Предельная и совокупная полезность

Предельная полезность есть полезность от потребления дополнительной единицы продук-та / услуги.

Таким образом, совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара.

Графики (таблица 2.6.) иллюстрируют поведение совокупной и предельной полезностей. Можно заметить, что совокупная полезность растет по мере увеличения единиц потребляемого продукта, но растет все медленнее и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно со-кращается. Когда предельная полезность становится равной нулю, совокупная полезность дости-гает своего максимума. Если продолжить потребление далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной, а совокупная полезность начнет уменьшаться.

Прослеживается и такая взаимосвязь совокупной и предельной полезности: предельная полез-ность есть отношение изменения совокупной полезности к изменению потребляемого количест-ва продукта:

MU = Δ TU / Δ Q

При бесконечно малых изменениях данный показатель представляет собой не что иное, как первую производную от совокупной полезности, если последняя представлена как функция от потребляемого количества продукта:

MU = Δ TU / Δ Q/

 

Эффект дохода. Эффект замещения

Эффект дохода. При прочих равных условиях понижение цены товара Х ведет к росту благосостояния домохозяйства потребителя. Понижение цены равнозначно увеличению дохода, который можно истратить на приобретение большего, чем ранее, количества товара Х, равно как и любого другого товара / услуги. При этом произойдет перемещение вниз по кривой спроса на товар Х и параллельный сдвиг вправо кривой спроса на другие товары (например, товар Y) (таб-лица 2.7.).

Эффект дохода от понижения цены товара Х состоит в увеличении потребления товара Х в связи с ростом благосостояния. Это равнозначно повышению реального дохода, т.е. бюджетная линия может быть передвинута параллельно вправо.

Эффект замещения. При падении цены товара Х он становится относительно дешевле про-чих, а потому более привлекательным для потребителей. В результате может принципиально из-мениться структура потребления домохозяйства, а именно увеличиться потребление товара Х за счет сокращения потребления других товаров, в первую очередь товаров-заменителей. Это явле-ние получило название эффекта замещения. Графически его можно продемонстрировать в виде параллельного смещения кривой спроса на товар Y влево (таблица 2.8.).

С понижением цены товара Х изменится ценовое соотношение в товарной паре X – Y, соответ-ственно, изменится угол наклона бюджетной линии.

 




double arrow
Сейчас читают про: