Ресурсы делятся на воспроизводимые (лес) и невоспроизводимые (нефть, каменный уголь и.д.)

Экономические потребности - часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием производства. Они выражают отношение между людьми по поводу производства и использования благ и услуг.

Удовлетворение экономических потребностей, осуществляющиеся через потребление материальных и духовных благ является естественной и главной целью производства. Связь производства с потребностями носит довольно сложный "кругообразный" характер: производство служит удовлетворению потребностей, удовлетворение потребностей обусловливает (стимулирует) дальнейшее развитие производства, в ходе которого вновь рождаются новые потребности.

С течением времени потребности растут и усложняются. Однако это не только количественный рост, но и качественное изменение. Поэтому говорят не о росте, а о возвышенности потребностей.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s))— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки — неотделимая часть любого принятия решений. Термин был введён австрийским экономистом Фридрихом фон Визером в монографии «Теория общественного хозяйства» в 1914 году.

3. В хозяйственной деятельности нет хаотического (броуновского) движения: процесс производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг осуществляется организованно.
Для того чтобы осуществлять свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.
Невольно встает вопрос «кто и как организует координацию выбора, осуществляемого людьми в процесс их повседневной хозяйственной деятельности?»
Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).
В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйствующим субъектам, в каком направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой экономической системе производитель должен осуществлять расчет своих затрат и полученных выгод. Но рассчитать соотношение выгод и затрат можно только с помощью механизма цен. Этот механизм и координирует экономический выбор людей. Такой механизм или порядок называется спонтанным (самопроизвольным). Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок - это и есть спонтанной порядок.
Имеется и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному производителю. Такая система называется иерархией. Примером иерархии является первобытная община, где вождь определяет все и вся. Иерархия - это и командно-административная система (государство в лице Госплана).
В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти руководителя или центрального государственного органа.
В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.

Экономическая проблема собственности выражается в том, кто по-хозяйски пользуется средствами производства. В связи с этим требуется найти те признаки, которые характеризуют собственника с экономической стороны:

1) субъекты по-хозяйски относятся к объектам собственности. Эффективное ведение хозяйства становится доминантой их поведения;

2) развитие экономических функций;

3) участие в получении дохода, которое способствует объективному использованию объектов собственности, ресурсов и воспроизводству его положения экономического хозяина;

4) хозяйское участие во всех экономических и социальных отношениях.

Если экономическая сущность собственности на ее объект есть монополия отдельного лица или группы лиц, а другие лица, деятельность которых связана с данным объектом, так или иначе отчуждены, имеет место экономическая частная собственность. Отчуждение несобственников охраняется государственным правом. Экономическое содержание частной собственности всегда опиралось на юридическую форму.

4. Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.[1]

Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

С позиции истории бизнеса рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

Государственное регулирование рынка — вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем.

5. Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Эластичность спроса

Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — чувствительность спроса к изменению цены (процентное изменение спроса на 1% изменения цены).

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Delta (изменение показателя); I — Income (доход)

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.

.

Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

[править] Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %. Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

7. Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.[1], продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где — функция полезности, а — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Принцип предельной полезности был изложен почти одновременно тремя учёными-экономистами Стенли Джевонсом, Карлом Менгером и Леоном Вальрасом. Хотя Джевонс изложил свои идеи в лекции, опубликованной в 1866, Менгер в «Основаниях политической экономии» в 1871, а Леон Вальрас в 1874, все трое писали независимо друг от друга. Термин «предельная полезность» был введён в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851—1926)[1].

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.[2]

8. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх.
Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей, и т. п.
Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.
Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ – разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил.
Для совокупного спроса излишек потребителя равен площади между кривой спроса и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.

9. Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

10. Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

В экономической теории выделяют четыре фактора производства:

1) труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силе как совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро;

2) капитал – созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты, используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично. Кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены;

3) земля – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории);

4) предпринимательские способности (предпринимательство) – это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.

Необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются производственным фактором

Производственная функция (также функция производства) — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий. Может выражаться как множество изоквант.[1]

11. долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.

Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого вре­мени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.

Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

12. ИЗДЕРЖКИ [cost] — выраженные в ценностных, денежных измерителях текущие затраты на производство продукции (себестоимость, включая амортизацию основного капитала) — издержки производства или на ее обращение (включая торговые, транспортные и др.) — издержки обращения.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА — полные издержки, затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им. Различают разные виды таких издержек. Постоянные издержки — затраты, имеющие место вне зависимости от объема производства, например затраты на содержание зданий, административного аппарата, на обслуживание. Переменные издержки — затраты, непосредственно связанные с объемом производства, изменяющиеся в зависимости от объема, например затраты на материалы, сырье, полуфабрикаты, сдельная оплата труда работников. Полные (общие, валовые) издержки — сумма постоянных и переменных издержек. Прямые издержки производства — издержки производства конкретной продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость. Издержки средние — средние величины издержек, приходящиеся на одно изделие, на единицу продукции (за определенный промежуток времени, либо в партии товаров, либо по группе предприятий). Издержки эксплуатационные — расходы, связанные с эксплуатацией оборудования, машин, транспортных средств, использованием, применением разных видов средств производства и предметов хозяйственного обихода. Издержки распределения — издержки, связанные с рекламой и поставкой товаров и услуг.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД [short run] - период, в котором не все ресурсы и издержки являются переменными, т.е. какие-то издержки можно считать постоянными. В экономике период продолжительностью до одного года.
В микроэкономике — период времени, в течение которого увеличение объема производства возможно осуществить только лишь за счет увеличения переменных издержек и невозможно заменить оборудование, иные основные средства. Факторы, которые не могут изменяться в К. п., называются фиксированными производственными факторами. Другое определение, которое можно привести к первому, — период, за который фирма или домохозяйство не успевают в полной мере приспособиться к изменению внешнего уровня цен.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД [long run] - период, в котором все ресурсы и издержки являются переменными.
В макроэкономике — период, достаточно долгий для такого изменения всех производственных факторов, чтобы производство и уровень цен достигли своего равновесного состояния (уровня долгосрочного равновесия);
В микроэкономике — период, достаточно длительный для того, чтобы фирма под влиянием изменившейся рыночной ситуации могла изменить объемы используемых факторов производства, или же достаточный для того, чтобы она полностью приспособилась к внешнему изменению цен. Надо указать, однако, что разделение долгосрочного и краткосрочного периодов не только проводится по-разному в разных областях экономики (напр., в анализе спроса и предложения, оценке бизнеса, оценке эффективности инвестиционных проектов), но и по-разному трактуется многими авторами.

И. разделяются на полные — суммарные (напр., за квартал, год) и единичные — в расчете на единицу рассматриваемой продукции (тоже на определенный промежуток времени), причем и те, и другие делятся на постоянные, не зависящие от объема производства (И. на содержание зданий и оборудования, фиксированные оклады руководящему персоналу, арендные платежи и т. п.), и переменные, обычно пропорциональные объему продукции (И. на приобретение материалов и сырья, заработную плату сдельщикам и т. п.). Постоянные И. оплачиваются даже тогда, когда продукция вообще не выпускается, но на долгосрочном этапе фирма может закрыть предприятие или существенно изменить его структуру и характер производства и т. д.: следовательно, постоянные И. все же могут меняться и являются предметом стратегических управленческих решений.
Единичные постоянные И. при росте выпуска обычно падают, а переменные И. в указанном пропорциональном случае остаются неизменными; но есть и иные случаи — когда общие переменные И. при повышении выпуска возрастают в еще большей мере (прогрессивные И.) или, наоборот, увеличиваются медленнее (дегрессивные И.).
Если объем продукции увеличивается, то сочетание постоянных и переменных И. обычно дает выигрыш — относительное снижение И.

Дополнительные затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции называются предельными И. Совместный анализ кривых средних и предельных издержек позволяет находить оптимальный для предприятия объем выпуска продукции и делать ряд других экономических расчетов. Кривые средних переменных и средних валовых И. U-образны. Кривая краткосрочных предельных И. возрастает после определенной точки и пересекает линии средних переменных и валовых И. в их точках минимума. Так находится оптимум выпуска — максимальный объем при наименьших в заданных условиях И.
В долгосрочном периоде выбор факторов зависит от относительных И. и от предела, до которого фирма может заменить один фактор другим. Сочетание факторов, минимизирующее И., находится в точках касания изокванты, соответствующей необходимому объему производства, и изокосты. Кривая долговременных средних И. представляет собой огибающую краткосрочных кривых средних И. производства и отражает эффект масштаба.

13. Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых

экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это

экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между

выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших

возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности

покупателей.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены,уравнению спроса и предложения.Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условияпроизводства и реализации товаров и услуг.В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс иповышение эффективности производства.В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается ихсоциально-экономическое расслоение.|Чистая конкуренция ||Характеризуется: |Множеством мелких фирм. || |Однородностью продукции. || |Отсутствием затруднений на вход и выход (из || |отрасли). || |Равным доступом ко всем видам информации. || |Отсутствует, действуют цены спроса и предложения. || |Отсутствует || |Финансовые рынки и рынки некоторых || |сельскохозяйственных продуктов ||Монополистическая конкуренция ||Характеризуется: |Множеством мелких фирм. || |Неоднородностью продукции. || |Отсутствием затруднений на вход и выход (из || |отрасли). || |Несколько ограниченным доступом к информации. || |Некоторый, в довольно узких рамках. || |Значительный упор на рекламу, торговые знаки, || |торговые марки и т.п. || |Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры || |и т.д.) ||Олигополия (Дуополия) ||Характеризуется: |Небольшим числом крупных фирм. || |Неоднородностью (или однородностью) продукции. || |Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). || |Несколько ограниченным доступом к информации. || |Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном || |сговоре. || |Очень типична, особенно при дифференциации продукта || |Сталелитейная, химическая, авиационная, || |автомобильная промышленность ||Монополия ||Характеризуется: |Одной фирмой. || |Уникальностью продукции. || |Практически не преодолимыми барьерами на вход. || |Несколько ограниченным доступом к информации. || |Значительный || |В основном реклама, связи фирмы с общественными || |организациями (благотворительность), дополнительный || |сервис. || |Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение |

 

14. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственностии хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеетсямножество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и вкаких количествах.15. Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:. рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;. характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;. рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Так как модель совершенной конкуренции является теоретическойабстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степенинесовершенны.

16. Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

17. Первый вариант такого взаимодействия заключается в том, что если риск признается высоким, то отказываются от проведения экономической операции или функционирования экономической системы, т.е. риск блокирует экономическую деятельность, а поэтому исключает реализацию, проявление других экономических категорий.
Второй вариант взаимодействия риска с другими результирующими экономическими категориями состоит в том, что принимается решение о снижения риска за счет изменения величин других экономических категорий, характеризующих операцию или функционирование экономической системы. Это могут быть: снижение дохода, например, при лимитировании объемов инвестиций в операцию; повышение затрат при реализации мероприятий по снижению риска или ограничению ущерба, например, посредством страхования; снижение ликвидности активов, используемых в операции; увеличение времени реализации операции.
Третий вариант взаимодействия риска с другими результирующими экономическими категориями состоит в том, что риск признается допустимым (находится в определенных, признаваемых приемлемыми пределах) и не влияет на другие экономические категории, за исключением дохода. При таком подходе учитывается возможность компенсации ущерба от рисков, как снижение результирующей доходности операции. Этот вариант тради-ционен для современной экономической теории.
Сущность риска как экономической категории отражают ее функции и роли. Как отмечалось, известны функции риска:
1) стимулирующая, которая проявляется в двух аспектах: конструктивном и деструктивном. Конструктивная стимулирующая функция риска состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем и конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения. Деструктивная стимулирующая функция риска проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относят к авантюрным, волюнтаристским;
2) защитная, которая имеет два аспекта - историко - генетический и социально-правовой. Историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска.

18. Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация. Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

· проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);

· проблема риска недобросовестности (moral hazard);

· проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

· В преодолении асимметрии информации между субъектами экономических отношений большую роль играет государство, устанавливающее системы лицензирования, квалификационных тестов и контроля, преследующее мошенничество и лживую рекламу. Преодолению информационной асимметрии способствуют также:

· - сертификаты качества, лицензии и прочие документы, которые подтверждают хорошую репутацию товаров (продавцов);
- гарантии и поручительства;
- страхование рисков, в том числе, социальное страхование;
- рыночные сигналы (например, на рынке труда это образование, стаж работы, престижность заведения).

19. Одним из важнейших макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой продукт (ВП). Различают валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Валовой внутренний продукт (ВВП) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны за год и только с использованием факторов производства данной страны. При расчете ВВП используют три основных метода.

  • По доходам (распределительный метод) - суммируются факторные доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны (частные лица, акционерные общества, частные предприятия, государство).
  • По расходам (производственный метод) - суммируются расходы всех субъектов на приобретение конечных продуктов.

Конкретные показатели для расчета ВВП по рассмотренным методам представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Методы расчета ВВП

ВВП, рассчитанный по доходам ВВП, рассчитанный по расходам
Заработная плата Процент Рента Прибыль Амортизация Косвенные налоги Потребительские расходы населения Валовые частные инвестиции Государственные закупки товаров и услуг Чистый экспорт

Оба метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину ВВП.

По добавленной стоимости - суммируются добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, что позволяет учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного (двойного) счета.

Добавленная стоимость (ДС) - разница между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Это стоимость, созданная в процессе производства на предприятиях и отражающая реальный вклад предприятий в стоимость конечных продуктов.

Анализ показателя ВВП по методу расчета добавленной стоимости позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП. Структура ВВП по отраслям за ряд лет характеризует структурную политику и изменения динамики развития отдельных отраслей.

ВВП исчисляется в текущих ценах реализации, поэтому в динамике его величина зависит как от изменения объема производства, так и от изменения цен. ВВП, исчисленный по текущим ценам, называется номинальным ВВП. При сравнении показателей за ряд лет используют сопоставимые цены некоторого базисного года. Фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года, называется реальным ВВП. Для исчисления реального ВВП необходимо учесть изменения общего уровня цен в стране, то есть применить индекс цен.

(3.1.)

Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции и обратного процесса - дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране. Поскольку дефлятор ВВП основан на вычислениях, учитывающих все произведенные в стране товары и услуги, он является всеобъемлющим индексом цен, применимым для измерения абсолютного уровня цен.

Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны за год не только в рамках национальной территории, но и за рубежом. Он рассчитывается аналогично ВВП, но отличается на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами.

Потенциальный ВВП - уровень ВВП, соответствующий полной занятости всех ресурсов. Особое значение этот показатель имеет при исследовании проблем экономических циклов, инфляции, экономического роста, когда анализируются причины отклонений фактического ВВП от его потенциального уровня.

Существует ряд макроэкономических показателей, которые характеризуют движение ВВП на различных его стадиях.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) - это ВВП за вычетом той части созданной продукции, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Национальный доход (НД) - сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, за вычетом косвенных налогов. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

В России НД разбивается на два фонда: фонд потребления (часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом) и фонд накопления (часть НД, поступающего на развитие производства).

Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход - доход, полученный домашними хозяйствами. Он находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.
Часть заработанного дохода (НД) используется предпринимателями для различных платежей: взносы на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций. Кроме того, формируется нераспределенная прибыль в отдельных корпорациях и фирмах. В то же время трансфертные платежи (все выплаты государства отдельным частным лицам или фирмам, увеличивающие возможность их как потребителей: пенсии, пособия и т.д.) не являются результатом хозяйственной деятельности, но представляют часть их дохода. Таким образом, формируется располагаемый доход.

Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой.

Рассмотренные макроэкономические показатели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и образуют основу и структуру национального счетоводства, которое призвано учитывать наличие ресурсов и их использование через систему счетов. Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных расчетов показателей, применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов и унифицированную по основным методологическим положениям с платежным балансом и межотраслевым балансом. Это система сбора и обработки информации, позволяющая в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения.

20. Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

· измерение объемов производства за определенный промежуток времени

· выявление существующих тенденций в экономике

· организация экономической политики государства.

К показателям, связанным с СНС, относят: Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт(ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), Национальное богатство, Сальдо внешней торговли.

21. Общее рыночное равновесие – это такое состояние экономики, при котором рынки всех товаров и ресурсов одновременно находятся в равновесии. То есть когда объем спроса на любой товар или ресурс равен объему его предложения.

Взаимодействие всех трех основных субъектов экономической систем можно представить в виде схемы кругооборота ресурсов, продуктов (доходов и расходов) (см. рис.2.1.). Экономические агенты вступают в отношения посредством двух рынков: рынка продуктов, на котором продаются и покупаются конечные блага, и рынка ресурсов, на котором продаются и покупаются факторы производства.

 

Ресурсы на рынок поставляют домашние хозяйства. Они продают рабочую силу, продают или сдают в аренду землю, здания, машины, оборудование, а также направляют на рынок ресурсов в качестве капитала свои сбережения, покупая ценные бумаги или сберегая деньги на банковских счетах.

Ресурсы, поступившие на рынок, покупаются фирмами. Стоимость купленных и израсходованных ресурсов, представляет собой издержки производства. Из купленных ресурсов фирмы производят товары, которые поставляют на рынок продуктов. В результате продажи продукции фирмы получают денежный доход, который называется выручкой. Выручка является источником выплаты доходов владельцам факторов производства.

Домашние хозяйства направляют свои доходы от продажи ресурсов (заработную плату, прибыль, дивиденды, проценты, арендную плату, ренту) на рынок товаров и услуг в качестве потребительских расходов, покупая необходимые для жизни экономические блага.

Модель кругооборота продуктов и ресурсов показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток, производимой фирмами продукции и поток расходуемых на эту продукцию денег. Оба потока протекают непрерывно и одновременно.

Для выявления важных закономерностей между производством и потреблением, доходами и расходами, ресурсами и продуктом модель значительно упрощена. В ней не рассматривается внешнеэкономический сектор, сектор накопления имущества. В этой модели существуют допущения о неизменности цен и отсутствия безработицы.

В смешанной и командной экономической системе в модель включается государство. Государство, получая от фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляет им общественные товары и услуги, осуществляет трансфертные платежи домашним хозяйствам. Также оно делает государственные покупки ресурсов на рынке ресурсов и товаров и услуг фирм на рынке товаров и услуг для выполнения государственных функций. Государственные закупки представляют собой покупку на рынке у фирм товаров и услуг, которые направляются на содержание армии, системы правоохранительных органов, государственных медицинских учреждений, органов государственного управления и т.д. Трансфертные платежи - это выплаты домашним хозяйствам из государственного бюджета в виде государственных пенсий, пособий по безработице, пособий лицам с низкими доходами, стипендий и других выплат, не связанных с оплатой труда. Так же к трансфертам относятся дотации и субсидии производителям, которые нуждаются в государственной поддержке. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды государства в соответствии с налоговым законодательством.

 

22. Совокупный спрос — объём национального производства на который будет предъявлен спрос всеми субъектами страны при разных уровнях цен.

При росте общего уровня цен в стране совокупный спрос сокращается и наоборот.

Факторы влияющие на совокупный спрос:

1. Изменение общего уровня цен в стране

2. Изменение количества и ставок налогов

3. Объёмы расхода государственного бюджета

4. Объёмы инвестиций вкладываемые субъектами в экономику

5. Потребительские ожидания изменения цен и доходов

С ростом цен совокупный спрос в стране сокращается под влиянием 2-ух причин:

1. «Эффект процентной ставки» — с ростом цен главный банк увеличивает учётную ставку процента, это приводит к увеличению процентных ставок по вкладам и кредитам, сокращает объёмы инвестиций, уменьшает совокупные расходы и совокупный спрос.

2. «Эффект дохода» — с ростом цен сбережения субъектов обесцениваются, субъекты становятся беднее и сокращают потребление (спрос).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: