Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного хозяйства

Функции рынка:

1информационная ф-ия она представляет возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровень цен, ср.зарплата и т.п.

2 регулирующая ф-ия осущ. в регулировании общ. Производства, т.е.находятся ответы на основные вопросы экономики. 3.посредническая ф-ия проявляется в установлении связи между производителями и потребителями так как каждый участник одновременно является продавцом и покупателем.

4 стимулирующая ф-ия проявляется в том, что через рынок происходит учет, затрат на производство продукции, т.е. рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты может пойти общество, чтобы получить данную продукцию. Эта функция заставляет производителя принимать новые технологии, стимулировать НТП для сокращения затрат на производство товара.

5ценообразующая - цена на рынке устанавливается под воздействием спроса и предложения.

6 контролирующая - это ф-ия проявляется в диференцации производителя, т.е. в процессе конкуренции выигрывает та фирма у которой затраты на производство меньше рыночной цены. Если затраты выше рыночной цены то фирма разоряется.

Преимущества и недостатки рыночного хозяйства.

+рынка:

1гибкость и высокая приспособленность к изменяющимся условиям

2 оперативное использование новых технологий с целью сохранения издержек производства

3независимость потребителя и производительности принятий решений.

4способность удовлетворять разнообразные потребления необходимые в количестве и в качестве.

-рынка

1рынок не гарантирует право на труд и доход.

2рынок не создает стимулы для производителя товаров и услуг коллективного пользования.

3 рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удов. на тех, кто имеет деньги.

12.Происходение денег. Функции денег. Законы ден. обращения.
Происхождение денег
Потребность в обмене послужило толчком к развитию товарного хозяйства. В период зарождения обмена существовал прямой товарный обмен или бартер. По мере развития обмена потребовалось использование какого-то универсального товара, с помощью которого можно было быстрее и проще поменять другие товары.
Любой товар имеет две формы стоимости:
Потребительская полезность

Меновая.
Потребительская стоимость выражается в том, что товар удовлетворяет какую-либо потребность полезность товара.
С точки зрения потребительской стоимости, все товары качественно разнородны и количественно несопоставимы.
Меновая форма стоимости проявляется в том, что для его использования требуются определенные затраты абстрактного труда труд вообще, т.е. затраты физической, умственной и интеллектуальной энергии. Затраты абстрактного труда измеряются рабочим временем.
С точки зрения меновой стоимости, все товары качественно-однородны и количественно-соизмеримы.
В процессе происхожд. Денег выдел. 4 формы меновой стоим.:
1)Простая или случайная

(товар А→товар B; товар В-эквивалент товара А)
2)Развернутая (т.А→т.В, т.С, т.D)
3)Всеобщая. (т.В, т.С, т.D→т.А). На этой стадии стали выделятся определенные товары, которые выделяли: -товары, необходимые повседневной жизни;

-предметы роскоши.
4)Денежная (все товары→деньги)
По эволюционной теории, деньги — товар особого рода, который является всеобщим эквивалентом, измерителем всех остальных товаров.
По рационалистической теории, деньги — результат соглашения между людьми для упрощения, ускорения обмена товаров.
Функции денег:
1)Средства обращения. Деньги позволяют заменить натуральный обмен на обмен с помощью денег.
2)Мера стоимости. Все товары имеют эквивалент денежного выражения, т.е. имеют цену. 3)Средство платежа. Платеж всегда сущ-ет в том случае, если при приобретении товара была оплачена неполная его стоимость, т.е. сущ-ет временной разрыв м/у оплатой полной стоим-ти товара и приобретением товара в стоим-ть.

13.Спрос и предложение. Факторы.
Спрос -это желание и возможность потребителей приобретать различные количества товара по различным ценам за определенный период времени.
Величина спроса — это максимальное кол-во товара, которое может быть приобретено при заданной цене, при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях с увеличением цены товара величина спроса сокращается, а если цена товара уменьшается, то величина спроса возрастает, т.е. существует обратная зависимость между ценой данного товара и величиной спроса на этот же товар.
Факторы спроса:

1Ценовые — на цену товара. Цена данного товара влияет только на изменение величины спроса, сам спрос не меняется, т.е. кривая спроса остается на месте, перемещ. только точка по кривой.
2 Неценовые. Цены др. товаров с точки зрения потребителя можно поделить на взаимозаменяемые (субституты), взаимодополняемые (комплементарные), и товары, независимые друг от друга в потреблении (индифферентные)
3)Доходы потребителей. Можно выделить 2 осн. группы:

-товар-норм. благо;

-товар- низшее благо.

Товар как низшее благо-товары соц-но-неполноцнные, товары Гиффена. Для низшего блага увелич. дохода приводит к сокращению спроса на данный товар, замене его на более качественный товар. Норм. благо-с увелич. дохода, спрос на норм. благо растет. Можно выделить:

-товары первой необх-ти. На эти товары спрос явл. Насыщаемым.

-предметы роскоши- спрос с увелич. дохода растет всегда.

4)Вкусы и предпочтения потребителей. (мода,реклама)

5)Ожидание потребителей. Если потребители ожидают повышение цены, то спрос растет, если понижение цены- спрос уменьш.

6) Количество потребителей. Если колич. Потребит. Растет, то и спрос на товары растет.

7)Сезонность.

Предложение -желание и возможность производителей(продавцов) произвести по различным ценам различное колич. товара за определенный период времени.

Величина предложения- максимально возможное колич., к-е можно произвести(продать) по определенной цене.

Закон предложения: при прочих равных условиях с увеличением цены товара величина предложения растет, а с уменьшением цены товара величина предложения сокращается,т.е. существует прямая зависимость между ценой данного товара и величиной предлагаемого товара.

Факторы предложения:

-ценовые и неценовые.

1)цена данного товара. При прочих равных усл-ях если цена товара растет, то само предлож. не изменится, а вырастет величина предлож., т.е. точка на кривой поднимается.

2)цены на сырье. Если цены на сырье растут,повыш-ся затраты производителя и предлож. сокращ. т.е. кривая предлож. сдвиг-ся влево вверх, если цены падают, то предлож. увелич. –сдвиг-ся вправо вниз.

3)применение технологий. Если применять соврем. технологии, затраты производит-ей. сокращ-ся, и предлож. увелич, если устаревшая технол., то предлож. сокращ-ся.

4)налоги и дотации(отриц. налог). Если на производителя налог увелич., то предлож. товаров сокращ-ся, если предприятию предоставл-ся дотации(финансир. гос-вом части затрат производителя), то рпедлож. увелич.

5)ожидание прибыли. Если производитель ожидает получение повыш. прибыли, то предлож. увелич.

6)колич. потребителей. Если колич. производит. растет, то предлож. товара увелич., если рынок становится более монополизир-ым, то предлож. сокращ-ся.

7)сезонность.

14. Равновесие на рынке. Влияние государства на микроэкономику (фиксированные цены, налоги, дотации).

Равновесная рыночная цена- это моксимальная цена, к-ю готов заплатить потребитель за данное колич. товара и минимальная цена, за к-ю готов продать производитель за данное колич. товара.

Гос-во может вмешаться в процесс рыночного ценообразования, т.е. гос-во может зафиксировать цены на определ. Виды товаров. Если цена фиксир-ся ниже равновесного уровня(цена потолка),то возникает дефицит, если выше(цена пола)- излишек(избыток)

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

- налоги;

- дотации;

- фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не нарушают функционирования рыночных процессов. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q 1

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей – P+ACP1.

Дотация – это отрицательный налог. Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P 1

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повыш. до Р+.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: