Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивален-тны при приемлемой для потребителя и производителя цене.
Данный график (таблица 1.4) выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е является равновесная цена Ре и равновесный объем Qе. Точка Е характеризует равенство Qe = Qs = Qd, где Qs – объем предложения, Qd – объем спроса.
Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате дейст-вия конкурентных сил.
Если реальная цена будет больше равновесной (Р1), то объем спроса при такой цене Q1 будет меньше объема предложения Q2. В этом случае производители предпочтут снизить цену, нежели продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения (Q2 – Q1) будет показывать понижающее давление на цену.
Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р2), то объем спроса будет равен Q3, то-вар станет дефицитным. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В ре-зультате избыток спроса (Q4 – Q3) будет оказывать давление на цену.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне Ре, при котором объемы спроса и предложения равны.
Цена спроса – это максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар или услугу. Выше нее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкурентный рынок, или это предельно минимальные цены, по которым производители готовы продать свою продукцию или услуги. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как тогда производство и сбыт становятся убыточными.
Механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.
Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность
Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяю-щих спрос. Эластичность спроса по цене – показатель чувствительности объема спроса к изме-нению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к про-центному изменению цены:
Ed = Процент изменения Q/ Процент изменения Р,
где Ed – коэффициент эластичности по цене; Q – количество товара, на которое предъяв-
лен спрос; P – рыночная цена товара.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.
Выделяют три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
- 7 -
1) неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены. Если спрос характеризуется абсолютной неэластичностью, то говорят о нулевой эластичности;
2) увеличение приобретаемого товара больше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса;
3) приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в 2 раза – означает единичную эластичность спроса.
- 8 -
Лекция 2. (Теория)
2.1. Перекрестная эластичность спроса по цене
2.2. Эластичность предложения по цене
2.3. Блага и их типология. Товар. Меновая стоимость
2.4. Общая и предельная полезность блага
2.5. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия
2.6. Предельная и совокупная полезность
2.7. Эффект дохода. Эффект замещения
2.8. Кривые безразличия и их свойства
2.9.Максимизация полезности потребителя






