Жилой фонд большинства российских городов делится на несколько групп характерной застройки:
1) жилье низкого качества;
2) типовое жилье;
3) застройка сталинских времен;
4) дома улучшенной планировки;
5) элитное жилье.
Структура спроса не совпадает со структурой предложения. Предложение – избыток малогабаритного типового панельного жилья, спрос - недостаток кирпичных домов улучшенной планировки, коттеджей, современной малоэтажной застройки.
Сезонность: летнее замирание цен, осенью с повышением деловой активности повышается спрос и начинают расти цены.
Жилье имеет специфические характеристики, определяющие его комфортность и полезность для владельца или арендатора. На спрос и предложение на рынке жилья будут влиять параметры, которые характеризуют:
1) строение, в котором расположено жилье;
2) квартиру (комнату);
3) месторасположение жилища;
4) благоустройство жилища;
5) инфраструктуру микрорайона;
6) стоимость жилища.
Аренда жилья относится к числу наиболее активных сегментов рынка недвижимости (по причине увеличения собственников приватизированного жилья и доступности цен по сравнению с куплей-продажей). В структуре предложения преобладают одно- и двух- комнатные квартиры, часто являющиеся вторым жильем у владельца.
Спрос на рынке арендуемого жилья сосредоточен либо на очень дешевом, либо на очень дорогом жилье.
Сезонность на рынке аренды жилья: после спада в феврале, к середине апреля возрастает активность, связанная с желанием отъезжающих за город владельцев сдать свои квартиры на лето. В сентябре с окончанием отпускного сезона и началом учебного года – новый подъем активности.
Рынок загородного жилья
На рынке загородного жилья присутствует три основных участника.
1. Продавцы частных загородных домов.
2. Строительные организации – подрядчики, строящие на заказ.
3. Застройщики, выполняющие строительство домов и целых поселков для их последующей реализации.
Большинство новых загородных домов, выставляемых на продажу, рассчитано на состоятельных покупателей и учитывает их типичные требования:
1) в отношении месторасположения (расстояние от города, направление);
2) готовность к эксплуатации и все современные коммуникации;
3) близость мест отдыха (водоемов, лесных массивов и т.п.);
4) повышенные требования к личной безопасности и сохранности своего имущества.
На загородные дома существует значительный разброс цен спроса и предложения, причем спрос чаще фиксируется на значительно более низком уровне, чем предложение (по причине небольшого количества сделок и недостатка рыночной информации).
Предложение на рынке загородных домов имеет три основные составляющие:
1) новая застройка;
2) старая застройка (жилье бывшее в употреблении);
3) объекты незавершенного строительства.
Сезонность: осень – период спада деловой активности и цен.