Совершенная конкуренция как рыночная структура

Конкуренция и ее виды

Взаимоотношения предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конку­рентной борьбы или конкуренции. Конкуренция означает со­перничество предприятий, каждое из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производи­мых товаров и условия их реализации.

По составу участников борьбы конкуренция бывает:

1. Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимате­лей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены то­вара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имею­щие более высокие - разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция - это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений науч­но-технического прогресса, усилению деловой активности, по­иску новых рынков сбыта своих товаров.

2. Межотраслевая. Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного произ­водственного использования своих средств (инвестиций). Ре­зультатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по за­кономерности: равный доход на равную инвестицию).

По методам соперничества различают следующие виды конкуренции:

1. Ценовая. Это борьба в области ценовой стратегии пред­приятий. В зависимости от конкретных условий, складываю­щихся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить кон­курентов свернуть производство из-за нехватки сырья, пере­купленного по высоким ценам, сделать производство убыточ­ным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция - это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.

2. Неценовая. Этот вид конкуренции включает разнообраз­ные формы борьбы за потребителя, например путем улучшения качества товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элемен­том рыночного механизма, но сам ее характер и формы раз­личны в разных рыночных структурах. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при при­нятии решений относительно цен, объема производства про­дукции и других параметров хозяйственной деятельности.

До середины XIX века для экономически развитых стран бы­ла характерна совершенная (свободная) конкуренция, что оп­ределялось небольшими размерами предприятий и многочис­ленностью производителей. Однако со второй половины столетия картина начала резко изменяться: крупные предприятия постепенно начали захватывать все большую долю рынков от дельных товаров. Наряду с совершенной конкуренцией появ­ляется несовершенная конкуренция.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, назы­вают рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль, доступность информации.

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной орга­низации всего национального хозяйства и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно вы­деляют следующие четыре их типа (модели рынка): совершен­ная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигопо­лия и монополия, Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воз­действовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показыва­ет, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Рынок совершенной (свободной) конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каж­дый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Доля каждого производителя на рынке настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену то­вара и вынуждены - соглашаться с ценой».

Участники рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производст­ва, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомле­ны о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхо­да: любая фирма при желании может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явле­ние редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственной продукции, рынки не­которых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения,

Как пример рынка совершенной конкуренции с трудом, но можно назвать рынок сельскохозяйственной продукции

Основными предпосылками совершенной (свободной) конкуренции являются:

- большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

- совершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в длительном периоде;

- полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

- высокая степень однорости производимых отраслью товаров

- каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: