Прибыль и доход предприятия

Ключевыми значениями финансовых итогов производственно-хозяйственной деятельности предприятия принято считать прибыль и доход.

Доход - это выручка, которая была получена от реализации готовой продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Доходом принято считать денежную форму чистой продукции предприятия, то есть в его составе находятся оплата труда и прибыль.

 

 

  Доход
Материальные затраты Оплата труда Прибыль
Себестоимость Чистая прибыль Налог на прибыль
Выручка от реализации

 

Рис. 16 Прибыль и доход

 

Доход – это охарактеризование общей суммы денежных средств, которые поступают предприятию за определенный период и за вычетом налогов, он может использоваться на потребление или инвестиции. В некоторых случаях доход выступает объектом налогообложения. В этом случае после того, как будет удержан налог, он подразделяется на потребительские фонды, инвестиционные и страховые. Потребительские фонды могут использоваться для оплаты труда рабочих и каких-либо иных выплат.

К материальным затратам относятся издержки, входящие в состав необходимого элемента сметы издержек производства, а также приравненным к ним издержкам на: амортизацию основных ресурсов, ассигновние на социальные потребности, а также иные расходы.

Прибылью принято считать долю выручки, которая остается после компенсации всех производственных издержек и сбыта товара.

На величину прибыли (дохода) оказывается существенное влияние со стороны, как объема производимого товара, так и его ассортимента, качества, величины себестоимости, улучшения ценообразования и другими факторами. В свою очередь доход оказывает значительное воздействие на такие значения, как рентабельность, платежеспособность организации и другие.

Общая величина дохода фирмы (валовая прибыль) включает в себя три части:

1) доходы, полученные от продаж товаров - как разницы между прибылью от продажи товар (без учета НДС и акцизного сбора) и его полной себестоимости;

2) доход от продажи материальных ценностей и другого имущества;

3) доходы от внереализационных операций, то есть операций, которые не имеют прямой связи с ключевой деятельностью.

Выделяют налогооблагаемую прибыль, то есть доход, рассчитанный с учетом положений налогового законодательства. Этот доход является основой налогообложения налогом на выручку. Он имеет существенные отличия от бухгалтерского дохода, который рассчитывается по данным бухгалтерского учета.

Чистой прибылью принято считать разницу, которая существует между валовым доходом и налогом на выручку. Она остается в полном распоряжении организации и направляется на потребительские ресурсы и накопления. Из потребительских ресурсов чистый доход может расходываться на следующие цели: оплату путевок сотрудникам, выплату премий, подарки и т.п. Из накопительных ресурсов организация производит финансирование инвестиционных расходов: приобретает новые базовые ресурсы, ведет строительство, реконструкцию, усовершенствование производства, приобретает акции иных организаций и т.п.

Фирма может не создавать ресурсы, но также направлять доход на цели, которые были указаны выше.

 

Рентабельность ресурсов и продукции

В отличие от дохода, который является в свою очередь показателем абсолютного эффекта деятельности, существует относительный коэффициент действенности работы организации - рентабельность.

В условиях современной рыночной экономики и высокого уровня конкуренции необходимо производить оценку эффективности функционирования производственного предприятия, то есть финансовых результатов его деятельности.

Как известно, прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы, а ее максимизация является основной целью функционирования любой коммерческой организации.

Как само предприятие, так и государство заинтересованы в увеличении размера прибыли, так как она оказывает значительное воздействие на развитие организации, повышает ее инвестиционную привлекательность, а также является основным условием экономического и социального развития.

Однако, несмотря на то, что прибыль является основным показателем эффективности деятельности предприятия, она не отражает эффективность его работы в целом. Более точная оценка эффективности деятельности предприятия осуществляется с помощью показателей рентабельности.

Рентабельность – это степень доходности, выгодности и прибыльности бизнеса, которая измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, а также выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

Рентабельность предприятия отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом, потребленными ресурсами или производственными затратами, что позволяет более точно охарактеризовать окончательные результаты деятельности предприятия и сравнить его прибыльность при альтернативном использовании ресурсов или капитала.

Показатели рентабельности выполняют ряд важнейших функций на предприятии. К основным из них относят:

1. Учетная функция: подразумевает фиксирование результатов деятельности предприятия;

2. Оценочная функция: позволяет сравнить фактические значения прибыли с доходами и издержками;

3. Стимулирующая функция: дает возможность предприятию успешно справляется с изменениями в экономической сфере;

4. Функция вознаграждения: позволяет собственникам предприятий увеличить свои доходы за счет увеличения стоимости вложенного капитала.

Наличие рентабельности, то есть превышение прибыли над вложенным капиталом, производственными затратами или потребленными ресурсами, позволяет удовлетворить экономические интересы государства, самого предприятия, собственников предприятия и даже работников. Государство в первую очередь заинтересованно в той части прибыли, которую предприятие выплачивает в виде налога на прибыль, которая в дальнейшем используется для решения различных социальных и экономических задач. Предприятие же заинтересованно в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении для дальнейшего расширения организации и решения ее производственных и социальных проблем. Собственники предприятия также заинтересованы в увеличении рентабельности, так как это означает увеличение стоимости вложенного ими капитала. Интересы же работников связаны с возможностью улучшения условий их материального состояния и повышения уровня социального развития.

Рентабельность имеет весомое значение в вопросах принятия инвестиционных решений. Долгосрочные инвесторы и кредиторы, инвестирующие деньги в собственный капитал предприятия, хотят быть уверены в надежности своего вклада, ведь рисковые инвестиции предполагают более высокую и долгосрочную прибыль. Для них показатели рентабельности являются наиболее точным индикатором благополучного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, ведь значение уровня рентабельности позволяет оценить способность предприятия извлекать долгосрочную прибыльна инвестиции.

Помимо вопросов инвестирования, показатели рентабельности также используются при прогнозировании размеров прибыли, координировании и контроле деятельности предприятия в целом.

Кроме того, степень эффективности управления предприятием также возможно оценить с помощью показателей рентабельности, так как для достижения максимизации прибыли необходимо принятие правильных и рациональных управленческих решений. В связи с этим, рентабельность является важным критерием для оценки качества управления на предприятии.

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность представляет собой степень прибыльности предприятия, выраженная системой относительных показателей, которая комплексно отражает доходность от использования различных видов ресурсов и капитала и характеризует финансовые результаты и эффективность деятельности промышленного предприятия в целом.

Анализ рентабельности на промышленном предприятии производится в соответствии со сводной системой показателей. Показатели рентабельности – это показатели обобщенной характеристики эффективности работы предприятия, которые показывают, насколько прибыльна его деятельность.

Показатели рентабельности могут быть объединены в группы, характеризующие:

· окупаемость затрат на производство;

· рентабельность продаж;

· прибыльность капитала.

К данным показателям относят коэффициенты рентабельности, которые в общем виде могут быть выражены как отношение того или иного вида прибыли (балансовой прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли) к определенной базе. Такое различие показателей рентабельности позволяет оценить прибыльность предприятия с различных позиций, что означает возможность рассмотрения эффективности работы предприятия в целом.

К основным показателям рентабельности можно отнести следующие коэффициенты:

· рентабельность продаж;

· экономическая рентабельность (рентабельность активов);

· бухгалтерская рентабельность;

· рентабельность собственного капитала;

· чистая рентабельность;

· рентабельность инвестиционного капитала.

 

Далее рассмотрим подробнее каждый из показателей.

Рентабельность продаж (норма прибыли) – относительный показатель,характеризующий удельный вес прибыли в объеме продаж, выраженном в денежных средствах (выручка от реализации продукции). Другими словами, рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном предприятием рубле.

Рентабельность продаж по EBIT (англ. returnonsales, ROS) определяется по следующей формуле:

 

Рентабельность продаж (ROS) = (EBIT / ВР) * 100%, (1)

где:EBIT – прибыль до вычета процентов и налогообложения;

ВP – выручка от реализации продукции.

 

Рентабельность продаж является показателем ценовой политики предприятия, а также ее способности контролировать свои издержки.

Другой показатель – бухгалтерская рентабельность – по своему содержанию напоминает показатель рентабельности продаж. Подобно ему он характеризует удельный вес прибыли в выручке от реализации продукции, то есть показывает, сколько прибыли содержится в каждом заработанном предприятием рубле. Однако если рентабельность продаж оценивает долю прибыли до вычета налогов и процентов (EBIT), то при расчете бухгалтерской рентабельности в качестве финансового результата используется прибыль до налогообложения (EBT).

Таким образом, бухгалтерская рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

 

Бухгалтерская рентабельность = (EBT / ВP) * 100%, (2)

где:EBT – прибыль до налогообложения;

ВP - выручка от реализации продукции.

 

Следующим важнейшим показателем рентабельности промышленного предприятия является э кономическая рентабельность или рентабельность активов (англ. returnonassets, ROA). Обычно он используется для сравнения предприятий, работающих в одной отрасли. Это относительный показатель эффективности деятельности предприятия, который характеризует отдачу от использования всех активов предприятия, то есть способность этих активов формировать прибыль.

Данный коэффициент показывает величину чистой прибыли, приходящейся на каждый рубль, вложенный в активы предприятия, и рассчитывается по формуле:

Экономическая рентабельность (ROA) = (ЧП/ Аср) * 100%, (3)

где: ЧП – чистая прибыль за период;

Аср – средняя величина активов.

 

При расчете показателя рентабельности активов также могут использоваться другие виды прибыли, однако в большинстве случаев оценка производится на основе чистой прибыли предприятия.

Такой показатель как рентабельность собственного капитала (англ. returnonequity, ROE) является важнейшим финансовым индикатором для собственников предприятия и его инвесторов, так как он дает возможность оценить эффективность использования вложенного в бизнес капитала.

Данный показатель в отличие от схожего показателя рентабельность активов характеризует эффективность использования только той части капитала, которая принадлежит собственникам предприятия, и показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждый вложенный ими рубль.

Другими словами, рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия.

В общем виде формулу расчета можно представить следующим образом:

 

Рентабельность собственного капитала (ROE) = (ЧП / СК) * 100%, (4)

где: ЧП – чистая прибыль; СК – собственный капитал предприятия.

 

Однако для получения более точных результатов рекомендуется использовать среднее значение величины собственного капитала за период, в котором берется значение чистой прибыли (обычно, это год). В этом случае формула расчета будет выглядеть иначе:

 

ROE = (ЧП * 365/Дп) / ((СКн.п. + СКк.п.)/2), (5)

 

где: ЧП – чистая прибыль;

Дп– количество дней в периоде;

СКн.п. – собственный капитал на начало периода;

СКк.п. – собственный капитал на конец периода.

 

Кроме того, показатель рентабельности собственного капитала может быть рассчитан с помощью формулы Дюпона. Данная формула разбивает показатель ROE на три фактора: рентабельность продаж по чистой прибыли, оборачиваемость активов и финансовый леверидж. Это позволяет более углубленно оценить полученный результат.

Формула Дюпона выглядит следующим образом:

 

ROE = (ЧП / ВР)*(ВР / А)*(А / СК) =

= Рентабельность по ЧП*Оборачиваемость А*Финансовый левередж, (6)

где: ЧП – чистая прибыль;

ВР – выручка от реализации продукции;

А – активы предприятия;

СК – собственный капитал предприятия.

 

При низком значении показателя рентабельности собственного капитала такое разложение показателя на три составляющие позволяет выявить, какой из факторов привел к неудовлетворительному результату.

Стоит также отметить, что расчет данного показателя имеет место только в том случае, если у предприятия имеется собственный капитал, в ином случае расчеты дадут отрицательные результаты, которые малопригодны для анализа.

Наравне с рассмотренными показателями существует также показатель чистой рентабельности. Он показывает долю чистой прибыли приходящейся на каждый заработанный предприятием рубль.

Чистая рентабельность рассчитывается по формуле:

 

Чистая рентабельность = (ЧП / ВР) * 100%, (7)

где: ЧП – чистая прибыль; ВР – выручка от реализации продукции.

 

Данный показатель является одним из факторов, входящих в состав формулы Дюпона, определяющей рентабельность собственного капитала. Таким образом, чистая рентабельность непосредственно оказывает влияние на предыдущий показатель.

В случае если предприятие планирует внедрение новых технологий в производство или переход на другой вид деятельности, требующий вложения большого количества инвестиций, то необходимо рассчитать еще один показатель рентабельности – рентабельность инвестированного капитала (англ. Return on capital employed, ROCE). Это относительный показатель, показывающий отдачу от собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств, вовлеченных в коммерческую деятельность промышленного предприятия. Рассчитывает как:

 

ROCE = EBIT / (СК + ДО)* 100% = (EBIT / ИК) * 100%, (8)

где: EBIT – прибыль до вычета процентов и налогообложения;

СК – собственный капитал предприятия;

ДО – долгосрочные обязательства;

ИК – инвестированный капитал.

 

Данный показатель выступает в качестве ориентира для оценки целесообразности привлечение предприятием заемного капитала под тот или иной процент. В случае если процент по кредиту превышает значение рентабельности инвестированного капитала, то предприятие будет использовать кредит неэффективно, то есть не сможет отработать проценты по нему.

Таким образом, показатели рентабельности позволяют оценить эффективность деятельности предприятия в целом. Они не имеют общепринятых нормативных значений: обычно предприятие самостоятельно устанавливает для себя оптимальные нормы рентабельности, сравнивая их с показателями по предыдущим периодам.

Также стоит отметить, что в отношении всех вышеуказанных показателей рентабельности желаемым результатом является их положительная динамика. Тенденция к снижению рентабельности означает снижение объемов продаж, излишний прирост активов или увеличение издержек на производство и реализацию продукции, и как следствие – снижение абсолютного значения прибыли предприятия.

Оценивая деятельность предприятия с помощью показателей рентабельности, любая организация должна стремиться к более высоким показателям рентабельности, ведь чем выше данные показатели, тем более эффективна и прибыльна деятельность промышленного предприятия. Для достижения этого эффекта руководство предприятия определяет пути повышения рентабельности.

Увеличение размера прибыли предприятия – основное условие повышения уровня рентабельности его деятельности.

Существует многообразие факторов, которые влияют на размер прибыли, и, соответственно, на показатели рентабельности предприятия. Их можно сгруппировать в две основные группы: внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы непосредственно зависят от деятельности самой организации, а то время как внешние влияют на прибыль и рентабельность извне.

К внешним факторам можно отнести следующие:

· изменение конъюнктуры рынка;

· изменение спроса на производимую продукцию;

· покупательская способность населения;

· инфляционные процессы;

· общеэкономическое и социальное состояние государства.

Для эффективного функционирования предприятия необходимо расширять рынки сбыта продукции, а также снижать цены на продаваемые товары. Однако это не всегда приводит к желаемому результату. В связи с этим при анализе рентабельности предприятия внешним факторам, обычно, уделяют внимание меньше, чем внутренним.

. Среди внутренних факторов выделяют:

· изменение себестоимости продукции;

· изменение объемов производства;

· ценообразование;

· ассортимент продукции и ее качество;

· эффективность использования ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия и т.д.

Другими словами, на уровень и динамику показателей рентабельности наибольшее влияние оказывает совокупность производственно-хозяйственный факторов.

Также необходимо уделить внимание направлением использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Она может быть направлена на формирование резервного фонда, фондов накопления и потребления, а также иные цели для дальнейшего расширения деятельности предприятия за счет собственных источников финансирования. Кроме того, прибыль может быть использована в качестве инвестиций в ценные бумаги других предприятий для получения дополнительного дохода, который также улучшить финансовое состояние предприятия.

Таким образом, любая организация, стремясь увеличить размер прибыли, и тем самым повысить рентабельность своей деятельности, нуждается в организации эффективного использования ресурсов и капитала, в связи с чем возникает необходимость в регулярном анализе эффективности деятельности организации, то есть анализе прибыли и рентабельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: