Принято считать, что чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным является рынок.
В чистом виде ни совершенная конкуренция, ни чистая монополия, как правило, не существуют. Поэтому их принято называть условными рыночными структурами в отличие от реально существующих структур. Тем не менее, без изучения этих идеальных моделей нельзя понять реально существующие формы рынка, которые представляют собой синтез в определенных пропорциях различных черт присущих совершенной конкуренции и монополии.
Она может быть ценовой и неценовой.
Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Чистая монополия – крайняя форма несовершенной конкуренции, т.е. полный антипод совершенной конкуренции. Монополия неизбежна в рыночной экономике, более того сама конкуренция порождает монополию: каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом, чтобы радикально сократить расходы на ведение конкурентной борьбы.
Монополия нередко бывает и желательна: в условиях экономического кризиса она является наиболее жизнеспособной экономической структурой. Монополия по-своему способствует и конкуренции, вытесняя фирмы из одних отраслей и обостряя борьбу в других.
Таким образом, монополия и конкуренция, являясь полярными рыночными структурами, тем не менее взаимосвязаны друг с другом. Исторически монополия выросла из свободной конкуренции и продолжает сосуществовать с ней, порождая различные структуры несовершенной конкуренции.
Таким образом, в зависимости от способа конкуренции между собой участников рыночных отношений, различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. При этом, под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на два типа: монополистическую конкуренцию, олигополию.
В экономической теории принято считать, что совершенная конкуренция – это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:
1. Отрасль должна быть представлена достаточно большим количеством продавцов – фирм и индивидов, которые предлагают один и тот же продукт (услугу) множеству покупателей. Следовательно, доля каждого отдельного производителя в общем объеме производства отрасли незначительна. Поэтому любой продавец в таких условиях воспринимает рыночную цену на выпускаемую продукцию как экзогенно заданную величину и не в состоянии повлиять на нее.