А нельзя ли без эмоций

МИР


МЕДИЦИНЫ


А. С. Никифоров

ЭМОЦИИ НА 100%

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБИТ ВРАЧЕЙ И ЛЕКАРСТВА

эксмо

Москва 2009


УДК 61:159.9(03) ББК 5:88 Н 62

Никифоров А. С.

Н 62 Эмоции на 100%. Для тех, кто не любит врачей и

лекарства / А. С. Никифоров. — М.: Эксмо, 2009. — 240 с. — (Мир медицины).

ISBN 978-5-699-32833-8

Кризис в стране, финансовые проблемы, задержка заработной пла­ты будят в нас шквал эмоций. Нужно принимать меры, чтобы страх перед будущим, отчаяние и злость не стали нашими хозяевами.

В этой особенной книге читатель найдет практически все, что нуж­но для этого. От профессора кафедры нервных болезней РГМУ вы узнае­те, какими бывают эмоции и в какой области мозга формируются, зачем они нужны, какие из них полезны и как на 100% использовать возмож­ности влиять на собственное эмоциональное состояние.

Вы решительно настроены справиться с отрицательными эмоция­ми? Вы хотите найти в себе силы, чтобы приобрести то, чего, возможно, не было до сих пор, — надежную эмоциональную защиту? Вы сумеете выстоять в шаткие времена мирового или личного кризиса! Эта книга для вас!

УДК 61:159.9(03) ББК 5:88

© Никифоров А.С., 2009
ISBN 978-5-699-32833-8 © ООО «Издательство «Эксмо», 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия..................................................................................... 4

От редакции.................................................................................................. 6

Глава 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА................................................................. 7

Глава 2. У КАЖДОГО СВОЙ ТАЙНЫЙ ЛИЧНЫЙ МИР......................... 18

Глава 3. А НЕЛЬЗЯ ЛИ БЕЗ ЭМОЦИЙ?.................................................... 32

Глава 4. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУША.......................................................... 45

Глава 5. ЧТО ВАЖНЕЕ: ЧУВСТВА ИЛИ РАЗУМ?.................................. 56

Глава 6. О ЧЕМ «ГОВОРИТ» ЯЗЫК ЧУВСТВ.......................................... 67

Глава 7. СОЗВУЧИЯ И ДИССОНАНСЫ................................................... 84

Глава 8. БОЛЕЗНИ НА «НЕРВНОЙ ПОЧВЕ»........................................... 98

Глава 9. ОБУЗДАНИЕ ЭМОЦИЙ............................................................. 117

Глава 10. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ.......................................................... 139

Глава 11. БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ.................................................................. 154

Глава 12. « ТРУД — ОТЕЦ СЧАСТЬЯ».................................................... 172

Глава 13. СПОРТ И ЭМОЦИИ................................................................. 181

Глава 14. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ.................................. 192

Глава 15. И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ............................................. 199

Глава 16. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — ОСНОВА

ИСКУССТВА...................................................................................... 206

Глава 17. УВЛЕЧЕНИЕ — ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ................................. 223

Глава 18. КРИЗИС СДЕЛАЕТ ВАС СИЛЬНЕЕ........................................ 230

Заключение............................................................................................... 236


Живя, умей все пережить: Печаль и радость и тревогу.

Ф. ТЮТЧЕВ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных дей­ствий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.

От эмоционального состояния рабочего зависит произ­водительность его труда. Положительные эмоции способ­ствуют успехам в бизнесе и благополучию. Эмоции спорт­смена могут оказаться решающим фактором в достижении им победы на соревнованиях. Моральный дух солдат под­час определяет исход сражения. Успех работы научных кол­лективов также в значительной степени сопряжен с господ­ствующим в них настроением. От пессимистически настро­енных людей трудно ожидать ярких, свежих, оригинальных мыслей и решений, поэтому в наиболее плодотворно ра­ботающих коллективах, как правило, царит дух бодрости, оптимизма и даже «полосы неудач» не вгоняют в тоску и не гасят юмор.

Показательным является состояние людей в сложных жизненных обстоятельствах, например в условиях неожи­данно обрушившегося мирового финансового кризиса. Многие люди оказались в тяжелых ситуациях и, пытаясь их разрешить, находятся в постоянном напряжении, пере­живают стрессы и депрессии, которые, безусловно, отра­жаются на важнейших составляющих общества — семьях. Неспособность или нежелание понять эмоциональное со­стояние друг друга приводит к психологической несовме­стимости людей и нередко является главной причиной рас-4


---------------------------------------------- вместо ПРЕДИСЛОВИЯ -------------------------------------------- *—ЗЭ*

пада семьи. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их воспитании.

Знание человеческих эмоций и форм их выражения не­обходимо педагогу и воспитателю, руководителю учрежде­ния и владельцу супермаркета, военачальнику и тренеру спортивной команды. Оно, по сути дела, полезно каждому из нас. Ведь только человек со слабо развитым интеллектом или откровенный эгоист может пренебрегать эмоциональ­ным состоянием других людей. Чуткое отношение к окру­жающим людям — свидетельство высокой культуры, оно способствует успеху в достижении поставленных целей.

На характер наших эмоций влияют материальные и мо­ральные факторы, окружающая нас природа, архитектура городов и сел, состояние жилых и производственных по­мещений, мебель, предметы обихода, одежда, отношение к выполняемой работе и ее результативность. Но особен­но большое действие на эмоциональную сферу оказывают люди, среди которых мы живем, работаем, отдыхаем. От особенностей нашей эмоциональной сферы, ее преоблада­ющего состояния во многом зависят наши успехи и неуда­чи. При этом успехи положительно влияют на наше на­строение, а это способствует дальнейшему развитию успе­ха, тогда как неудачи снижают уверенность в собственных возможностях и порождают новые неудачи.

Люди смогли разгадать загадку молнии и грома, вы­числили расстояние до звезд, создали теорию относитель­ности, проникли в микромир, осваивают космос и глуби­ны океана, достигли Луны, но до сих пор не имеют пра­ва утверждать, что полностью постигли самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостью стремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать, мыслить. Одним из путей к самопознанию и является изу­чение проблемы эмоций, к которой тысячи лет проявляли интерес представители самых разных профессий.

Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены; из того, что известно, много дискутабельного. Тем не менее филосо­фы и психологи, физиологи и врачи смогли в значительной


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

степени развеять туман загадочности и мистицизма, кото­рый со времен глубокой древности мешал познанию чело­веческих эмоций и чувств. Они не только получили немало сведений о сущности эмоций, их значении в жизни челове­ка, но и обосновали возможность влияния на их состояние путем активного направленного воздействия. Некоторые грани захватывающе интересной и важной для каждого из нас проблемы эмоций нашли отражение на страницах этой книги.

ОТ РЕДАКЦИИ

Кто-то из великих однажды сказал, что жизнь — это до­менная печь. И, конечно же, в ней бывает жарко. Особен­но когда пламя мирового финансового кризиса коснулось почти каждого из нас.

Именно сейчас издательство «Эксмо» решило предста­вить читателю книгу, которая, мы убеждены, должна по­мочь каждому не только худо-бедно пережить горячее время финансового кризиса, но и, найдя в себе силы, приобрести то, чего у вас, возможно, не было до сих пор — эмоцио­нальную защиту, моральный дух.

Для достижения этих целей часто не хватает простого — знаний. Знания природы происхождения эмоций позво­лят вам понять, каким инструментом нужно пользоваться, чтобы справиться с отрицательными эмоциями, что нужно делать, чтобы не потерять самообладание, которое являет­ся залогом вашего будущего успеха во всем. Помочь вам в этом сможет опытнейший врач, переживший на своем веку времена посуровее нынешнего кризиса, профессор кафедры нервных болезней Российского Государственного медицинского университета Анатолий Сергеевич Никифо­ров.


Глава 1 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чув­ствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей...

К.Д. УШИНСКИЙ, педагог

– Атакуем мы наших врагов?

– Да.

– Сильны ли они?

– Нет.

– Мужественны ли они?

– Нет.

– Мы их убьем?

– Да.

– Мы их съедим?

– Да.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Такой песней сопровождался ритуальный танец, ис­полнявшийся не так уж давно воинами одного из племен Новой Каледонии перед предстоящей схваткой с врагом. Боевая песня и танец, во время которого воспроизводились жесты и движения, призванные напугать и поразить про­тивника, посеять панику в его рядах, взбадривали воинов, вдохновляли их на бой, прибавляли им сил и отваги, укре­пляли веру в победу. Опыт аборигенов подсказывал, что перед схваткой песня и танец нужны так же, как устрашаю­щая татуировка на лицах, как барабанный бой и боевой клич во время атаки; они нужны, потому что поднимают боевой дух воинов и создают нужное для победы эмоцио­нальное состояние.

Ф

Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, по­буждением), или, как говорил физиолог И.П. Пав­лов, с «рефлексом цели».

Но если одни эмоции способствуют достижению цели, то другие могут мешать осуществлению желаний, делая че­ловека пассивным, беспомощным, растерянным или обре­кая его на хаотическую, бессмысленную деятельность. Му­жественный французский врач Ален Бомбар, взявший на себя опасный труд разобраться в причинах гибели терпящих бедствие в открытом море и личным примером доказавший возможность переплыть океан в резиновой спасательной шлюпке, пришел к выводу о том, что во время морских трагедий главной причиной гибели людей является чувство обреченности, ужас перед стихией. Он писал: «Жертвы ле­гендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас погубило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!»

Что же представляют собой эмоции?.. Слово «эмоция» происходит от латинского emovere, что значит волновать, возбуждать. Со временем значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

на разнообразные по характеру экзогенные (исходящие из окружающей среды) и эндогенные (исходящие из собствен­ных органов и тканей) сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом со­стоянии организма. Философ Г.X. Щингаров определяет эмоции как «психофизиологический механизм, при помо­щи которого на «психическом» уровне отражения действи­тельности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма». Он считает, что эмоции «со­ставляют «всеобщий» момент, «язык», при помощи которо­го связываются, спаиваются отдельные звенья целостного процесса отражения действительности». Один из ведущих отечественных психологов К.К. Платонов отмечает, что «эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и яв­ления находятся к потребностям человека как организма. Не являясь еще формой познания (простейшая форма от­ражения как познания — ощущения), эмоции вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание».

Эмоции, как и мысли, — объективно существующее яв­ление, их характеризует чрезвычайно широкий диапазон разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаж­дение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворен­ность, тревога и разочарование — все это различные эмо­циональные состояния. Эти и другие эмоции, многие из которых настолько своеобразны, что название только отча­сти может раскрыть их истинную сущность и глубину, хо­рошо знакомы всем. По сути дела, всегда (по крайней мере всегда, когда человек бодрствует, не спит) у него имеются те или иные эмоции. Но ведь и сон — его наступление, глубина, наконец, характер сновидений — также во многом зависит от состояния эмоциональной сферы.

Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, по­буждением), или, как говорил физиолог И.П. Павлов, с «рефлексом цели». Выступая на III съезде по эксперимен­тальной педагогике, состоявшемся в Петрограде в 1916 г., он сказал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное зна­чение, он есть основная форма жизненной энергии каждо­го из нас... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

делается рефлексом цели, делается только людьми, стре­мящимися к той или другой поставленной ими себе в жиз­ни цели... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель...» Мотивации рассматриваются в наше время как состояния организма, которые стимулиру­ют животных и человека активно искать или избегать тех или иных раздражителей, конкретных ситуаций.

Действия, обусловленные мотивацией, возникают не как результат испытываемого раздражения, они «запуска­ются» под влиянием изменений, возникающих во внутрен­ней среде организма.

Различают первичные, безусловные, низшие, врож­денные мотивации (позывы к кашлю, чиханию, мочеи­спусканию, жажда, голод и т.п.), обусловленные нару­шением равновесия констант (постоянных показателей) внутренней среды, и высшие, сложные мотивации, возни­кающие на основе первичных мотиваций и приобретен­ных в течение жизни механизмов и навыков. Примерами высших мотиваций у животных являются такие сложные инстинктивные реакции, как стремление к гнездованию, сезонному перемещению.

Высшие мотивации у людей, благодаря высокоразвито­му интеллекту и способности к абстрактному мышлению, исключительно разнообразны. Это не только стремление к удовлетворению потребностей, необходимых для существо­вания в данных условиях, но и стремление к познанию, а также мотивы социального, эстетического и нравственного характера.

Каждой мотивации сопутствуют определенные эмоции. Они, соответственно, также условно делятся на простые и сложные.

Простые (низшие, элементарные, биологические) эмо­ции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений. Они сопряжены с мотивациями, направленны­ми на поддержание жизни организма и обеспечение про­должения рода. Возникнув на каком-то раннем этапе раз­вития живого, простые эмоции оказались полезны организ­мам, так как обеспечили им хотя и приблизительную, но зато быструю глобальную оценку воздействующих на них


"*3

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

раздражителей, а следовательно, и оценку того, что про­исходит внутри организма и в окружающей его среде. Это позволяло организмам быстро и в большинстве случаев правильно, т.е. выгодно для себя, реагировать на посто­янно возникающие изменения условий и, таким образом, адаптироваться, приспосабливаться к ним. Так как первые элементарные эмоции оказались полезны их обладателям, они не были сметены в процессе эволюции, были приняты ею на вооружение.

Простые эмоции, как отмечал один из ведущих отече­ственных нейрофизиологов академик П.К. Анохин, «могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воз­действия на организм, часто предшествуя определению ло­кализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма».

 

«…благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием всего живого — стремле­нием выжить».

П.К. АНОХИН

Если надетые утром туфли оказались тесны и растер­ли вам ногу, вы испытываете боль и вместе с тем отрица­тельные эмоции и стремитесь снять их как только предста­вится возможность, что обычно ведет к улучшению обще­го состояния. Если у вас разболелся зуб, вы принимаете обезболивающие лекарства или спешите к врачу. Крайне неприятные эмоции, сопровождающие боль, — пример элементарных эмоций. К ним могут быть отнесены также эмоциональные состояния, возникающие под влиянием го­лода, жажды, переохлаждения, сексуальных желаний, опас­ности и т.п.

Простые эмоции свойственны как человеку, так и жи­вотным, по крайней мере высшим. Судить о наличии эмо­ций у животных мы можем главным образом по их двига­тельным реакциям, но эти реакции настолько xapактерны, что, пожалуй, никто не усомнится в том, что у собаки или лошади могут быть те или иные «движения души», что на-11


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

строение играющего со своим хвостом котенка и его же переживания при виде приближающегося пса отнюдь не идентичны. А разве можно отрицать наличие эмоций у подступающей к вам шипящей гусыни, вытянувшей вперед шею, или у зайца, который «задал стрекача», спасаясь от преследующего его охотника?

Думается, что не обходятся без эмоций и «холоднокров­ные» бойцовые рыбки, которые после красочного риту­ального танца, широко раскрыв рты и выставив торчащие вперед острые зубы, бросаются в бой, стремясь нанести со­пернику таранящий смертельный удар.

Наличие эмоций у животных признано наукой, ее назы­вание — этология. Даже такие строгие поборники фактов, как физиологи-экспериментаторы, изучают эмоции, про­водя опыты на обезьянах и собаках, на быках и кошках, на дельфинах и крысах. Мало того, некоторые из них, и в частности один из ведущих исследователей проблемы эмоций физиолог профессор П.В. Симонов, считают, что «уже у животных... имеется класс потребностей, способных вызвать положительные эмоции без некоего утилитарного результата».

Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. По сути дела, первый плач ребенка можно рассма­тривать как начало его эмоциональной жизни. Кроме плача и крика, с пятой недели жизни у малыша временами по­является улыбка — мимическая реакция, указывающая на то, что ему приятно. Двухмесячный ребенок уже смеется. С третьего месяца у него можно отметить общие двигатель­ные реакции, отражающие его эмоциональное состояние.

Если в течение первого года жизни ребенку свойствен­ны лишь простые эмоции, то в дальнейшем его эмоцио­нальные реакции начинают приобретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения. «Год — это удивительный возраст, — говорил известный американский педиатр Б. Спок. — Многое меняется у вашего ребенка: его вкусы в отношении еды, его поведение с окружающими людьми, его отношение к себе и другим... Он как бы созна­ет... что он человек, личность, что у него есть свои желания и мысли». Эмоциональный мир ребенка постепенно обога-12


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

щается. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется. Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших, социаль­ных эмоций или чувств.

Чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определен­ного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельно­сти человека как личности, осуществляют саморегуляцию уже не только организма, но и личности человека, влияя на взаимодействие этой личности с человеческим обще­ством, частью которого данный человек является. Чувство любви и чувство товарищества, чувство стыда и чувство че­сти, чувства, выражающие отношение человека к труду, и чувство патриотизма, эстетические чувства и многие другие сложные эмоциональные состояния исторически оформле­ны, социально обусловлены и отражают определенные от­ношения между людьми.

 

Этические чувства постоянно корригируют поведе­ние человека и, если он ведет себя в соответствии со сложившимися у него представлениями о нормах по­ведения, он испытывает удовлетворенность собой, уверенность.

«Чувства, — пишет Г.X. Шингаров, — в отличие от эмо­ций (простых эмоций. — Прим. А.Н.), исполняют функции, необходимые для общественной жизни человека, его при­способления к общественной среде и изменения этой сре­ды, с точки зрения интересов и потребностей не только личности, но и общества... Чувства не могут существовать вне своего эмоционального проявления, но содержание их общественно. Так, любовь к Родине имеет точно опреде­ленные социальное содержание и функции, но она может проявляться в зависимости от ситуации, в которой нахо­дится личность, в различных эмоциональных реакциях».

Чувства условно делят на этические (моральные, нрав­ственные), познавательные (интеллектуальные) и эстети­ческие.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Этические чувства формируются у человека в процессе воспитания. К ним относятся чувства товарищества, друж­бы, раскаяния, долга и т.п. Степенью развития этических чувств определяется характерная для людей, сформировав­шаяся в процессе жизнедеятельности способность к само­контролю этичности собственного поведения. В их основе лежит знание норм поведения, требований морали, приня­тых в данном обществе. Этические чувства постоянно кор­ригируют поведение человека и, если он ведет себя в соот­ветствии со сложившимися у него представлениями о нор­мах поведения, он испытывает удовлетворенность собой, уверенность. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им общепринятым нормам, он может чув­ствовать неловкость. Степенью развития этических чувств определяется характерная для людей, сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности способность к самоконтролю этичности собственного поведения, именуемая совестью.

Реакцией на несоответствующее принятым нормам по­ведение человека у окружающих может быть в форме иро­нического к ним отношения или проявления порицания, возмущения, негодования, протеста.

Известно, какие тяжелые и длительные переживания, чувство стыда могут быть свойственны людям, совершив­шим неэтичные поступки или преступившим законы че­ловеческой морали. Стыд «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собствен­ного явления с тем, кем я должен и хочу быть, следователь­но, защиту моего внутреннего существа против неподобаю­щего проявления его во вне» (Г. Гегель).

...Совесть помнит все наши поступки И не стареет вопреки годам. Она скромна. Не говорит ни слова, Пока не взвесит помыслов и дел, И вдруг напомнит прямо и сурово Как раз о том, что ты забыть хотел.

В. Рыленов

Факторы, обусловливающие те или иные этические чувства, в определенной степени изменчивы и во многом


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

зависят от принятых в определенный период в данном обществе норм поведения, требований морали. Достаточ­но вспомнить хотя бы о пестроте существовавших ранее и существующих сейчас взглядов на «приличие» одежды. «Что для человека стыдно, что не стыдно? — спрашивал В.В. Вересаев. — Существуют племена, которые стыдятся одеваться. Когда миссионеры раздавали платки индейцам Ориноко, предлагая им покрывать тело, женщины бросали или прятали платок, говоря: «Мы не покрываемся, пото­му что нам стыдно». В то же время в России крестьянки считали позорным явиться на людях «простоволосою», а в некоторых странах Востока женщины до сих пор, в силу существующих обычаев, закрывают лицо паранджой». Оце­нивая эти факты, интересно отметить, что, как говорил В.В. Вересаев, «те люди, которые стыдливее нас, и те, ко­торые менее стыдливы, одинаково возбуждают в нас снис­ходительную улыбку сожаления к их «некультурности».

Ф

«Когда миссионеры раздавали платки индейцам Ори­ноко, предлагая им покрывать тело, женщины броса­ли или прятали платок, говоря: «Мы не покрываемся, потому что нам стыдно».

В.В. ВЕРЕСАЕВ

В нашем обществе взгляды на этичность одежды меня­ются в соответствии с капризами моды. Так, совсем недав­но модны были «мини» — юбки, длина которых, подобно шагреневой коже, имела тенденцию к, казалось бы, бес­конечному сокращению. Когда же наметилась опасность полной ликвидации этой принадлежности дамского туале­та, маятник моды резко метнулся в противоположную сто­рону — появились «макси».

Условность этичности одежды проявляется и в том, что приличие ее определяется также местом, где ее носят. В связи с этим костюм, который на солнечном пляже или на арене цирка нами воспринимается как вполне прилич­ный, представляется абсолютно неуместным на городской улице или в Большом зале Московской консерватории.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Этические чувства заставляют человека стремиться к со­гласованию своих поступков с моралью общества, членом которого он является, с принятыми в этом обществе зако­нами и условностями. Эти чувства регулируют отношения между людьми и способствуют сплочению их в различные по интересам и масштабу коллективы.

Познавательные чувства можно рассматривать как дви­гатель прогресса человеческого общества. Первая ступень познания — стремление к чувственному исследованию с целью выявить приятное или неприятное. Со временем по­знавательные чувства усложняются, среди них появляются такие, как чувства догадки, недоумения, сомнения, удивле­ния, чувство жажды познания, поиска, и в том числе на­учного поиска.

Тяга к знаниям, желание познать как можно больше, раскрыть еще не разгаданные тайны жизни и неорганиче­ского мира свойственны людям. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, кото­рая сжигает меня», — писал один из видных русских поэ­тов Валерий Брюсов. Стремление к познанию стимулирует развитие человеческой мысли, ведет к неуклонному обога­щению сокровищницы знаний. Научный поиск волнует и страстно увлекает многих людей, несмотря на то, что путь в науку далеко не прост; он труден, тернист и требует боль­шого напряжения и упорства. «В науке нет широкой стол­бовой дороги, — писал К. Маркс, — и только тот может до­стигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

Различные формы изучения, исследование, нучный по­иск связаны с колебаниями в эмоциональной сфере. Эмо­ции помогают преодолевать трудности, переживать неудачи и добиваться решения поставленных задач, «...без человече­ских эмоций, — говорил В.И. Ленин, — никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Силу для преодоления сложностей научного поиска дает, с одной стороны, вера в мощь человеческого разума, а с другой — бессознательно ожидаемое чувство удовлет­ворения, которое приносит с собой достигаемый в конце концов успех в работе. «Я убежден, — говорит академик


"*3

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

В.А. Энгёльгардт, — что по силе и глубине радостных эмо­ций, которые несет с собой творческий успех ученого, эти переживания совершенно того же порядка и силы, как эмоции, ощущаемые художником при осуществлении его творческих замыслов. Это самое мощное и самое высокое чувство удовлетворения, которое только может испытывать человек...» Чувство радости, которое сопутствует достиже­нию цели — научному открытию, завершению работы над книгой, пуску электростанции и т.п., — может быть очень ярким, но, к сожалению, оно обычно весьма непродолжи­тельно. Радость, вызванная окончанием работы, нередко сменяется чувством опустошенности.

Английский нейрофизиолог Клод Бернар об эмоциях, сопровождающих творческий труд, высказался так: «Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений откры­тия, которые, конечно, сильнее всех, какие человек может чувствовать. Но по какому-то капризу нашей натуры это наслаждение, которого мы жадно искали, проходит, как скоро открытие сделано. Это похоже на молнию, озарив­шую нам далекий горизонт, к которому наше ненасытное любопытство устремляется с еще большим жаром. По этой причине в самой науке известное теряет свою привлека­тельность, а неизвестное всегда полно прелестей».

 

Непродолжительность радости, сопутствующей успеш­ному завершению работы, и сменяющие ее чувство неудовлетворенности, жажда нового стимулируют человека к дальнейшему творческому труду, к новым начинаниям, не позволяя ему долго «почивать на лаврах».

Эстетические чувства в процессе отражения человеком действительности занимают особое место. В основе их ле­жит способность к восприятию гармонии и красоты. Воз­никновение и сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такими категориями, как художествен­ный образ и эстетический вкус. Художественный образ — объект, вызывающий эстетические чувства. Это может быть природный ландшафт, произведение искусства, удовлетво-17


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

ряющее требованиям эстетики, промышленное изделие и т.д. «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии» (К. Паустовский). Математик А. Пуанка­ре говорил о красоте и гармонии чисел и формул, о чув­стве геометрического изящества. Он писал: «Это настоящее эстетическое чувство, с которым знакомы все истинные математики».

Представление о художественности образа находится в непосредственной зависимости от особенностей эстетиче­ского вкуса, который Н.Г. Чернышевским расценивался как способность живо сочувствовать прекрасному в соединении с проницательным здравым смыслом. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания и жизненного опыта эсте­тическим вкусом, под влиянием воздействующих на его органы чувств различных по характеру объектов, художе­ственная ценность которых ему очевидна, может испыты­вать приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства отвращения до наслаждения и восторга.

Глава 2 У КАЖДОГО СВОЙ ТАЙНЫЙ ЛИЧНЫЙ МИР

Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна...

М.В. ЛОМОНОСОВ

Эмоциональный мир каждого человека безграничен и в какой-то степени таинствен. У драматурга В.С. Розова есть такие строки: «Вероятно, каждый человек испытывал не­понятное чувство удивления, восторга и тревоги, когда, за­прокинув голову, смотрел ночью в звездное небо. Что там за этими ярко или чуть заметно сверкающими мирами? Что это — хаос или гармония? Таинственно!.. Мне думается, что внутренний мир человека, сфера его чувств напомина­ют чем-то это звездное ночное небо. Восторг и удивление,


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

тревога и сладостное желание проникнуть вглубь. И тот же вопрос: что это — хаос или гармония?»

В разном возрасте, при различных обстоятельствах эмо­циональный мир человека широко варьирует, и палитра его чувств расцвечивается все новыми и новыми красками: то ослепительно яркими, то мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружающих, но и для него самого.

У каждого — свой Тайный личный мир, Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас.

Е. Евтушенко

Романтично настроенный молодой человек попадает в длительную командировку в экзотическую страну, побы­вать в которой мечтал с детства, но через какое-то время отмечает у себя, казавшееся ему ранее книжным, чувство тоски по родине — ностальгию и тогда только осознает, насколько «сладок и приятен» может быть «дым отечества». Филолог, специалист по вопросам античной литературы, человек, известный высоко развитым чувством такта и гу­манностью идей, во время войны, видя, как из бензобака подбитого им вражеского самолета вырываются языки пла­мени и как объятый огнем вражеский штурмовик вместе с экипажем с грохотом врезается в многострадальную землю, испытывает восторг победителя. Мог ли он всего лишь не­сколько месяцев назад в тиши своего кабинета, окружен­ный трудами древних поэтов и философов, предполагать, что сможет кого-то убить, да еще сделать это с упоением?

 

Древние китайцы признавали семь основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание.

«Человеческие эмоции, — говорит К.К. Платонов, — представляют собой весьма многогранные и тонкие ре­акции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя. Они не могут быть клас­сифицированы только по одному какому-то признаку». Тем не менее были попытки свести эмоции к минимальному количеству. Древние китайцы признавали семь основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание. Некоторые физиологи, работающие с живот­ными, считают, что «чистых» эмоций лишь три: радость, страх и гнев. Такие ограничения числа эмоциональных состояний, может быть, и удобны, так как обеспечивают возможность «объять» предмет изучения, но явно чреваты упрощенчеством и ведут к обеднению необычайно емкого понятия.

В соответствии с предложением И. Канта, эмоции при­нято делить на стенические (от греческого «стенос» — сила), т.е. тонизирующие, возбуждающие, обеспечивающие энер­гичное действие, и астенические (приставка «а» означает отрицание) — подавляющие активность человека, тормозя­щие, расслабляющие, мешающие преодолению трудностей, встречающихся на пути к цели. Данная классификация признается и отечественными учеными.

К стеническим относятся такие эмоции, как радость, злость, гнев, к астеническим — тоска, тревога, благодушие, апатия. И стенические, и астенические эмоции могут быть положительными или отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.

Все многоцветье эмоций психологи, кроме того, услов­но делят на настроения, страсти и аффекты. Настрое­ние — эмоциональное состояние, которое обычно не бы­вает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относитель­ной устойчивостью. Настроение может быть грустным или спокойно-умиротворенным, тревожным или тоскливым, торжественным или веселым. Оно является, по сути дела, фоновым эмоциональным состоянием — эмоциональным фоном.

На настроение могут влиять самые разнообразные об­стоятельства: погода, зубная боль, содержание прочитан-


"*3

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

ного утром письма, реплика встретившегося по пути на работу знакомого, ожидаемые служебные неприятности, воспоминания.

Оказавшаяся после смерти отца в Воронеже княжна Марья Болконская «...была печальна. Впечатление потери отца, соединявшееся в ее душе с погибелью России, теперь, после месяца, прошедшего с тех пор в условиях покойной жизни, все сильнее и сильнее чувствовалось ей. Она была тревожна: мысль об опасностях, которым подвергался ее брат... мучила ее беспрестанно» (Л.Н. Толстой, «Война и мир»).

Наше настроение всегда чем-то обусловлено, но это «что-то» воспринимается подчас подсознательно и остается для нас самих не совсем ясным. Когда Оленин уезжал на Кавказ, он был доволен собой и сложившейся ситуацией, настроение его было восторженным. «Люблю! Очень лю­блю! Славные! Хорошо! — твердил он, и ему хотелось пла­кать. Но отчего ему хотелось плакать? Кто были славные? Кого он очень любил? Он не знал хорошенько». (Л.Н. Тол­стой, «Казаки»).

ф

Страстными и самоотверженными учеными были М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, Н.И. Вавилов и А.Н. Туполев, К.Э. Циол­ковский, С.П. Королев.

Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональ­ное состояние. Страсть подчиняет себе основную направ­ленность мыслей и поступков человека, стимулирует его к активной деятельности, целью которой является удовле­творение совершенно определенных желаний. При этом, как пишет Г.X. Шингаров, «в сознании личности постоян­но доминирует не столько содержание движущего мотива страсти... сколько эмоции, ее поддерживающие».

Алкоголик испытывает страсть к спиртным напиткам, карточный игрок — к картам... Эти страсти пагубны для человека. Они подрывают его здоровье, подчас толкают на преступный путь. Но, как говорил В.Г. Белинский, зло не в


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

страстях вообще, а в дурных страстях. Страсть — это энер­гично стремящаяся к намеченной цели сущностная сила человека. И если страсть активизирует деятельность, на­правленную на благо людей, мобилизует на подвиги в тру­де, в науке, в борьбе за свободу, она приобретает высокую социальную значимость и заслуживает восхищения.

Страстными и самоотверженными учеными были М.В. Ло­моносов и Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и В.М. Бехте­рев, Н.И. Вавилов и А.Н. Туполев, К.Э. Циолковский и СП. Королев. В знаменитом письме к молодежи И.П. Пав­лов писал: «Большого напряжения и великой страсти тре­бует наука от человека. Будьте страстны в ваших исканиях». Страсть к любимой работе позволяет человеку достичь в определенной области подчас исключительных успехов и обусловливает чувство удовлетворенности, счастья. Можно встретить немало со страстью относящихся к своей работе фермеров и бизнесменов, врачей и учителей, полярников и деятелей сцены.

Ф

Отелло, который «любил без меры и благоразумья, был не легко ревнив, но в буре чувств впал в бешен­ство», задушил Дездемону.

В. ШЕКСПИР, «ОТЕЛЛО»

Аффекты обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас и т.п.), состояния эмоционального возбужде­ния высшей степени. И. Кант сравнивал аффект с водой, прорвавшей плотину, тогда как страсть, по его мнению, действует как поток, который все глубже и глубже про­капывает свое ложе. Аффекты, как правило, возникают в связи с совершенно определенными раздражителями и поэтому всегда конкретно направлены. В состоянии аф­фекта человек действует под влиянием главным образом эмоций. Контроль со стороны сознания при этом ослаблен, и возможны мгновения, во время которых действия вообще ускользают из-под контроля рассудка.


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

Отелло, который «любил без меры и благоразумья, был не легко ревнив, но в буре чувств впал в бешенство», заду­шил Дездемону (В. Шекспир, «Отелло»). Пьер Безухов, че­ловек по натуре глубоко гуманный, обычно уравновешен­ный и даже флегматичный, порывает с неверной женой. «Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сде­лать, было слишком страшно.

– Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

– Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне со­стояние, — сказала Элен. — Расстаться, вот чем испугали!

Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

— Я тебя убью! — закричал он, и, схватив со стола мра­морную доску, с неизвестною еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее....Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услы­хали этот крик» (Л.Н. Толстой, «Война и мир»).

Аристотель говорил: «Когда гнев или какой-нибудь по­добного рода аффект овладевает индивидом, решение по­следнего неминуемо становится негодным». И действитель­но, принимаемые человеком в состоянии аффекта решения часто не соответствуют его взглядам, убеждениям, морали, а нередко и противоречат им. Поэтому в состоянии аф­фекта не следует принимать какие бы то ни было реше­ния, особенно ответственные, тем более нельзя допускать немедленной их реализации. В такой ситуации невредно вспомнить совет немецкого писателя И. Гауга: «Ничего не начинай в гневе. Глуп, кто во время бури садится на ко­рабль».

Эмоция — производное многих обстоятельств. К ним относятся особенности характера и темперамента челове­ка, его физическое состояние и здоровье в данный момент, внешнее воздействие или, скорее, сочетание внешних воз­действий, оценка этих воздействий (как личная, так и со­циальная), самооценка и ряд других факторов, учесть кото­рые подчас оказывается довольно трудно.


sr

ЭМОЦИИ НА 100%

здорового ребенка эмоциональный мир поначалу за­висит главным образом от его самочувствия и отношения к нему родителей и других членов семьи. Со временем круг людей, с которыми ему приходится общаться, расширяет­ся, развивается речь, накапливаются знания и впечатления, формируются и совершенствуются этические, познаватель­ные и эстетические чувства. Наряду с непосредственным общением с близкими людьми, этому во многом способ­ствуют книги, газеты, радио, телевидение. Много дает шко­ла, техникум, вуз. В результате круг интересов и потреб­ностей, круг мотиваций человека расширяется, выходит далеко за пределы факторов, имеющих значение для него лично. Поэтому если можно предполагать, что неграмотно­го индейца из племени, затерянного в джунглях бассейна Амазонки, интересуют, а следовательно, и радуют или пе­чалят лишь те события, которые развиваются у него на гла­зах или в непосредственной близости от него, то на наше эмоциональное состояние воздействует и многое из того, что происходит вдали от нас, в различных концах нашей области, на необозримых просторах нашей страны, во всем мире. Нас могут волновать события в странах Латинской Америки и Ближнего Востока, результаты очередных пре­зидентских выборов в США и политическая обстановка в африканских странах; нас могут радовать достижения лю­дей в освоении космического пространства и тревожить сообщения о загрязнении атмосферы и водоемов, об ис­тощении природных ресурсов, об исчезновении некоторых видов животных и птиц. И немало наших современников могут повторить слова А.Т. Твардовского: «Я жил, я был — за все на свете / Я отвечаю головой!»

ф

«Ничего не начинай в гневе. Глуп, кто во время бури садится на корабль».

И. ГАУГА

У человека причиной эмоциональных реакций могут быть не только события, происходящие в настоящее время, но и воспоминания. При этом вспоминаются обычно имен­но те события, которые сопровождались особенно яркими


"*3

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

эмоциями положительного или отрицательного характера. Психолог П.П. Блонский убедительно продемонстрировал это следующим образом. Однажды во время лекции, на которой присутствовало 224 студента, он предложил всем слушателям взяться за перо и кратко описать первое при­шедшее в голову событие, случившееся в их личной жизни в течение текущего года, а затем вспомнить и отразить на бумаге что-либо из периода, предшествующего поступле­нию в институт. При анализе скороспелых воспоминаний психолог обнаружил: яркими эмоциями сопровождалось 80 % воспоминаний текущего года и 90 % воспоминаний более раннего периода жизни. В самом деле, попробуйте вспомнить, как вы жили 5 или 10 лет назад, и вы убеди­тесь, что в памяти всплывет лишь череда событий — пе­чальных или очень приятных, радостных или горестных; большая же часть прожитых дней, во время которых жизнь проходила по обычному стереотипу, в памяти представит­ся как монотонный фон. Это позволяет говорить о том, что яркие чувства и эмоции долго сохраняются в памяти и запоминаются лучше не сопровождающихся существенной эмоциональной реакцией мыслей и действий. Положение это не представляет собой чего-то нового. Еще современ­ник А.С. Пушкина — «певец забавы и друг пермесских дев» поэт К.Н. Батюшков выразил его так: «О, память сердца, ты сильней / Рассудка памяти печальной!»

ф

У человека причиной эмоциональных реакций могут быть не только события, происходящие в настоящее время, но и воспоминания.

Так как отрезки времени (нередко большие отрезки, иногда исчисляемые годами), когда в нашей жизни не было ничего нового, значительного, волнующего, иногда не оставляют в памяти заметного следа, они представляются скоротечными, и подчас смысл жизни, лишенной радости и бед, становится человеку неясным, при подведении итога прожитых лет у него возникает щемящее чувство сожале­ния о бессмысленно потерянном времени.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Может быть, поэтому людям свойственно стремление насыщать жизнь эмоциями и все интересное, волнующее представляется им притягательным.

«Хлеба и зрелищ!» — требовали рабы Древнего Рима. Следовательно, зрелища представлялись им такой же не­обходимостью, как и хлеб. Наиболее волнующие зрели­ща собирают обычно особенно большое число зрителей. В Древнем Риме такими зрелищами считались бои гладиа­торов, позже — рыцарские турниры, казни; в наши дни к ним можно отнести, например, корриду. А разве в цирк мы идем не для того, чтобы поволноваться, глядя на воз­душных гимнастов, совершающих головокружительные, за­хватывающие дух трюки, или посмеяться над проделками дрессированных животных? Разве не для того, чтобы полу­чить эмоциональный заряд, мы посещаем оперу, балет или эстрадные концерты, смотрим драмы Шекспира и коме­дии Мольера? И далеко не только любознательность, но и желание всколыхнуть собственную сферу чувств побуждает нас открывать томик стихов А. С. Пушкина или С. Есенина, засиживаться до поздней ночи над книгами Солженицина или Андре Труайя.

Ф

Если отрезок жизни насыщен событиями и сопряжен­ными с ними переживаниями, то впоследствии, вспо­миная о нем, порой кажется, что, в общем-то, корот­кий, но полный событий период может быть прирав­нен к гораздо более длительным периодам монотон­ной жизни.

Стремление ощутить приятное чувство победы над со­перником — один из стимулов развития спорта. Почести и награды, которые ждут победителя, еще более подогревают это чувство, а следовательно, и желание спортсмена одер­жать победу. Кстати, в спорте, как и в любом деле, приятно не только превзойти кого-то, но и ощутить, что ты преодо­лел трудности, может быть, страх и добился поставленной ранее цели. Поэтому трудно переоценить то чувство удо­вольствия, а иногда и восторга, которое испытывает лыж­ник, совершающий стометровый полет с трамплина, или


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

альпинист, преодолевший крутые подъемы, прошедший через гигантские ледники и достигший наконец одной из высочайших вершин Памира. Если отрезок жизни насы­щен событиями и сопряженными с ними переживаниями, то впоследствии, вспоминая о нем, порой кажется, что в общем-то короткий, но полный событий период может быть приравнен к гораздо более длительным периодам монотон­ной жизни. В романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег» опи­сан один из тяжелых боев под Сталинградом. Участник его артиллерист лейтенант Кузнецов в течение суток находился в самой гуще событий. Он видел трагическую смерть на­водчика Касымова, видел, как ездовой Сергуненков, стре­мясь подорвать противотанковыми гранатами вражескую самоходку, ползком под огнем противника преодолел 150 метров ровного поля, но был расстрелян в упор пулеметны­ми очередями. Он видел, как немецкий танк раздавил гу­сеницами орудийный расчет Чубарикова, видел сжавшуюся калачиком на снегу медицинскую сестру Зою, «под боком которой расплывалось темное пятно и валялся маленький, как игрушка, никелированный «вальтер». И все это при­водило к тому, что прошедшие одни сутки воспринима­лись им как бесконечные двадцать лет, «потому что память его не освобождалась, держала в себе все». Действительно, надо сказать, что периоды, насыщенные событиями, вы­звавшими сильные чувства, подчас не меркнут в памяти в течение всей жизни.

...как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней.

А.С. Пушкин

Стимулировать воспоминание и сопутствующие ему эмоции может любой раздражитель, любая ассоциация. «Если мне случится иногда здесь услышать скрып две­рей, — писал Н.В. Гоголь, — тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в ста­ринном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, май­ской темной ночью, глядящей из сада, сквозь растворенное окно, на стол, установленный приборами, соловьем, обда­ющим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

и шорохом ветвей... и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!»

Известно, что нередко те или иные положительные или отрицательные эмоции вызывают звуки рояля или празд­ничные артиллерийские залпы, запах моря, пищи или бен­зина, запах духов или цветов.

Запахи, запахи воспоминаний, Запахи первой, последней любви, Запахи беглых мгновенных свиданий. Всюду преследуют, хоть зареви!

А. Марков

Руководствуясь желанием пережить вновь минувшее счастливое время тревожной молодости, листает тяжелые фотоальбомы, пожелтевшие дипломы, грамоты оказавший­ся не у дел ветеран. Желание вновь пережить и прочувство­вать пережитое нередко является стимулом к написанию мемуаров «о времени и о себе», о пережитом, о творчестве, о людях, с которыми шел по жизни.

Бывает, что какой-то случайно попавшийся на глаза предмет, услышанный звук, воспринятый запах для поэта, художника или писателя становятся стимулом к творчеству, к созданию картины или скульптуры, стихотворения или повести, так как вызывают те или иные эмоции, а вместе с ними и соответствующие мысли. Так, однажды, а точнее, судя по записи в дневнике, 18 июля 1896 года, Л.Н. Тол­стой наткнулся у края дороги на куст репейника, который называли тогда также «татарином». Эта случайность ста­ла причиной рождения в сознании писателя удивительной аналогии и побудила его к написанию ставшей хрестома­тийной замечательной повести о Хаджи Мурате.

«Куст татарина состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висе­ла книзу, другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся, и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела,


"*3

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братьев кругом него.

Экая энергия! — подумал я. — Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается.

Надо сказать, что один и тот же факт может обусловить у разных людей неидентичные, а подчас и диаметрально противоположные реакции и быть, как сказал Н. Тихонов: «Для иных — чернее чумы, / Для иных — светлее стекла».

В период футбольной или хоккейной баталии по поведе­нию болельщиков можно видеть, что один и тот же острый игровой эпизод на поле одних радует, а других огорчает. С досадой воспринимает весть об ожидаемом дожде собрав­шийся в воскресное утро на загородную прогулку житель высотного дома на Новом Арбате; в то же время крестья­нин, живущий в пригородном районе, если дождь нужен посевам, ему радуется.

Такое явление природы, как гроза, у одних вызывает восхищение, у других робость, а Катерина в известной пье­се А.Н. Островского восприняла грозу как знамение. С дав­них пор предвестником беды считали люди солнечное зат­мение. Когда дружина Игоря Святославовича, внука Оле-гова, готовилась выступить на борьбу с половцами, «Игорь взглянул на померкшее солнце — и видит, как тьмою солн­ца и у воинов души затмились». Но «спалила князю душу жажда — изведать Дону Великого, — и знамение стало ему ни во что! …Отвага переспорила разум» князя, о чем с горе­чью поведал нам безвестный автор «Слова о полку Игоре-ве». Сейчас солнечное затмение также приковывает к себе всеобщее внимание, однако оно обычно воспринимается как абсолютно понятный результат противостояния небес­ных тел — явление, довольно любопытное в чисто зрелищ­ном отношении и представляющее определенный научный интерес, но никак не связанное с чувством страха.

Полученная двойка вызывает у одного ученика огорче­ние, другим же воспринимается безразлично; одного уче­ника она может стимулировать к активному труду, направ­ленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

в безысходности создавшегося положения и в своей неспо­собности наверстать упущенное. В аналогичной степени по-разному действуют порицания и на взрослых. Так, по­лученный выговор может либо явиться стимулом к улучше­нию работы, либо угнетает, вызывает апатию, неприязнь к выполняемой работе, ведет к дальнейшему снижению ее показателей. Кстати, эффект поощрения также не иден­тичен. Чаще оно приносит удовлетворение, реже радость и обусловливает желание работать еще лучше. Иногда же человек, получивший поощрение, решает, что он уже до­стиг совершенства, и начинает смотреть свысока на своих товарищей по работе. Он жаждет повторных поощрений и почестей и в то же время перестает совершенствовать свой профессиональный уровень, работает хуже, что со време­нем лишь обостряет противоречие между его самооценкой и отношением к нему окружающих. Такое явление иногда называют «звездной болезнью».

Не только разные люди, но и один и тот же человек мо­жет по-разному воспринимать идентичные явления в раз­личные периоды своей жизни, в разном возрасте, в разной обстановке. В зависимости от того, с каким настроением вы вернулись с работы домой, нас могут забавлять или раз­дражать шалости собственного сына.

Ф

Полученный выговор может либо явиться стимулом к улучшению работы, либо угнетает, вызывает апатию, неприязнь к выполняемой работе, ведет к дальней­шему снижению ее показателей.

В силу многих обстоятельств и, вероятно, прежде все­го в связи с характерологическими особенностями у че­ловека могут быть типичны те или иные эмоциональные состояния и реакции. Есть люди, живущие в постоянном ожидании неприятностей, робкие, пугливые, склонные к эмоциям астенического характера, а есть энергичные, как говорят, «сильные духом» люди, которые не боятся препят­ствий, верят в свои силы и возможности, умеют сохранить бодрость, оптимизм даже в самых сложных ситуациях. Но,


------------------------------------------------------------------------- ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ---------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

как бы там ни было, здоровый человек не может быть по­стоянно грустным или разгневанным, испуганным или ра­достным. Под воздействием различных факторов характер эмоций каждого человека может варьировать в большом диапазоне, и, по сути дела, каждой нормальной личности могут быть знакомы все оттенки длинной шкалы эмоцио­нальных состояний.

Эмоциональные реакции человека во многом зависят от его мировоззрения, от его самооценки, от отношения к нему окружающих. При этом следует учесть, что представ­ление о значимости собственной персоны для общества да­леко не всегда бывает верным.

Люди ограниченные, избыточно самоуверенные или просто глупые, вероятно, чувствуют удовлетворение собой и своими деяниями чаще тех, кто предъявляет к себе повы­шенные требования. Может быть, поэтому в народе и го­ворят: «дуракам легче жить». Вспомним, к примеру, само­довольство Ноздрева или Кабанихи и неудовлетворенность Чацкого или Печорина.

А.И. Куприн в рассказе «Мирное житие» поведал о ханже и лицемере, анонимщике и ростовщике Иване Наседкине: «Этот «благочестивец», сдвинув на нос старинные большие очки в серебряной оправе, наклонив набок голову, оттопы­рив губы и многозначительно двигая вверх и вниз косматы­ми, сердитыми старческими бровями, ровным отработан­ным почерком строчит анонимные письма, которые влекут за собой беду многим жителям глухого провинциального городка, затерявшегося в необъятных просторах старой чи­новничьей России. При этом он испытывает «тихую об­новленную радость и мечтательно и добродушно улыбается бритым, морщинистым, начинающим западать ртом». Он доволен собой, так как знает, что «строго блюдет посты и обличает беззаконие», и верит, что «ему уготовано в буду­щей жизни теплое радостное место, вроде того, которое ему общий почет и собственные заслуги отвели в церкви, под образом Всех святителей». Самодовольство этого «храните­ля моральных устоев» вызывает отвращение. Оно зиждется на извращенном представлении о добре и зле, в основе его лежит узколобая ханжеская мораль.


«5

ЭМОЦИИ НА 100%

Люди ограниченные, избыточно самоуверенные или просто глупые, вероятно, чувствуют удовлетворение собой и своими деяниями чаще тех, кто предъявляет к себе повышенные требования. Может быть, поэтому в народе и говорят: «Дуракам легче жить».

Чувство удовлетворения может доставить любая работа, любое занятие. Это может быть труд крестьянина или ра­бочего, врача или учителя, машиниста поезда или инжене­ра, бизнесмена или министра… Но удовлетворение может быть полным, если труд полезен не только для себя и своей семьи, но и для других людей, для тех, кто живет в твоей деревне, в твоем городе, в твоей области, в твоей стране. Немногим доступно счастье быть полезным для всего че­ловечества. «Жизнь хороша, когда ты в мире необходимое звено» (А. Майков).

Однако нормальный человек не в состоянии чувство­вать себя счастливым от собственного материального бла­гополучия, если бедствуют люди, находящиеся вокруг него. В старые времена это побуждало многих обеспеченных граждан к благотворительности. Они понимали, что ока­зание посильной помощи окружающим, обществу, стране ведет к моральному удовлетворению и в какой-то степени оправдывает не всегда безгрешный путь к собственному благосостоянию.

Глава 3 А НЕЛЬЗЯ ЛИ БЕЗ ЭМОЦИЙ?

О чем способны думать люди со слепым сердцем и глухой совестью?

МУХТАР АУЭЗОВ

В наше время иногда говорят, что эмоции не в моде. В моде невозмутимость, самоуверенность, расчет. В связи с этим иные длинноволосые модники, направляясь на па­пины деньги в первоклассный ресторан, сохраняют мими-32


"*3

А НЕЛЬЗЯ ЛИ БЕЗ ЭМОЦИЙ?

ку истукана или, что, по их мнению, видимо, тоже модно, воспроизводят на лице отрепетированную перед зеркалом надменно-презрительную мину. Они ведут себя нагло, склонны к хамству, презирают суету жизни, чувствуют себя «сверхчеловеками». Чужие беды им трын-трава. Эмоцио­нальный мир этих людей на самом деле заужен, так как круг их интересов обычно до предела ограничен и убог. Но эмоции все-таки и им не чужды: ведь и они что-то любят и чего-то боятся. Любят они вкусно поесть, сладко поспать и, когда это им удается, испытывают удовольствие, наслаж­дение, блаженство. Не любят они работы, боятся — без­денежья. По сути дела, они достаточно эмоционально реа­гируют на все, что касается их драгоценных персон, тогда как, глядя на невзгоды и радости других, проявляют полное безразличие.

А приходилось ли вам видеть людей, которые действи­тельно практически лишены эмоциональных реакций? Мне приходилось. Это были психически больные люди с явлениями так называемой эмоциональной тупости. У них нет желаний, нет мотиваций. Они ничего не хотят: не хотят двигаться, и их приходится выводить на прогулку помимо их воли, не хотят принимать пищу, и их зачастую кормят насильно. Больные с эмоциональной тупостью часами не­подвижно сидят или лежат с окаменевшим лицом; взгляд их потухший, поза безвольна. Они живы, но ко всему без­различны, и это приводит их к полной пассивности, безы­нициативности, инертности. Они живы, но живут ли они? Вряд ли кто-нибудь захочет жить такой жизнью.

Тех, которым ничего не надо, Только можно в мире пожалеть.

С. Есенин

Существует мнение, что без эмоций человек превратил­ся бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни чувство удовлетворенности, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, — писал академик П.К. Ано­хин, — как сейчас же перед нами откроется глубокая про­пасть взаимного непонимания и полной невозможности


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир та­ких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных по­нять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow