Эпоха эллинизма (30-е гг. IV в – II в. до н. э.)

Новый период истории Месопотамии связан с именем Александра Македонского и его завоевательными походами 334–323 гг. до н. э. Разгромив Персидскую империю, он создал гигантскую державу со столицей в Вавилоне. В итоге Месопотамия оказалась включенной в орбиту греческой культуры. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. регион вошел в состав государства Селевкидов (династии, основанной Селевком – одним из полководцев Александра), а со II в. до н. э. стала частью азиатских владений Рима.

Рассматривая вкратце основные достижения культуры Месопотамии, следует сказать, что среди важнейших культурных достижений шумеров остается изобретение письменности – то, что они передали последующим локальным цивилизациям. Шумерское мировоззрение оказалось настолько убедительным, что его восприняло большинство стран Древнего Востока. Шумеры заложили фундамент литературной традиции, которая позже легла в основу вавилонского «Эпоса о Гильгамеше». Ученые Вавилона развивали такие направления как математика, медицина и астрология, которая в Средние века приобрела по всей Европе репутацию «халдейской» науки. В самом деле, многие исследования и открытия вавилонских ученых были тесно связаны с такими магическими практиками, как заклинания и гадания. Наука и магия, сливаясь воедино, оставались здесь привилегией жречества.

В Нововавилонском царстве возводили храмы и светские постройки, свидетельствовавшие о высоком профессиональном и художественно-эстетическом уровне их создателей. То же самое можно сказать и о дворцах ассирийских столиц. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Иранское (персидское) искусство – еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников. Оно более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев.

Цивилизация Древнего Египта отличается особой неповторимостью и своеобразием. Ее история и культура поистине уникальны и до сих пор во многом представляют собой загадку. Египетская цивилизация возникла в Африке на берегах великой реки Нил, с которым теснейшим образом связана вся жизнь этой страны. Во многом специфика этой цивилизации обусловлена существованием единой ирригационной системы. В истории Египта, насчитывающей несколько тысячелетий, принято выделять следующие периоды:

· Додинастический (IV тыс. до н. э.) – начало становления единого государства на территории Египта; формирование государственных объединений Верхнего и Нижнего Египта; появление первых фараонов (царей);

· Раннее царство (XXXIII–XXIX вв. до н. э.) – объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью одного фараона; становление монархического государства и формирование его социальной структуры;

· Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) – усиление централизации государства; оформление структуры царских, вельможных, храмовых хозяйств; формирование жестких административно-хозяйственных механизмов управления;

· Первый переходный период (XXIII–XXI вв. до н. э.) – распад Египта на враждующие номы; децентрализация системы управления ирригационными системами;

· Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.) – восстановление единства страны, расширение ее территории и начало расцвета как великой державы; борьба с номовым сепаратизмом; активная внешняя политика;

· Второй переходный период (XVIII–XVI вв. до н. э.) – нашествие кочевых племен гиксосов; правление гиксосских династий; борьба египтян за изгнание чужеземцев;

· Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) – период наивысшего могущества Египта, связанный с внутренними преобразованиями, экономическим ростом, внешнеполитическими успехами и развитием культуры;

· Третий переходный период (XI–X вв. до н. э.) – общий упадок страны; постепенная потеря Египтом своих завоеваний, отделение Нижнего Египта от Верхнего в сер. XI в.;

· Позднее царство (XI–VI вв. до н. э.) – период правления чужеземцев в Египте; замедление экономического и культурного роста; постепенная утрата самостоятельности в ходе многочисленных завоеваний; 525 г. до н. э. – начало персидского владычества в Египте.

Фундаментальным принципом египетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Правда, это стоило очень дорого, и далеко не все оказывались в состоянии построить гробницу, оплатить труд художников по росписям ее стен каноническими сценками из реальной и загробной жизни, оплатить создание саркофагов, погребальных масок и уже потом – изготовление мумии. Тем не менее, древние египтяне совершили подлинную революцию в представлениях о бытии. Они как бы восстали против смерти и с успехом победили ее.

При всей специфичности представлений древних египтян о жизни в загробном царстве, их заупокойный культ заслуживает большого внимания в силу двух основных причин. Во-первых, через содержание верований народа можно более точно почувствовать дух культуры в целом. Во-вторых, именно специфика заупокойного культа привела к тому, что египтяне стали первооткрывателями существенных направлений: как в науке, так и в искусстве. Здесь мы (впервые в истории культуры) находим четко сформулированные эстетические идеалы. Большими достижениями ознаменована заупокойная архитектура Древнего Египта, поскольку большие надежды возлагались на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Наивные представления привели к созданию шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды (всего известно чуть более 60-ти). Каким образом египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не ясно до сих пор.

 

Вопросы

1. Ранние цивилизации Древнего Востока: общая характеристика.

2. История и культура цивилизаций Месопотамии.

3. Характерные черты цивилизации Древнего Египта.

 

Методические советы

1. При изучении первого вопроса следует, прежде всего, получить четкое представление о следующих терминах и категориях: «древность» («древний мир»), «Древний Восток», «Ближний Восток», «Передняя Азия», «локальная цивилизация», «архаический». Важно выявить те признаки и черты, которые присущи всем обществам и цивилизациям Древнего Востока. Обратите внимание на хронологические и географические параметры истории древневосточного региона. Попытайтесь ответить на вопрос о причинах возникновения первых цивилизаций в этой природно-географической зоне. Раскройте роль и значение ирригационной экономики как фактора становления и развития цивилизации в данном регионе. Насколько она может считаться эффективной? Какие дополнительные факторы повлияли здесь на цивилизационный скачок?

2. При рассмотрении второго вопроса опишите территориально-географические параметры региона Месопотамии. Дайте характеристику ее природно-климатическим условиям, покажите специфику народонаселения, подчеркните особенности региона, способствовавшие появлению здесь «речной цивилизации». Проследите последовательность смены на данной территории разнообразных локальных цивилизаций. Подумайте над следующими вопросами:

· в чем состоит специфика ирригационной экономики Месопотамии по сравнению с другими цивилизациями;

· какие особенности социальной организации данного региона можно выделить;

· почему Шумерская цивилизация возникает именно как совокупность городов-государств;

· в чем вы видите причины смены локальных цивилизаций, существовавших на территории Месопотамии;

· в чем состоит значение изобретения письменности шумерами, и как ее развитие повлияло на культуру других цивилизаций Месопотамии?

· раскройте особенности и специфические черты мифологии и религии Месопотамии;

· охарактеризуйте канон искусства Месопотамии; расскажите о месопотамском искусстве на конкретных примерах;

· какие научные знания и открытия Месопотамии востребованы в других цивилизациях;

· в чем вы видите влияние культуры Месопотамии на культуру других цивилизаций и народов древности?

3. В ответе на третий вопрос охарактеризуйте Египет как «речную цивилизацию». Рассмотрите и проанализируйте египетскую историю. На какие основные периоды принято делить историю Египта? Какой принцип положен в основу такого деления? В чем состоят характерные особенности каждого периода? Проследите процесс образования египетского государства, формирования его социальной структуры. Дайте определение следующим категориям: «ном», «фараон», «монархия», «сакрализация», «обожествление».

Анализируя развитие культуры, следует помнить, что в Древнем Египте мифология, религия, искусство и наука были тесно связаны между собой целостностью мышления, опиравшегося на традиции. Попытайтесь объяснить, в чем выражается «традиционность» египетской культуры. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

· в чем выражались мифологические представления египтян о происхождении мира, богов, человека;

· раскройте специфику религии Древнего Египта; расскажите о египетском культе, ритуалах, храмовой обрядности;

· можно ли отделить египетскую мифологию от религии;

· приведите примеры египетских мифов и дайте им толкование;

· в чем выразился «протест» египтян против смерти; как это отражалось в их повседневной жизни, труде, социальных отношениях;

· какое место занимали в жизни египтян «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов»; что такое «Книга мертвых»;

· можно ли считать реформу Аменхотепа IV (Эхнатона) попыткой перехода от политеизма к монотеизму?

Знакомство с искусством Древнего Египта следует начать с выработки представления о каноне, которым руководствовались мастера и художники страны при создании своих шедевров. Обратите внимание, какие именно виды искусства были развиты в Египте, объясните их предназначение. В чем состоит специфика искусства Амарнского периода? Вследствие чего произошла трансформация искусства? Какая судьба постигла эти новшества? Рассматривая развитие научных знаний в Египте, необходимо обратить внимание на условность применения к ним термина «наука». В чем состоит важность, уникальность и неповторимость достижений египетских ученых? Какие из них повлияли на дальнейшее развитие знаний? Итоговый вопрос, который следует задать себе при рассмотрении культуры Древнего Египта, сводится к тому, оказала ли она какое-то влияние на другие цивилизации и почему?

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 9–44.

2. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Васильев Л. С. История Востока: учебник. В 2-х т. Т. 1. М.: Высшая школа, 2001.

2. Виноградова Г. З., Подкопаева И. А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: конспект лекций. М.: Издательство МЭИ, 1999. – С. 15–23.

3. Глебкин В. В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. М.: Добросвет, 2000.

4. История Древнего Востока: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2005.

5. Капустин М. П. История мировой культуры. Древность: учебное пособие. М.: Флинта, 2000.

6. Керам К. Боги, гробницы, ученые (любое издание).

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

 

 

Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: