Тема 7 рынок в условиях совершенной конкуренции

 

Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен; число покупателей на этом рынке весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.

Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене (правило MR = МС = Р). Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость (breakeven) производства, то есть получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, обозначенные буквами:

а) средний доход (AR);

б) точка безубыточности;

в) свобода входа и выхода из отрасли;

г) предельный доход (MR);

д) совершенная конкуренция

е) кривая предложения конкурентной фирмы;

ж) точка закрытия;

з) нулевая экономическая прибыль;

и) правило MR = МС;

к) правило MR = МС = Р;

л)нормальная бухгалтерская прибыль.

1. Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товаров.

2. Условие максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует.

3. Общий доход, деленный на объем проданной продукции.

4. Означает, что фирма получает только нормальную бухгалтерскую прибыль.

5. Часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы, расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек.

6. Изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

7. Объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта.

8. Ситуация, прикоторой фирмы могут без препятствий и ограничений возникать в определенной отрасли, либо покидать ее.

9. Соответствует объему производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных издержек.

10. Условие максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.

11. Часть экономических издержек фирмы.

УПРАЖНЕНИЯ

I. Между средними (АС) и средними переменными издержками (АVС) есть определенное расстояние – заштрихованное пространство на графике (рисунок 7.1). Чем определяется величина этого расстояния между АС и АVС? Может ли восходящая часть линии АVС на каком-нибудь интервале коснуться линии АС? Дайте экономическое обоснование своему ответу.

Рисунок 7.1. — Взаимосвязь издержек производства

 

 

II. Объясните (рисунок 7.2), почему именно восходящая ветвь кривой предельных издержек (МС) является кривой краткосрочного предложения фирмы? Почему не исходящая ее ветвь? И, если условие равновесия фирмы – равенство МС и Р, то какая из двух точек пересечения линии Р и кривой МС будет точкой равновесия – т. А или т. В?

 

Рисунок 7.2. — Условие равновесия фирмы

 

III. На графиках рисунка 7.3 представлены несколько ситуаций, в которых находится фирма при различных уровнях рыночной цены. Попытайтесь при помощи заштрихованного прямоугольника показать: в случае 1 максимизацию прибыли на определенном интервале выпуска продукции; в случае 2 минимизацию убытков. Укажите в случае 3 точку нулевой прибыли; точку прекращения производства. Что предпринимает фирма в условиях падения цены до Р5?

 

Рисунок 7.3.— Поведение фирмы при различных уровнях

Цены

 

IV. На рисунке 7.4 показаны кривые общих издержек и общего дохода гипотетической фирмы. Внимательно изучите график и ответьте на вопросы.

1). Какому типу рынка соответствует этот график? Почему?

2). Какой временной период отражает график: краткосрочный или долгосрочный? Почему?

3). Какова цена товара, выпускаемого фирмой?

4). Какова величина постоянных издержек фирмы?

5). При каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль?

6). При каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

 

 

 

Рисунок 7.4.— Кривые TC и TR

 

V. Если общие издержки производства описаны в таблице 7.1, то какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции при сложившейся цене одной ед. в 60 руб. и размере постоянных издержек 60 руб.?

 

Таблица 7.1

Общий объем производства            
Общие издержки в руб.            

 

VI. На рынке в условиях совершенной конкуренции действуют 10 фирм, общие издержки которых описываются одинаковыми функциями: TC=q 2 — 10q + 35. Рыночный спрос задан функцией:Q= 110 — Р, где Q— объем рыночного предложения. Найти равновесную цену и объем производства каждой из фирм.

 

VII. Издержки представительной фирмы в отрасли с совершенной конкуренцией определены как ТС = 2q3 — 8q2 + 12q. Рыночная цена установилась на уровне 44 руб. за изделие.

1). Определите размер прибыли, получаемой фирмой в краткосрочном периоде.

2). При условии, что издержки краткосрочного периода становятся долгосрочными, определите уровень цен в отрасли.

 

VIII. Фирма, функционирующая на рынке совершенной конкуренции, выпекает 4 млн. буханок хлеба в месяц. Если средние переменные издержки составляют 2,5 д.е., а средние постоянные издержки 0,5 д.е., то при цене 3,5 д. е. за буханку какую прибыль фирма получит за месяц?

 

IX. Фирма — совершенный конкурент максимизирует прибыль при объеме производства 12 ед. Какова рыночная цена продукта и прибыль фирмы, если функция общих издержек фирмы имеет вид ТС = 2q2 + 3q?

 

X. Предельные издержки фирмы — совершенного конкурента составляют МС = 2q2 - 13q, а цена, по которой продается про­дукция, равна 15 руб. Определите, каков объем продаж фирмы, максимизирующей прибыль.

 

XI. Предложение продукции конкурентной отрасли определено как Q5 = Р — 2, а функция спроса QD = 60 — Р. У одной из фирм отрасли кривая предельных издержек МС = Зq + 10, постоянных затрат фирма не несет. Определить цену, отраслевой объем производства, предложение фирмы и прибыль, если ее фирма получает.

ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: