Сущность, значение и структура розничного товарооборота

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

К показателям, характеризующим товарооборот, можно отнести следующие:

- объём товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

- однодневный объём товарооборота (в рублях);

- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб. и %);

- объём товарооборота на одного работника и на 1 м2 торговой площади;

- среднегодовое изменение товарных запасов;

- товарооборачиваемость (в днях и количестве оборотов).

Значение

 

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Центрального банка России.

В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения – с другой.

Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

Структура

Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Структуру розничного товарооборота определяет соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами. В настоящее время, когда рыночное состояние экономики оценивается как кризисное, изменяется и структура розничного товарооборота. Растёт удельный вес продовольственных товаров в объёме розничного товарооборота. Высокими темпами увеличивается спрос и реализация товаров с регулируемыми ценами (молоко и молочные продукты, хлеб и др.). В составе совокупного расхода семей продукты питания занимают высокий удельный вес. Переключение спроса большинства населения на приобретение основных продуктов питания отрицательно сказалось на объёме и структуре реализации непродовольственных товаров. Наметилась тенденция уменьшения удельного веса товарооборота в производстве товаров народного потребления и в денежных доходах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: