Монополистическая конкуренция и эффективность. Вклад в понятие монополистической конкуренции внес американский экономист Э.Чем-берлен

Вклад в понятие монополистической конкуренции внес американский экономист Э.Чем-берлен. Это понятие появилось в его книге «Теория монополистической конкуренции», в которой он произвел разъяснение того, что те цены, которые реально существуют на то-варном рынке, не могут в целом относиться ни к чистой конкуренции, ни к чистой моно-полии. Такие цены стремятся к промежуточному состоянию, которое обусловлено сочета-нием обоих факторов этих рынков. Сочетание монополии и конкуренции достигается в так называемой монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – рыночная модель, когда относительно небольшое количество фирм предлагает однородную продукцию, но похожую друг на друга.

Монополистическая конкуренция подразумевает дифференциацию продукции. Много-образие же продукции подразумевает индивидуальные свойства продукции (например, за-патентованные товарные знаки, фирменные названия, упаковка или же сам вид продукции – цвет, форма, качество). При розничной торговле в качестве дифференциации продукции могут выступать само торговое место, его местоположение, фирменная одежда продавца, манера общения с покупателями, стиль, в котором оформлено торговое место.

В монополистической конкуренции в одинаковой доле представлены представители двух противоположных сторон (как конкурентной, так и монопольной среды).

Признаками монополистической конкуренции являются:

1) фирма-монополист имеет относительно небольшую долю рынка и незначительный контроль над ценой;

2) невозможным является сговор нескольких фирм с целью ограничения объемов производства с последующим завышением цен на свою продукцию;

3) фирмы не взаимосвязаны;

4) политика фирмы избирается ею самой. Реакцию конкурентов можно не брать в рас-чет, так как влияние действий одной фирмы на рынок незначительно.

В условиях существования монополистической конкуренции соперничество фирм мо-

жет быть сосредоточено не только на цене продукции, а в большей степени на качестве товара, рекламе своей продукции, тех условиях, в которых реализуется этот товар.

Под экономической эффективностью монополистической конкуренции понимают, что с учетом эффекта масштаба производство становится равнодоступным как для чистой кон-куренции, так и для монополистов. В связи с этим чистая конкуренция считается более приемлемой, чем чистая монополия. Это связано с тем, что чистая конкуренция позволяет использовать лучшую из существующих технологий производства и равномерно распре-делять имеющиеся ресурсы в зависимости от существующих потребностей общества. Но так как эффект масштаба доступен для фирм-монополистов и недостижим для свободной конкуренции, неэффективность чистой монополии просто очевидна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: