Тема 5 теория потребительского поведения

 

Потребительское поведение рассматривается с позиций предельной полезности и кривых безразличия. Под предельной полезностью понимается величина дополнительной полезности, получаемой от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага. По мере того как количество потребляемого товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. В этом заключается закон убывающей предельной полезности, лежащий в основе закона спроса.

Подход с позиции кривых безразличия предполагает не количественное соизмерение потребностей, а лишь их ранжирование. Каждая кривая безразличия графически отображает множество наборов продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтение потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размерами потребительского бюджета. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов (групп продуктов), требующих одинаковых затрат на их приобретение.

Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. При изменении покупательной способности бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение, параллельное первоначальному. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель попадает в положение потребительского равновесия (точка касания бюджетной линии с кривой безразличия)

Необходимо учитывать два отдельных эффекта, влияющих на величину потребительского спроса. Эффект дохода возникает вследствие того, что при снижении цены потребитель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода. Эффект замещения указывает на то, что потребитель замещает подешевевшим товаром другие продукты.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, обозначенные буквами:

 

а) полезность;

б) кривая безразличия;

в) бюджетная линия;

г) эффект дохода;

д) эффект замещения;

е) принцип убывающей предельной полезности;

ж) предельная полезность;

и) товары «Гиффена»;

к) равновесие потребителя;

л) набор безразличия.

1.При снижении цен на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объемы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

2. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность.

3. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.

4. Способность блага удовлетворять потребность.

5. Кривая, отражающая наборы двух продуктов имеющие одинаковую полезность.

6.Товары, спрос на которые растет при росте цены на них.

7. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

8. Дополнительная полезность, получаемая от прироста величины потребления, равной единице блага.

9. Линия, показывающая возможные варианты продуктов, которые потребитель может приобрести на данный доход.

10. Принцип, в соответствии с которым каждая последующая единица произведенного товара обладает меньшей полезностью для потребителя, в связи с чем он согласен покупать дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.

 

УПРАЖНЕНИЯ

I. Студент еженедельно получает от родителей 20 д.е. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания по вертикальной оси, а развлечения — по горизонтальной:

а) цена продуктов питания РF — 0,5 за единицу, цена развлечений РН — 0,5д.е. ц за единицу; б) РF = 0,5д.е., РН = 1 д.е.; в) РF

= 1 д.е.; РН = 0,5д.е.;

г) РF =0,4д.е.; РН = 0,4д.е.; д) РF = 0,5д.е.; РН = 0,5д.е., но доходы студента увеличиваются до 25 д.е. в неделю; е) прокомментируйте бюджетные линии по пп. г и д и сравните их с бюджетной линией по п. а.

II. В таблице 5.1 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания F и развлечений Н, каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Задания:

1. Начертите три кривые безразличия.

2. Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

3. Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

4. Рассмотрите следующие комбинации товаров:

а) 50Н и 8F; б) 45Н и 4F; в) 12Н и 45F; г) 25Н и 16F; д) 21Н и 11F.

5. Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

6. Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?

7. Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения I,а.

Можете ли вы сейчас определить потребительский набор, представляющий максимальную полезность?

Набор 1 (кривая безразличия 1C1)   Набор 2 (кривая безразличия IC2)   Набор 3 (кривая безразличия 1Сз)  
Н   F   Н   F   Н   F  
  40 10     40 12      
  34 12     35 14      
  26 14     30 16     35.  
  21 17     25 18      
  16 20     20 21      
  12 25     16 27      
  9 30     14 33      
  7 37     12 38      
  5 43     10 44      
  4 50     8 50      

 

III. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой грампластинок и одежды. Рисунок 6.1 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки:

а) точку, в которой А максимизирует свои потребности;

б) точку, в которой А покупает только грампластинки;

в) точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров;

Таблица 5.1

 

г) точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но выходящее за пределы его бюджетных возможностей;

д) точку, в которой А покупает только одежду;

е) точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможностей А.

 

Кривая безразличия

Рисунок 5.1. Кривая безразличия и бюджетная линия

Потребителя

IV. В экономической теории известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

V. Внимательно рассмотрите следующие предложения:

1. «Джевонс полагал, что количественная определенность субъективной полезности и оценки может проявиться только в рыночных ценах товаров, услуг и факторов производства»

2. «Парето ввел вместо количественного понятия субъективной полезности порядковое, т.е. субъективное предпочтение, а вместо сопоставления порядковой полезности отдельных благ — сопоставление их наборов».

Определите, проанализировав оба фрагмента, сущность теоретических направлений – ординализма и кардинализма.

VI. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. В таблице 5.2 показана полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала — 1,5 д.е., а цена кассеты — 7,5 д.е. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

Задания:

1. Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

2. Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

3. Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

4. Изобразите на рисунке кривую предельной полезности кассет.

5. Можете ли вы установить, максимизирует ли студент полезность?

6. Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

7. Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

8. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

Таблица 5.2

Коли чество товара Журналы Кассеты
Полез-ность (ютил) Преде-льная полез-ность Отноше-ние предель-ной полезно-сти к цене mu/p Полез-ность (ютил)   Предель-ная полезность Отноше-ние предель-ной полезно-сти к цене mu/p
    - -   - -
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

VII. На рисунке 5.4 представлены четыре кривые безразличия некоего потребителя, покупающего товары Х и Y, а также прежняя UV и новая UW бюджетные линии. Точки а и b — это две точки потребительского равновесия при денежном доходе, равном 20 д.е. Определите, являются ли приводимые утверждения верными (В) или неверными (Н), если:

а) потребитель первоначально максимизирует общую полезность в точке а, так как любая другая комбинация товаров Х и Y не увеличит общей полезности;

б) цена товара Х первоначально составляла 2 д.е.;

в) цена товара Y первоначально составляла 4 д.е.;

 

Товар Х

Рисунок 5.4 Кривые безразличия и бюджетные линии

Потребителя

г) потребитель сможет передвинуться на более высокую кривую безразличия так как его реальный доход растет, когда бюджетная линия сдвигается из положения UV в положение UW;

д) увеличение денежного дохода позволяет ему передвинуться на новую бюджетную линию UW;

е) при бюджетном ограничении UW цена товара Х составит 2 д.е.;

ж) сдвиг бюджетной линии из положения UV в положение UW объясняется снижением цены товара X.

 

ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: