Основные типы конкурентных рынков. Виды конкуренции

Выделяют 4 основных типа конкурентных рынка, которые различаются по 5ти основным критериям.

1)количество продавцов и покупателей.

2)характеристика товара (производимого, продаваемого)

3)степень влияния на установленные цены

4)входные барьеры в отрасль.

5)наличие информации

Конкуренция бывает совершенной и несовершенной.

Совершенная конкуренция: свободная, чистая, совершенная

Несовершенная: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

Совершенная:

1) Много продавцов и покупателей.

2) Товар однородный

3) Цена устанавливается рынком, фирма не влияет на уровень цен, соглашается с рыночной ценой.

4) Входные барьеры отсутствуют, режим открытия фирм регистрационный.

5) Доступность необходимой информации

Близки к совершенной конкуренции рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция:

-монополия:

1) один продавец и много покупателей

2) товар эксклюзивный (не имеет заменителей)

3) полный контроль над ценой

4) входные барьеры непреодолимы

5) информация недоступна

-олигополия:

1) несколько крупных производителей (продавцов) и много покупателей

2) производимый товар имеет несколько близких заменителей

3) частичный контроль над ценой

4)входные барьеры трудно преодолимые, в основном финансовые

5)частичная информация

-рынок дифференцированного продукта (монополистическая конкуренция)

1)много продавцов и покупателей

2)дифференцированный товар, т.е. товар производимый каждой фирмой имеет свои отличительные свойства

3)частичный контроль над ценами

4)входные барьеры существуют (экономические, административные)

5)частичная (неполная) информация (бытовая техника, обувь, одежда и т.д.)

Условия максимизации прибыли Pr=TR-TC

Необходимо определить оптимальный объем производства. Выделяют 2 способа:

1)анализ валовых величин

2)маржинальный анализ

TR-выручка или общий доход

MR-предельный доход - дополнительный доход, который приносит каждая следующая проданная единица товара.

MRn=TRn-TRn-1 MR=∆TR/∆Q=(TR)’

MR=MC –условие равновесия фирмы (золотое правило экономики), золотое правило фирмы.

Фирма в совершенной конкуренции. Виды фирм.

MC=MR

MR=∆TR/∆Q=∆QP/∆Q=P

Средний доход: AR=TR/Q

Оптимальный объем предполагает или максимизацию прибыли или минимизацию убытков.

В совершенной конкуренции выделяют 3 вида фирм:

1)прибыльная

Pr=TR-TC

TR=P*Q Pr=P*Q-ATC*Q=Q*(P-ATC)

TC=ATC*Q

Если Р>ATC, то фирма получает прибыль

2)предельная (равновесная)

АТС=Р => прибыль фирмы равна нулю

3) убыточная фирма

P<ATC => Pr<0

Убыточная фирма может или покинуть отрасль или остаться: если цена товара покрывает средние переменные издержки, то фирма в отрасли остается в краткосрочном периоде.

P>AVC1 – фирма остается

P<AVC2 – фирма уходит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: