Тема 6. Прогнозирование и планирование деятельности организации (предприятия)
Понятие прогнозирования и планирования. Генеральная стратегия организации, ее назначение. Типы экономических стратегий и факторы, определяющие их выбор. Этапы разработки стратегии организации. Виды и взаимосвязи функциональных стратегий. Основные разделы плана развития организации (предприятия): маркетинговая стратегия и определение прогноза объема продаж; методы расчета оптимального объема производства; характеристика плана производства и реализации продукции как основного раздела всех видов планов предприятия; производство и реализация продукции (работ, услуг); развитие науки и техники, капитальные вложения; материально-технические обеспечение; труд и кадры; издержки производства и реализации продукции; повышение эффективности производства; финансовый план; социальное развитие коллектива; мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Характеристика маркетинговой стратегии и основные матричные модели определения прогноза объема продаж: простая четырехклеточная, "Бостон консалтинг групп", "Воздействия на прибыль" и др.
Товарная стратегия предприятия - план производства и реализации продукции. Понятие валовой, товарной и реализованной продукции, валового и внутризаводского оборота, формирование товарного ассортимента.
Бизнес-план предприятия (проекта, сделки), его назначение. Характеристика разделов бизнес-планов, его взаимосвязи; методика разработки и оформления.
Вопросы:
1. Каковы понятие, типы, виды и этапы прогнозирования и планирования?
2. Какова сущность бизнес-плана предприятия (проекта, сделки), его назначение?
Тема 7. Производственная программа организации (предприятия), методы ее обоснования
Понятие производственной программы предприятия, характеристика ее разделов, показателей и назначение. Ее преемственность и отличие от плана производства и реализации продукции. Исходные материалы для разработки производственной программы: объем, номенклатура, ассортимент и сроки поставок продукции, организации производственного процесса и технологического цикла. Методологические основы планирования производственной программы: разработка технико-экономических норм, нормативов и измерительных показателей.
Обеспечение программы производственными мощностями, трудовыми и материальными ресурсами, капитальными вложениями. Производственная мощность, ее виды. Методика расчета производственной мощности: входной, выходной, среднегодовой. Факторы, определяющие динамику мощности. Показатели использования производственной мощности.
Вопросы:
1. Каково понятие производственной программы предприятия, характеристика ее разделов, показателей и назначение?
2. Какова методика расчета производственной мощности: входной, выходной, среднегодовой?