Рынок капитала и процент

На рынке капитала формируется второй вид факторного дохода - процент.

В широком смысле в современной экономической теории под капиталом понимается ценность, приносящая доход (ценные бумаги, человеческий капитал, земля, производственные фонды). Но в более узком смысле, на рынках факторов производства под капиталом понимается физический капитал или капитальные блага: станки, оборудование, производственные здания и т. д.

Капитал как фактор производства имеет существенные особенности по сравнению с другими факторами -- трудом и землей.

Капитал -- это фактор производства, применение которого связано с достаточно длительным промежутком времени между вложением средств и получением от них отдачи.

Второй особенностью капитала является его воспроизводимость экономической системой в отличие от труда и земли.

Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, фирмы.

Спрос на капитал -- это спрос на инвестиционные средства, а не просто на деньги.

Инвестиционные средства -- это сумма денег для покупки капитала в физической форме.

Понижающаяся кривая спроса на капитал отражает снижение спроса па кредиты для осуществления инвестиций при росте платы за них -- банковского процента.

Первичными субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, предлагающие банкам свои сбережения для превращения их в инвестиционные средства.

Домашние хозяйства, предлагая капитал, отказываются от самостоятельного его применения на текущее потребление. Чем большая сумма капитала предлагается в ссуду, тем большие жертвы приносят люди, сокращая свое потребление. Поэтому тем больше они должны иметь дохода (процента) за свои жертвы.

Таким образом, процент формируется как своеобразная равновесная цена спроса и предложения. Процент -- это факторный доход собственников капитала.

Ставка процента (норма процента) -- отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Рыночная ставка процента определяет инвестиционные решения фирмы. Ожидаемая рентабельность инвестиционного проекта сравнивается с текущей рыночной ставкой процента, т. е. учитывается альтернативность принятия решений в рыночном хозяйстве.

Реальный рынок капитала далек от такого совершенно конкурентного рынка; так как множество мелких продавцов сбережений продают их не инвесторам, а финансовым институтам.

Чтобы финансировать инвестиционный проект, есть три пути:

-собственная прибыль;

-банковский заём;

-обратиться к частным инвесторам -- населению, т. е: выпустить акции, за счет продажи которых будет собран акционерный капитал.

Последний путь является наиболее используемым, поскольку в связи с широким распространением в современном мире акционерной собственности большинство крупных фирм являются акционерными обществами, выпускающими акции -- ценные бумаги, обращающиеся на рынке ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: