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами Азии, Африки, а также с Россией.


Вопросы для самопроверки:

1. В чем причины политической нестабильности в странах Латинской Америки?

2. Какую политику в отношении латиноамериканских государств проводили США?

3. В чем состояли особенности политики диктаторских режимов в государствах Латинской Америки? Можно ли считать что период военных диктатур для латиноамериканских стран остался в прошлом?

4. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Америке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: