Рентабельность – это относительная величина прибыльности предприятия, определяемая как отношение прибыли к стоимости производственных фондов и нормируемых остатков оборотных средств или к себестоимости продукции.
Показатель общей рентабельности предприятия:
(7.1)
где ПБ – балансовая прибыль предприятия, тыс.грн.
ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.грн.;
НОС – среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств, тыс.грн.
Рентабельность реализованной продукции в целом:
(7.2)
где ЗП – затраты на производство и реализацию всей продукции, тыс.грн.
РП – выручка от реализации продукции, тыс.грн.
Рентабельность отдельного вида продукции:
(7.3)
где ЦПі – оптовая цена і-й продукции, грн.;
СПі – себестоимость і-й продукции, грн.
Влияние на уровень рентабельности предприятия изменения балансовой прибыли согласно уравнению (7.1):
(7.4)
где ДБФ и ДБП – соответственно фактическая и плановая балан-
совая прибыль предприятия, тыс.грн.
|
|
ОФП, НОСП – плановая среднегодовая стоимость основных и нормируемых оборотный средств, тыс.грн.
Влияние на рентабельность предприятия изменений среднегодовой стоимости основных и оборотных средств согласно уравнению (7.1):
(7.5)
ОФФ + НОСФ – фактическая стоимость основных и нормируемых оборотных средств предприятия, тыс.грн.
Влияние на рентабельность продукции изменения затрат на ее производство и реализацию согласно уравнению (7.3):
(7.6)
где ЦПФ – фактическая цена реализации продукции, грн.;
СПФ и СПП – соответственно фактическая и плановая себестоимость продукции, грн.
Влияние на рентабельность продукции изменений оптовых цен на продукцию согласно уравнению (7.3):
(7.7)
где ЦПП – плановая цена реализации продукции, грн.
Общее изменение
DR = DR(ПБ) + DR(ОФ) (7.8)
DR = DR(СП) + DR(ЦП) (7.9)
На заключительном этапе анализа изучаются причины и факто-ры, повлиявшие на отклонения фактических показателей рентабель-ности от плановых, определяются возможные резервы роста рентабе-льности предприятия и выпускаемой им продукции и пути их реализации.
Задание 8. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
По данным годового отчета предприятия (приложения А–Г):
1. Определить количество экспортных контрактов по изделию 2.
2. Дать оценку выполнения плана реализации продукции по экспортным контрактам в целом и по номенклатуре.
3. Определить удельный вес объема реализации каждого вида продукции в общем объеме реализации.
4. Выявить влияние на объемы реализации продукции по экспортным контрактам изделий 1 и 2 изменения количества экспортных контрактов, средней суммы экспортного контракта и количества иностранных заказчиков.
|
|
5. Выявить причины и факторы, повлиявшие на выполнение плана реализации продукции по экспортным контрактам.
6. Результаты анализа представить в виде аналитической таблицы
Таблица 8.1 – Результаты реализации продукции по экспортным контрактам
Показатели | Усл. обозн. | План (база) | Факт | Процент выпол- нения | Откл., ± |
1. Средняя сумма экспортного контракта, тыс.у.е.: – изделие 1 – изделие 2 | СК1 СК2 | ||||
2. Количество экспортных контрактов, шт.: – изделие 1 – изделие 2 | ЭК1 ЭК2 | ||||
3. Количество иностранных заказчиков по изделию 2 | ИЗ2 | ||||
4. Среднее количество экспорт- ных контрактов на 1-го заказ- чика по изделию 2. шт. | ЭКЗ2 | ||||
5.Объем реализации продукции по экспортным поставкам, тыс.у.е.: – изделие 1 – изделие 2 – в целом | ЭР1 ЭР2 ЭР | ||||
6. Удельный вес объема реали- зации каждого вида изделия в общем объеме, % |
Продолжение таблицы 8.1
– изделие 1 – изделие 2 | КР1 КР2 | ||||
7. Влияние на объем реализации изделия 1, тыс.у.е.: – изменения количества экспорт- ных контрактов – изменения средней суммы 1-го контракта | DЭРЭК DЭРСК | ||||
8. Влияние на объем реализации изделия 2, тыс.у.е.: – изменения средней суммы од- ного контракта – изменения среднего количества контрактов на 1-го заказчика | DЭРЭКЗ DЭРИЗ |