Помимо нормативов ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает выделение лимитов

В литературе сформулировано несколько определений понятия «лимит».

Лимит - предельно допустимое количество, предельная норма чего-либо. В литературе сформулировано понятие «лимиты на природопользование» - система эколо­гических ограничений, устанавливаемых для всех природопользователей:

- во-первых, на объемы пре­дельного использования (изъятия) природных ресурсов,

- во-вторых, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,

- в-третьих, на раз­мещение объектов производства.

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» различает лимиты на выбросы и сбросы (ст. 1), лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (лимиты на выбросы и сбросы) – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окру­жающую среду, установленные на период прове­дения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Например, применительно к лимитам на выбросы и сбро­сы ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» содержит следующее определение - это временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социаль­но-экономических условий развития соответствую­щей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.

Экологическое страхование – это отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Э кологическое страхование – этострахование «ответственности предприятий (источников повышенной экологической опасности) и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, предос­тавляет компенсацию причиняемых при этом убытков, создает дополни­тельные источники финансирования природоохранных мероприятий и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое страхование играет компенсационную функцию, а также превентивную (предупредительную) функцию. Поэтому его основной целью являет­ся обеспечение страховой защиты материальных интересов граж­дан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды, вызванных возникшими на предприятии авариями, а также эко­номическое стимулирование предотвращения аварийного загрязне­ния окружающей среды.

Экологическое страхование ставит своей целью осуществление превентивных природоохранных мероприятий за счет аккумулирования средств стра­ховыми организациями в фондах превентивных мероприятий. Его сущность заклю­чается в том, что оно является:

• гарантом права лиц, потерпевших ущерб в результате ава­рии на потенциально опасном объекте, на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу;

• средством защиты имущественных интересов владельцев ис­точников повышенной опасности в связи с предъявлением им претензий лицами, потерпевшими ущерб в результате аварии;

• средством предотвращения банкротства предприятия в слу­чае крупной аварии;

• фактором, способствующим предотвращению возникновения аварий, повышению безопасности потенциально опасных объектов (аудиторские проверки, превентивные мероприятия, финансирование производства безопасной и экологически чистой технологии из фон­дов экологического страхования и т.д.).

Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает добровольное и обязательное государственное экологическое страхование.

Обязательное экологическое страхование -это осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повы­шенной опасности для природных объектов, за причинение вреда граж­данам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на ука­занных предприятиях и в результате воздействия загрязненных природ­ных объектов на население и территории.

Оно предусмотрено пока лишь следующими законами:

а) Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об исполь­зовании атомной энергии» (ред. от 30.12.2001). В соответствии со ст. 18 определенный Законом круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственника или владельца (пользователя) объектов использо­вания атомной энергии;

б) Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглаше­ниях о разделе продукции» (ред. от 18.06.2001), в котором указано, что соглашение должно предусматривать обязательства инвестора по страхо­ванию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлек­ших за собой вредное влияние на окружающую природную среду (ст. 7);

в) Федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 6, 9, 15) и «О безопасности гидротехни­ческих сооружений» (ст. 15), которыми предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного производственного объекта, а также на время строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения.

В качестве объекта экологического страхования выступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым событием экологического страхования признается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию:

- ущерба;

- убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды;

- расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку тер­ритории, спасение жизни и имущества).

В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового воз­мещения. К таким случаям относятся:

- невыполнение страхователем профилактических или предупредитель­ных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора;

- недобросовестное отношение страхователя к выполнению определен­ных обязанностей после наступления страхового события.

Добровольное экологическое страхование – страхование гражданско-правовой ответственности субъектов экологопользования на добровольных началах.

С развитием предпринимательской деятельности и введением в полный гражданский оборот различных объектов недвижимости возрастает роль и значение процедур экологических оценок, экологического контроля и практики разрешений для тех или иных видов деятельности, способных оказать потенциально негативные воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения.

В течение последнего десятилетия в России произошли значительные изменения в государственно-политическом и экономическом развитии. Приняты законодательные и нормативные акты, закрепляющие системы понятий и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, на признание различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, что вызывает определенную заинтересованность иностранных финансовых и инвестиционных структур в участии в реализации проектов, в том числе природоохранных, в России. Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности, экологического аудита.

Понятие “экологический аудит” введено в России постановлениями Правительства РФ от 27.12.94 № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, от 26.02.96 № 168 “Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды” и от 26.05.97 № 643 “Об утверждении Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды”.

Экологический аудит - независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст.1 Федерального закона от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды»).

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Например, Федеральным законом от 4.05.99 г. «Об охране атмосферного воздуха» государственным инспекторам по охране природы, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставляется право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст.27).

Экологический аудит - это исследование экологического состояния и статуса объекта собственности (недвижимости) или деятельности с целью выявления прошлых или существующих проблем и потенциальных экологических рисков и несоответствий деятельности требованиям экологического законодательства, регламентирующим данный вид деятельности. Он нацелен на определение любых существующих или потенциальных проблем, с которыми может столкнуться владелец (нынешний или потенциальный) или инвестор в операциях по своим проектам с точки зрения соответствия экологическим требованиям.

Экологический аудит - это вид предпринимательской деятельности которым занимаются аттестованные экологические аудиторы или экологические аудиторские организации. Их деятельность не несет ни фискальных, ни надзорных функций, а основывается на принципах конфиденциальности, объективности, независимости, компетентности, комплексности, достоверности и полноты информации. Экоаудиторское заключение и дополнительные материалы представляются только Заказчику экологического аудита.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям – экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

· виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

· состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

· системы управления окружающей средой;

· соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

· использование ресурсов;

· процесс обращения с отходами;

· финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Цель экологического аудита - оценка деятельности организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:

- способствовать своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов

- содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики;

- формирование приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение экологических требований;

- создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Основные задачи экологического аудита:

- поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности;

- обоснование экологической стратегии и политики организации;

- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности аудируемого лица, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

- проверка соблюдения аудируемым лицом природоохранного законодательства, экологических норм и правил;

- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с экологическими аспектами деятельности аудируемого лица;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности аудируемого лица в области обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Экологический аудит необходим предприятиям по многим причинам, в том числе:

• при получении лицензии на какой-либо вид деятельности (по закону, любая хозяйственная деятельность рассматривается как потенциально способная нанести вред окружающей среде);

• при обосновании инвестиций или кредитов, т.к. многие российские и все международные банки (например, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития) вопросы о кредитовании рассматривают только после проведения экологического аудита;

• при инвестировании в предприятие, по требованию потенциального инвестора;

• при купле-продаже недвижимости (производственной, жилой, рекреационной) или ее части;

• при реконструкции предприятия;

• при оценке воздействия на окружающую среду своего действующего или намечаемого производства;

• при оценке состояния дел в области природоохраны, соответствия деятельности нормативно-правовым актам с целью снижения затрат на природопользование;

• для улучшения имиджа предприятия и выпускаемой продукции в глазах общественности и потребителей (эта акция может рассматриваться и как рекламная компания);

• экологический аудит может предварять собой экологическую экспертизу, экологические и санитарно-эпидемиологические проверки, проводимые государственными надзорными органами. Выполненный экоаудит может способствовать упешному прохождению этих процедур, хотя и не может их заменить.

Проведение экологического аудита позволяет:

• получить рекомендации по улучшению работы предприятия в вопросах соблюдения требований природоохранного законодательства;

• оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов;

• предупредить случаи возникновения ущерба, связанного загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;

• добиться определенных финансовых льгот, корректировки платежей за природопользование и др.;

• быть признанным как предприятие, выпускающее конкурентоспособную экологически чистую продукцию, соответствующую мировым стандартам, тем самым создать благоприятный имидж предприятия и повысить его конкурентоспособность на внутреннем и зарубежном рынках и др.

Кроме того, с помощью экологического аудита решаются важные задачи развития предприятий, в том числе:

- создание инвестиционной привлекательности бизнеса;

- снижение штрафных рисков в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде и другим хозяйствующим субъектам;

- снижение финансовых рисков, связанных с правами собственности на природные объекты и результаты хозяйственной деятельности;

- снижение или исключение риска уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в области природопользования неуполномоченным лицам;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.

Экологический аудит подразумевает не только проверку соответствия предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, но и выявляет причины возникающих экологических проблем, а также, включает в себя рекомендации по минимизации отходов, ликвидации (снижения) загрязнения конкретных природных объектов.

При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются:

- учредительные документы аудируемого лица;

- разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду;

- документация о движении сырья и материалов;

- документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности;

- документация на природопользование;

- документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;

- техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы);

- документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов;

- документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям.

Являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности предприятий, прежде всего реального сектора экономики, экологический аудит позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности как составляющей национальной безопасности России.

Ввиду высокой зависимости нашей экономики от инвестиций, в том числе и от иностранного капитала, предпринимателям следует учитывать, что инвесторы заинтересованы только в безопасном и экологически чистом производстве с целью избежания огромных экономических потерь, равно как и с целью поддержания собственного имиджа.

К тому же, как известно, на мировом рынке большую роль играет «открытость» компаний по части предоставления отчетности не только бухгалтерской, но и финансово-экологической. Все это придает экологическому аудиту в России особую актуальность - как с экономической, так и с социальной точек зрения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: