Что важнее: чувства или разум

странно оглядываясь то вправо, то влево, а трассы с пики­рующего «мессершмитта» настигли его наискосок, сверху, и прошли сквозь него, как раскаленная проволока; солдат покатился по снегу, крестообразно взмахивая руками, по­том тоже замер; ватник дымился на нем».

Надо сказать, что обычные в условиях угрожающей ситуации ярко выраженные эмоциональные реакции мо­гут отсутствовать у людей не только при достаточной ин­формированности их о путях преодоления опасности, но и при неосведомленности об опасности и неумении про­гнозировать ее приближение. Дети Мишель Флешар в ро­мане В. Гюго «Девяносто третий год» проснулись в зда­нии, первый этаж и чердак которого были охвачены огнем. Столпившиеся у дома люди и рыдающая, обезумевшая мать видят через окно, как трое малюток любуются ползущими по фасаду языками пламени, а лица детей при этом отра­жают лишь заинтересованность происходящим. «Там, где взрослым владеет страх, — отмечал В. Гюго, — ребенком владеет любопытство. Кто легко удивляется, пугается с тру­дом; неведение полно отваги». Но отвага ли это? По сути дела, это скорее заблуждение, обусловленное непонимани­ем надвигающейся беды, неумением адекватно оценить ее предвестники. И потому вряд ли можно говорить об отваге человека, переходящего поле, не зная, что оно заминиро­вано. Вряд ли можно говорить о героизме пассажиров воз­душного лайнера, которые спокойно сидят в своих креслах, охваченные дремотой, или лениво перелистывают страни­цы иллюстрированного журнала, в то время как командир корабля радирует на землю о том, что в самолете обнаруже­на неисправность, делающая невозможной безаварийную посадку самолета.

Иногда, в частности, в последнем примере, неведение может стать благом, так как испуганные пассажиры спо­собны лишь помешать пилотам совершить маневр, кото­рый позволил бы обеспечить минимальные повреждения самолета при посадке. Но гораздо чаще неведение вредит, ибо оно не дает возможности адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию и тем самым исключает активные действия, которые могли бы при этом быть полезны. Поэ-61


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

тому люди всегда стремятся к максимальной информиро­ванности, к предвидению будущего, создают экономиче­ские, политические, демографические, метеорологические и другие прогнозы, считая их необходимыми для оптималь­ного решения самых разнообразных тактических и страте­гических вопросов, которые ставит перед ними жизнь.

ф

Столпившиеся у дома люди и рыдающая, обезумев­шая мать видят через окно, как трое малюток любу­ются ползущими по фасаду языками пламени, а лица детей при этом отражают лишь заинтересованность происходящим.

Взаимосвязь между эмоциями и мыслительным процес­сом не исключает индивидуальных, личностных особенно­стей реакции человека в ответ на в принципе идентичные или сходные эмоциогенные ситуации. «Жизнь, — писал И.П. Павлов, — отчетливо указывает на две категории лю­дей — художников и мыслителей. Между ними резкая раз­ница. Одни — художники во всех их родах — писателей, музыкантов, живописцев и т.д. — захватывают действитель­ность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления... Другие — мыслители именно дро­бят ее и тем как бы умерщвляют, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы со­бирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Люди художественного типа живут преимущественно эмоционально окрашенными, непосредственными впе­чатлениями. Мышление их носит характер конкретный и образно-эмоциональный. Наоборот, люди мыслительного типа воспринимают окружающую действительность ско­рее несколько абстрактно, теоретически. Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, нередко изобличают неуравновешенность, непоследовательность, ненадежность, они подчас всецело зависят от переменчи­вого настроения. Такие люди могут быть отзывчивы как на хорошее, так и на плохое; они несаморегулируемы, но зато


----------------------------------------------------------- ЧТО ВАЖНЕЕ: ЧУВСТВА ИЛИ РАЗУМ? ----------------------------------------- *—ЗЭ*

могут быть довольно легко управляемы со стороны, легко внушаемы. Их можно найти как среди тех, кто с упоением слушает музыку Генделя и Баха, и среди тех, кто востор­женно чеканит шаг под бравурные звуки неонацистского марша, среди гениальных актеров и восторженных зрите­лей. Представители крайнего «мыслительного» типа обыч­но логичны в своих поступках, но черствы, эгоистичны, окружающий мир воспринимают сухо, схематично. Такие люди часто трудны в коллективе, так как они, будучи обед­нены в эмоциональном отношении, не могут понять нюан­сы психологического состояния окружающих их людей, а потому порой оказываются недостаточно тактичны с окру­жающими, не излучают «душевного тепла».

К счастью, крайние типы среди людей встречаются не­часто, большинство людей относится к промежуточному, среднему типу; но некоторое преобладание в психических процессах человека значимости проявлений мышления или эмоций можно отметить на каждом шагу. По этому призна­ку могут быть противопоставлены друг другу Дон-Кихот и Санчо Панса, Ленский и Онегин, Моцарт и Сальери, Ма­нилов и Чичиков, Кирсанов и Базаров, Нагульнов и Давы­дов...

Что предпочесть в человеке: чувства или мысли? Что для человека важнее? Мнения по этому поводу высказывались разные. Жан-Жак Руссо отдавал предпочтение чувствам. Г. Спенсер — разуму, утверждая, что в будущем человек утратит эмоциональное отношение к миру. Разногласия и споры на эту тему не потеряли остроты и в наше время. Об этом свидетельствует когда-то популярная дискуссия между «физиками» и «лириками».

Вероятно, «однобокость» в формировании психической сферы не может обеспечить полноценного ее развития, и идеальным является гармоничность личности. Но эта гар­моничность обычно достигается не стихийно, а в процессе воспитания. Однако принятые методы воспитания и обуче­ния в школе далеко не всегда могут быть определены как гармоничные, так как в процессе обучения и воспитания в школе основное значение обычно уделяется насыщению учащихся разнообразной информацией и умению под-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

вергать эту информацию логической обработке. Развитию же эмоциональной сферы внимания уделяется значитель­но меньше. Еще Д. Дидро писал: «Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучают чувству». Этот во­прос не потерял актуальности и в наши дни. По сути дела, такому серьезному разделу воспитания, как воспитанию этических и эстетических чувств, во многих учебных заве­дениях, особенно, в частности, в технических, экономиче­ских, медицинских высших и средних специальных учебных заведениях, должного внимания не уделяется. В результате получивший образование специалист нередко оказывается, как говорил Козьма Прутков, подобен флюсу, ибо доволь­но богатый запас профессиональных знаний у него сосу­ществует подчас с недостаточно развитой эмоциональной сферой. А это неминуемо сказывается на общем кругозоре человека, снижает, в конечном счете, общий уровень его развития.

Ф

«Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в кото­рой обучают чувству».

Д. ДИДРО

Неумение понимать произведения искусства не позволя­ет человеку не только получать от них духовное наслажде­ние, удовольствие, радость, но, что гораздо важнее, ограни­чивает его возможность достижения полной человеческой зрелости, которая невозможна без широкого кругозора и понимания духовной культуры человечества.

В наше время духовный мир человека не определяется его образованием. Если образованный человек эмоциональ­но беден, он часто бывает груб с окружающими людьми, невосприимчив к их радостям и горю, от него трудно ждать высокой общей культуры, такта, умения понимать людей и уважать их поступки и чувства. Невоспитанность образо­ванного человека воспринимается окружающими особенно остро, как и любой контраст. Это сопряжено с тем, что об­разование, знания придают человеку уверенность, которая при отсутствии достаточно развитых этических чувств бы-


"*3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: