Выделяют 4 основных типа конкурентных рынка, которые различаются по 5ти основным критериям.
1)количество продавцов и покупателей.
2)характеристика товара (производимого, продаваемого)
3)степень влияния на установленные цены
4)входные барьеры в отрасль.
5)наличие информации
Конкуренция бывает совершенной и несовершенной.
Совершенная конкуренция: свободная, чистая, совершенная
Несовершенная: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
Совершенная:
1) Много продавцов и покупателей.
2) Товар однородный
3) Цена устанавливается рынком, фирма не влияет на уровень цен, соглашается с рыночной ценой.
4) Входные барьеры отсутствуют, режим открытия фирм регистрационный.
5) Доступность необходимой информации
Близки к совершенной конкуренции рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции.
Несовершенная конкуренция:
-монополия:
1) один продавец и много покупателей
2) товар эксклюзивный (не имеет заменителей)
3) полный контроль над ценой
4) входные барьеры непреодолимы
|
|
5) информация недоступна
-олигополия:
1) несколько крупных производителей (продавцов) и много покупателей
2) производимый товар имеет несколько близких заменителей
3) частичный контроль над ценой
4)входные барьеры трудно преодолимые, в основном финансовые
5)частичная информация
-рынок дифференцированного продукта (монополистическая конкуренция)
1)много продавцов и покупателей
2)дифференцированный товар, т.е. товар производимый каждой фирмой имеет свои отличительные свойства
3)частичный контроль над ценами
4)входные барьеры существуют (экономические, административные)
5)частичная (неполная) информация (бытовая техника, обувь, одежда и т.д.)
Условия максимизации прибыли Pr=TR-TC
Необходимо определить оптимальный объем производства. Выделяют 2 способа:
1)анализ валовых величин
2)маржинальный анализ
TR-выручка или общий доход
MR-предельный доход - дополнительный доход, который приносит каждая следующая проданная единица товара.
MRn=TRn-TRn-1 MR=∆TR/∆Q=(TR)’
MR=MC –условие равновесия фирмы (золотое правило экономики), золотое правило фирмы.
Фирма в совершенной конкуренции. Виды фирм.
MC=MR
MR=∆TR/∆Q=∆QP/∆Q=P
Средний доход: AR=TR/Q
Оптимальный объем предполагает или максимизацию прибыли или минимизацию убытков.
В совершенной конкуренции выделяют 3 вида фирм:
1)прибыльная
Pr=TR-TC
TR=P*Q Pr=P*Q-ATC*Q=Q*(P-ATC)
TC=ATC*Q
Если Р>ATC, то фирма получает прибыль
2)предельная (равновесная)
АТС=Р => прибыль фирмы равна нулю
3) убыточная фирма
P<ATC => Pr<0
Убыточная фирма может или покинуть отрасль или остаться: если цена товара покрывает средние переменные издержки, то фирма в отрасли остается в краткосрочном периоде.
P>AVC1 – фирма остается
P<AVC2 – фирма уходит