Цивилизация средневекового Запада: основные ценности

Термин «средние века» был введен итальянским гуманистом Флавио Биондо в XV в., т. е. в эпоху Возрождения. С появлением данного термина Средневековье наделили негативным эпитетом «темные века». Это было сделано для того, чтобы придать большую выразительность достижениям, которые дала миру античная эпоха и возвысить значение грядущих перемен Нового времени. Сегодня мы видим, насколько несправедливы были те, кто принижал значение Средневековья. Именно в этот период жизни человечества произошло рождение Европы как социально-политического и культурного явления. Европейцы совершили важные сдвиги в области производства, социальных отношений, духовной жизни. В Средние века возникло большинство современных государств, определились их границы, были заложены этнокультурные основы будущих наций. Появились парламенты, суды присяжных, первые конституции. Возникли «проекты» общества благоденствия и равенства всех людей.

Имея в виду Западную Европу, можно говорить о Средневековье как о самостоятельной цивилизации, унаследовавшей в определенной степени черты предыдущей античной эпохи. Из Римской империи в Европу пришло христианство, латинский язык, римское право, некоторые обычаи и традиции. Но справедливости ради следует подчеркнуть, что «генетическая память» об античности на ранних этапах Средневековья была выражена очень слабо. Правильнее будет сказать, что западноевропейская цивилизация – это продукт «этнического котла» эпохи «великого переселения народов», связанного с натиском варварских племен.

В современной исторической науке взгляд на данную эпоху до сих пор неоднозначен. Много споров вызывает периодизация, а также соотношение категорий «средневековье» и «феодализм». Обоснованными считаются на сегодня следующие хронологические рамки: история Средних веков начинается в V в. и заканчивается в кон. XV в. Внутри данного периода выделяются следующие этапы:

· раннее Средневековье (V–IX вв.) – время формирования этнического состава Европы и возникновения европейских государств;

· классическое Средневековье (IX–XI вв.) – время господства феодализма;

· позднее Средневековье (XII–XV вв.) – время кризиса средневекового общества и возникновения индивидуального предпринимательства, время зарождения нового общественного строя – капитализма.

Рассмотрим характерные черты цивилизации западного Средневековья.

1. Лидирующая роль городов, становившихся центрами торговли, свободомыслия, развития искусств и образования. Экономические отношения в них регламентировались ремесленными цехами и купеческими гильдиями. В Северной Италии возникли города-государства Генуя, Венеция, Флоренция с республиканским строем. Во Флоренции появились первые шерстяные мануфактуры и впервые сложились основные классы буржуазной эпохи – промышленная буржуазия и наемные рабочие. Эти города славились архитектурными постройками, в них жили и творили великие мастера изобразительного искусства. Городскую культуру отличали антифеодальные и реалистические тенденции. С кон. XI в. в городах стали создаваться университеты, преподавание в которых велось на латинском языке. К кон. XV в. в Западной и Центральной Европе их было 65.

Средневековые города сильно отличались от современных по своему внешнему виду. Они были окружены высокими стенами (каменными или деревянными) с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений. Ремесленники и беднота строили дома в несколько этажей и очень близко друг к другу, вследствие чего улицы были темными и очень узкими. Долгое время в городах Европы не было мостовых, водопровода и канализации, а единственным просторным местом оставалась рыночная площадь с собором и ратушей (зданием городского совета). Дома и улицы освещались факелами, и потому нередко случались пожары.

2. Строгая иерархичность общества. Практически не ограниченные права сюзерена, или сеньора (в средневековой Западной Европе – покровитель зависимого от него вассала; верховным сюзереном был король), а также многочисленные феодально-церковные поборы и повинности вызывали крестьянские и городские восстания: ХIII в. – восстания «пастушков» во Франции, крестьян под предводительством Ивайла в Болгарии, XIV в. – восстание Уота Тайлера в Англии, тюшенов – во Франции, XV в. – «Гуситские войны» в Чехии, XVI в. – Крестьянская война в Германии, Нидерландах и др. Все они часто перекликались с волнениями и мятежами в городах. Их содержание и форму определяли процессы, связанные с разложением феодального строя, первоначальным накоплением капитала, генезисом капитализма.

3. Зарождение мирового рынка. В эпоху Великих географических открытий (XV–XVI вв.) усилились международные контакты: торговля, обмен информацией, культурные связи между Западом и Востоком. Торговые пути переместились на Атлантику, в Балтийское и Северное моря. Было заложено колониальное могущество Португалии и Испании. Результатом Великих географических открытий, основным стимулом которых была жажда восточных сокровищ, стало создание мировой колониальной системы, хищническая эксплуатация населения захваченных территорий, работорговля, массовое вымирание целых народов. С этого времени Запад явственно накладывает свой цивилизационный отпечаток на все последующее мировое развитие.

4. Господство религии в духовной сфере. «Религия», «религиозность» являются ключевыми словами средневековой цивилизации. Все, о чем говорилось в Священном Писании, принималось людьми на веру, которую ставили выше разума. Основным жизненным принципом надолго стали слова, приписываемые Тертуллиану: «Верю, ибо абсурдно». Все события для средневекового человека объяснялись божественным промыслом. Само бытие было пронизано религиозной символикой и тайными знаками. Мир представлялся книгой, в которой виноградная лоза читалась как символ Христа, дракон, змей – как символ дьявола, голубь – как символ Святого Духа, лилия – как символ невинности и т. д. Другие прочтения книги мира преследовались и наказывались. Философии отводилась роль «служанки богословия».

5. Специфичность развития научных знаний и техники. Восток превосходил Западную Европу по уровню материально-технического и научного развития. Он стал для европейцев своеобразным посредником в деле распространения и утверждения передовых идей и технологических новшеств. Взаимообмен между Востоком и Западом значительно обогатил материальное разнообразие обоих континентов, положительно сказываясь на предприимчивости и творческой энергии людей.

В распространении научных знаний немалую роль сыграло книгопечатание, изобретенное в Китае в VII в. В 1434 г. немецкий ювелир И. Гуттенберг создал механический печатный станок с разборным металлическим шрифтом и прессом. К 1500 г. книгопечатание получило известность уже в 12-ти странах. Оно стало не только мощным фактором культурного подъема, но и воплощением одной из первых технологически наиболее совершенных идей рождавшегося массового производства. В XII в. итальянские, испанские и французские мастера освоили известную на Востоке технологию производства бумаги из тряпичных отходов.

Базу развития будущей машинной индустрии составили мельницы – водяная и ветряная. Они применялись для приведения в действие молотов, открытия ворот в порту, в железоделательном производстве, сельском хозяйстве. Исключительное значение для прогресса техники имели механические часы, появившиеся в Европе уже в VII в. как первый автомат, основанный на утилитаризации физических свойств равномерного движения. В XV в. мастер Хейнляйн из Нюрнберга сконструировал карманные часы. С распространением механических часов стало меняться миропредставление средневекового человека – ремесленники и купцы осознали время как принадлежащую им ценность и превратили его в предмет купли-продажи.

6. Особенности политического развития. Средневековье стало временем существования феодальных монархий, поддерживаемых церковью, эпохой постоянных усобиц и многочисленных войн. На смену античным империям пришли вассально-сеньориальные и сословно-представительные монархии, имперские ассоциации и торговые союзы. Средневековая Европа была биполярной (по определению Ф. Броделя). Два торгово-политических союза конкурировали между собой: Ганза (союз городов центра северной Европы со столицей в Брюгге, а затем в Любеке) и республики Апеннинского полуострова (Венеция, Генуя). В XVI–XVIII вв. сложился стабильный абсолютистский режим, который характеризуется совершенствованием средств производства, формированием национального самосознания, появлением абсолютных монархий (Ю. В. Яковец назвал этот период предындустриальной, раннекапиталистической цивилизацией). Эпицентрами становления предындустриальных обществ были Италия, Франция, Германия, в которых активно развивались буржуазные отношения.

 

Вопросы

1. Генезис западноевропейского Средневековья.

2. Духовные основы цивилизации средневекового Запада.

3. Городская европейская культура в Средние века.

4. Мироощущение и образ жизни средневекового человека.

5. Влияние Востока на развитие средневекового Запада.

 

Методические советы

1. При раскрытии первого вопроса подумайте над тем, почему Средневековье назвали «темными веками»? Можно ли такую трактовку данного периода считать правильной? Почему она появилась именно в эпоху Возрождения? Подтвердите свой ответ фактами.

Как вы понимаете слова современного историка Жака Ле Гоффа о «новом мире, возникшем из слияния римского и варварского миров»? Что такое феодализм? Когда и почему он возник? Почему западноевропейский путь развития феодализма называют «синтезным»?

Составьте схему социального устройства западноевропейского средневекового общества. Как строились взаимоотношения феодалов и крестьян? Как они менялись с течением времени? Почему в эпоху Средневековья люди объединялись в корпорации, а в античный период такой потребности не было?

Какие факторы, на ваш взгляд, стали определяющими в формировании ценностных ориентаций средневекового человека? Как вы думаете, какую роль в истории средневековой Западной Европы сыграла борьба светской и духовной власти?

2. Во втором вопросе главный акцент должен быть сделан на роли христианства в истории европейской средневековой цивилизации. Приведите факты, подтверждающие эту роль и свидетельствующие о том, какое место христианские ценности занимали в культурной жизни людей.

Какие культурные ценности были присущи крестьянству, рыцарству, духовенству, сословию горожан? В какой мере оправдано понимание культуры с позиций социальной принадлежности ее носителей? Составьте сравнительную таблицу «Типы средневековой культуры», в которой разберите церковную, рыцарскую, городскую и сельскую культуру: их идеалы, характерные черты и формы проявления.

3. По третьему вопросу выясните, что представлял собой средневековый город и какую роль он играл в социально-экономической жизни Западной Европы. Приведите примеры, подтверждающие мысль французского историка Ф. Броделя: «…Запад явственно склонился в сторону городского развития. Его города толкали его вперед». Какие новые черты привнесла в городскую жизнь средневековая ментальность? Каким образом научно-технические достижения сказались на градостроительстве и городской жизни? Необходимо помнить, что градостроительная культура находилась в прямой зависимости от состояния общества, его социально-экономических и культурных условий, а также от конкретной исторической ситуации.

4. Изучая содержание четвертого вопроса, попытайтесь определить, какими были образ жизни и культура повседневности средневекового человека? Какие новые явления, по сравнению с античностью, несла в себе семейная жизнь средневекового европейца? Каким было правовое и общественное положение женщин и детей в тогдашнем обществе? Существовали ли в то время демографические проблемы и почему?

5. Анализируя пятый вопрос, попробуйте разрешить следующую проблему: в каких областях знаний Восток превосходил Европу? Постарайтесь изложить ее, учитывая специфику традиционных цивилизаций Востока. Выясните, какие заимствования с Востока помогли европейцам усовершенствовать материальную сторону жизни, добиться экономического роста и прогресса. Существенным подспорьем в этой работе может стать мультимедийный CD-курс «Мир Средневековья: Духовные истоки и культурные традиции».

Завершая рассмотрение особенностей европейской средневековой цивилизации, необходимо обратиться к проблеме культурного наследия Средневековья, его роли в формировании современного общества. Что имел в виду французский историк Ж. Ле Гофф, сказав: «Мы живем среди материальных и интеллектуальных остатков Средневековья»? О каких «остатках», доживших до наших дней, говорил историк?

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 128–136.

2. Мир Средневековья: Духовные истоки и культурные традиции: CD. М: ЦНИТ МЭИ, 2004. Раздел «Культура средневекового Запада».

 

Дополнительная литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3-х т. Т. 1: Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Его же. Избранные труды. В 4-х т. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.

4. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

5. Семенникова Л. И. Цивилизация в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

6. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.

 

Тема 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: